Приказ ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88 стр. 2

5. Заявитель должен располагать лабораторно-технической базой, собственной или сторонней, о которой представляет справку с описанием используемых технических возможностей, подтвержденную копиями документов об аккредитации и копиями договоров аренды либо подряда. При этом заявитель должен подтвердить, что принимает на себя ответственность за результаты работ, выполняемых силами и средствами сторонней организации.
6. При рассмотрении вопроса о допуске в Единую систему преимуществом пользуются инспекционные организации, у которых экспертиза товаров является основным видом деятельности, имеется аккредитованная Госстандартом России лабораторно-технической база, опыт экспертной работы с заявленными товарами более 1 года, действующая система обработки и передачи информации, международное признание и зарубежная инфраструктура, налажено взаимодействие с территориальными органами ВЭК России, ГТК России и Госстандарта России.
7. ВЭК России рассматривает заявление инспекционной организации с прилагаемыми документами в срок, не превышающий 30 дней с даты получения заявления.
В проведении предварительной экспертизы материалов заявки при необходимости и в пределах своей компетенции принимают участие члены рабочей группы Межведомственного совета, образованного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 155.
При наличии замечаний по поступившим материалам ВЭК России в указанный срок письменно сообщает о них заявителю, а срок рассмотрения заявления продлевается на период, необходимый инспекционной организации для устранения указанных замечаний.
8. Если заявление и прилагаемые материалы отвечают всем требованиям, ВЭК России составляет заключение, которое представляется на обсуждение Межведомственного совета.
9. Межведомственный совет рассматривает заключение и рекомендует или не рекомендует ВЭК России предоставить данной инспекционной организации допуск для работы в Единой системе.
10. ВЭК России, с учетом рекомендации Межведомственного совета, принимает решение о предоставлении инспекционной организации допуска к работе в Единой системе или отказывает ей в допуске, о чем в течение 10 дней письменно информирует заявителя.
11. При положительном решении о включении организации в Единую систему ВЭК России направляет ей Типовой договор о допуске инспекционной организации к проведению экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров для рассмотрения, заполнения и подписания его претендентом на допуск.
12. После согласования всех договорных условий ВЭК России заключает с указанной организацией Договор и выдает ей Свидетельство установленного образца, подписанное Руководителем ВЭК России и заверенное гербовой печатью.
Заключение вышеназванного Договора и выдача Свидетельства является юридическим основанием для полноправной работы инспекционной организации в Единой системе и выдачи инспекционных отчетов установленного образца.
13. Свидетельство о включении в Единую систему выдается уполномоченным лицом ВЭК России заявителю под роспись в журнале регистрации свидетельств.
Одновременно указанному лицу выдается один экземпляр подписанного сторонами Договора, указанного в п. 13 настоящего Положения.
14. Свидетельство и Договор действуют в течение 1 года. Действие Свидетельства и Договора может продлеваться ВЭК России на такой же срок при отсутствии нарушений условий Договора со стороны инспекционной организации и при положительных результатах ежегодных контрольных проверок инспекционной организации.
15. Решение об отказе инспекционной организации в допуске в Единую систему может быть принято прежде всего в случаях:
- недостоверности данных, содержащихся в материалах, представленных российской или иностранной организацией - заявителем в ВЭК России;
- отсутствия у заявителя технических возможностей для проведения экспертной оценки, а также современных средств обработки и передачи отчетной информации;
- отсутствия у заявителя соответствующих финансовых возможностей для покрытия вероятных убытков, причиненных ненадлежащей экспертизой, а также страхования профессиональных рисков в экспертной деятельности.
16. Контроль за соблюдением инспекционными организациями условий работы в Единой системе, других требований, предусмотренных Договором, заключенным с ВЭК России, и правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет ВЭК России. Данная контрольная деятельность ведется Экспертно-инспекционным управлением центрального аппарата и территориальными органами ВЭК России
17. За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств инспекционная организация может быть досрочно лишена допуска в Единую систему. Досрочное лишение допуска влечет аннулирование Свидетельства, выданного инспекционной организации ВЭК России, и прекращение действия вышеупомянутого Договора.
18. Решение о досрочном лишении инспекционной организации допуска в Единую систему принимает ВЭК России.
19. Мотивированное решение ВЭК России о досрочном лишении инспекционной организации допуска направляется инспекционной организации письмом за подписью Руководителя ВЭК России, скрепленным гербовой печатью, и с уведомлением о вручении адресату.
20. Досрочное лишение допуска отменяет право инспекционной организации проводить экспертную оценку количества и качества экспортируемых товаров в рамках Единой системы с момента получения ею указанного письма с уведомлением.
21. Информация об инспекционных организациях, включенных в Единую систему и исключенных из нее, доводится ВЭК России до сведения экспортеров, их вышестоящих органов и заинтересованных органов исполнительной власти. Указанная информация может освещаться в российских и зарубежных специальных и общих средствах массовой информации.
Согласовано:
Первый заместитель Министра
торговли Российской Федерации
Митрофанов И.Л.
Заместитель Председателя
Государственного таможенного
комитета Российской Федерации
Свиридов О.Н.
Первый заместитель Министра
Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства
Фонарева Н.Е.
Первый заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по стандартизации и метрологии
Коровкин И.А.

Положение о порядке проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации (утв. приказом ВЭК РФ от 6 мая 1999 г. N 88)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертной оценки количества и качества товаров, экспортируемых из Российской Федерации, вводимый во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 155.
1.2. Целью экспертной оценки товаров является обеспечение равноправного положения российских экспортеров на мировом рынке, своевременного и полного поступления валютной выручки и защиты других их законных интересов, а также предотвращения претензий по количеству и качеству российских товаров и повышения их конкурентоспособности.
1.3. Экспертная оценка количества и качества товаров может проводиться только независимыми инспекционными организациями, прошедшими аккредитацию Госстандартом России на техническую компетентность в области обеспечения единства измерений и допущенными Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в Единую систему экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров (далее по тексту Единая система).
Порядок допуска инспекционных организаций в указанную Единую систему определяется Положением, утвержденным Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю по согласованию с Министерством торговли Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.
1.4. Экспертная оценка экспортируемых товаров проводится по заявкам российских экспортеров. Российские экспортеры заявляют экспертную оценку экспортируемых ими товаров в силу обязательности такой экспертизы, введенной действующим российским законодательством, либо на добровольной основе.
На территории Российской Федерации экспертная оценка количества и качества экспортируемых товаров, а также отбор образцов (проб), по которым проводится исследование, осуществляется до момента предъявления товаров таможенному органу для производства таможенного оформления и таможенного контроля.
1.5. Независимо от обязательности или добровольности экспертизы российский экспортер вправе на свое усмотрение привлечь к проведению экспертизы любую инспекционную организацию, получившую в установленном порядке допуск в Единую систему (далее Уполномоченная инспекционная организация).
1.6. Экспертная оценка количества и качества экспортируемых российских товаров должна осуществляться на уровне и с соблюдением условий, соответствующих международным нормам и правилам с учетом нормативных документов и действующего законодательства Российской Федерации.
1.7. Требования настоящего Положения являются обязательными и распространяются на все виды экспортируемых товаров, заявленных российскими экспортерами для проведения экспертизы по количеству и качеству.
1.8. Основанием для проведения заявленной экспертизы конкретного товара является договор, заключенный российским экспортером с Уполномоченной инспекционной организацией. Обязанность Уполномоченных инспекционных организаций заключать такие договоры и брать по ним ответственность за результаты экспертизы, а также нести бремя защиты экономических интересов экспортера, устанавливается Договором, заключаемым между каждой Уполномоченной инспекционной организацией и Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в соответствии с Положением, упомянутым в п.1.3.
1.9. Заявитель обязан представить Уполномоченной инспекционной организации все материалы и документы, необходимые для проведения экспертизы.

2. Требования к Уполномоченным экспертным организациям

2.1. Уполномоченная инспекционная организация оказывает российским экспортерам услуги в пределах Договора о допуске данной инспекционной организации в Единую систему.
2.2. В случае, если для проведения экспертизы Уполномоченная инспекционная организация привлекает другие аккредитованные Госстандартом России инспекционные организации либо отдельных экспертов, ответственность за результаты экспертизы в полном объеме несет Уполномоченная инспекционная организация.
2.3. Уполномоченная инспекционная организация, вступающая в договорные отношения с экспортером-заявителем экспертизы (далее - Заявитель), обязана передать ему копии Свидетельства о допуске в Единую систему, Договора с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю об условиях указанного допуска, а также проект договора на осуществление экспертизы и (или) других услуг, оказываемых в пределах компетенции Уполномоченной инспекционной организации.
2.4. В рамках Единой системы не допускается посредническая деятельность Уполномоченных инспекционных организаций.
2.5. Стоимость услуг по экспертной оценке количества и качества экспортируемого товара и порядок расчетов за них определяется Договором, заключаемым Уполномоченной инспекционной организацией с Заявителем экспертизы конкретного товара (товаров). Данным Договором определяются также сроки и место проведения экспертизы с учетом момента перехода права собственности на товар.
2.6. Заключая Договор, Уполномоченная инспекционная организация обязана включать в него условия об осуществлении силами и средствами Уполномоченной инспекционной организации страхования рисков, связанных с товаром, прошедшим экспертную оценку, и о защите других законных интересов экспортера.
2.7. При проведении экспертизы эксперт обязан руководствоваться международными требованиями к процедурам экспертной оценки, установленными Руководствами ИСО/МЭК и Eвропейскими стандартами, с учетом российских правовых и нормативных документов, действующих в этой области.