1.18. В соответствии со статьей 45 Транспортного устава железная дорога при выдаче скоропортящегося груза на станции назначения проверяет его состояние, массу и количество мест в случаях прибытия груза с нарушением срока его доставки, несоблюдения температурного режима при перевозке в рефрижераторных вагонах.
1.19. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах с поддержанием температурного режима, к коммерческому акту прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме в пути следования, заверенная подписью руководителя обслуживающей бригады.
1.20. По заявке грузоотправителя для перевозки повагонными отправками скоропортящихся грузов с печным отоплением железная дорога предоставляет крытые вагоны. Печи и печное оборудование предоставляются и устанавливаются грузоотправителем за свой счет.
Перевозка скоропортящихся грузов с проводником осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте.
Железная дорога может предоставить грузоотправителю по его заявке отдельный вагон для проезда проводников с оплатой согласно тарифному руководству.
В отдельных случаях на договорных условиях и с разрешения МПС России проводник может следовать в служебном вагоне рефрижераторных секций или в автономных рефрижераторных вагонах со служебным отделением (АРВ-Э).
1.21. После выгрузки скоропортящихся грузов грузополучатель должен тщательно очистить вагоны, контейнеры, а пол и стены изотермических вагонов, контейнеров при необходимости протереть.
Промывка и, в необходимых случаях, дезинфекция вагонов после перевозки скоропортящихся грузов, сырых продуктов животного происхождения, животных проводится железной дорогой за счет грузополучателя в соответствии со статьей 48 Транспортного устава.
Промывка и дезинфекция контейнеров, в том числе рефрижераторных, производится грузополучателем.
Обеззараживание подкарантинных грузов, вагонов, контейнеров производится органами Госинспекции по карантину растений.
1.22. На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, в установленном порядке выдается соответствующий документ.
После ветеринарно-санитарной обработки рефрижераторных секций или АРВ-Э руководителю обслуживающей бригады выдается копия указанного документа, которая служит основанием для погрузки в них скоропортящихся грузов, в том числе подконтрольных органам Госветнадзора.
1.23. При перевозке грузов в рефрижераторной секции грузоотправитель должен представить накладную и другие сопроводительные документы на каждый грузовой вагон.
1.24. Импортные скоропортящиеся грузы, следующие через морские, речные порты и пограничные передаточные станции не в прямом международном сообщении в количестве менее повагонной партии, могут перевозиться одной отправкой в изотермических и крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах с учетом обеспечения сохранности грузов.
II. Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов
2.1. Грузоотправитель при погрузке скоропортящихся грузов должен размещать и укладывать их в вагоне, контейнере без загрязнения мест, повреждения тары и внутреннего оборудования вагона (контейнера).
2.2. При наличии на стенах вагона, контейнера вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладывают вплотную к ним, а при отсутствии брусков и гофр - на расстоянии 4 - 5 см от торцевых и продольных стен.
2.3. Скоропортящиеся грузы (кроме плодоовощей) укладывают плотным штабелем без применения реек.
Ящики при плотной укладке размещают по длине вагона (контейнера) плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона (контейнера), который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками.
Грузы, перевозимые в бочках, мешках, сетках при некратности размеров мест груза и ширины вагона (контейнера) размещают симметрично продольной оси вагона (контейнера).
2.4. Бочки устанавливают вертикально укупорочным днищем, втулкой вверх в один или несколько ярусов либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов должны применяться прокладки. Бочки емкостью более 200 дм3 устанавливают на прокладки толщиной не менее 2,5 см, шириной 15 - 20 см и длиной, равной наибольшему диаметру бочек. При закатывании бочек в изотермические вагоны на напольные решетки должны настилаться доски или щиты. Не допускается погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в изотермические вагоны и более 100 дм3 в контейнеры.
В каждый ярус и ряд погрузки должны быть помещены однотипные по размеру бочки. Если на полную вместимость вагона (контейнера) бочек одного размера недостает, то принцип однородности необходимо соблюдать по ярусам, при этом более тяжелые бочки ставят в первый ярус.
При перевозке в крытых вагонах и универсальных контейнерах в зимний период года бочки необходимо оставлять незаполненными на 10...15% их вместимости, о чем грузоотправитель обязан сделать отметку в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
2.5. Плодоовощи в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов:
При шахматной укладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками 4...5 см, на расстоянии 7...8 см от одной продольной стены вагона и 2...3 см - от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием интервалов нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее, чем на 2...3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.
При вертикальной укладке дощатые ящики размещают по длине вагона плотно один к другому и к торцевым стенам вагона, а по ширине - с наличием просветов 4...5 см между ящиками, а также штабелем груза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладывают рейки сечением 2...3 см, концы которых должны упираться в продольные стены вагона. В двух верхних ярусах ящики обязательно должны устанавливаться на рейки. Ящики следующих ярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда.
Ящики-лотки и картонные ящики в вагонах устанавливают плотным штабелем без применения реек. При этом ящики-лотки размещают длиной вдоль вагона плотно один к другому и к продольным стенам так, чтобы все стойки (головки) нижних ящиков-лотков точно входили в имеющиеся для них пазы верхних ящиков.
Стойки смежных ящиков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.
Если у продольной стены вагона будет оставаться промежуток, кратный длине ящика-лотка, в этот промежуток ящик-лоток устанавливают по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будет недостаточным для размещения ящика-лотка, то оставляют свободное пространство поочередно, то у одной, то у другой продольной стены вагона. При этом для возможности увязки четырех стоек смежных ящиков-лотков смещение лучше производить через два ряда.
2.6. Мешки, сетки с овощами размещают в вагоне (контейнере) "стоймя" в несколько ярусов.
2.7. При перевозке бананов в зимний период года во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков (коробок) укладывают на поддоны, устанавливаемые на напольные решетки.
Коробки с бананами устанавливают в вагонах плотным штабелем без зазоров или шахматным способом.
2.8. Пакеты на поддонах в изотермических вагонах устанавливают на напольные решетки, а в крытых вагонах, контейнерах - на пол. При общей высоте поддона с пакетом не более 110 см пакеты устанавливают в два, а при большей высоте - в один ярус.
Между первым и вторым ярусом пакетов на поддонах, обтянутых полимерной термоусадочной пленкой, делается прокладка из картона во избежание скольжения пакетов на поддоне.
В междверном пространстве пакеты на поддонах устанавливают в один ярус для обеспечения их механизированной выгрузки из любой двери вагона. Пакеты высотой более 180 см к перевозке не допускаются.
Поддоны устанавливают длинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен загружаться полным комплектом поддонов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно быть произведено их крепление.
Для обеспечения устойчивости штабеля при размещении груза в два яруса крайние пакеты второго яруса у междверного пространства скрепляют с пакетами предыдущего ряда скрутками из стальной отожженной проволоки диаметром 4 мм в две нити или укрепляют распорками.
При погрузке и выгрузке пакетов нагрузка на напольные решетки и пол изотермического вагона от погрузчика не должна превышать 1200 кг, а крытого вагона - 1500 кг.
При перевозке грузов в транспортных пакетах должны соблюдаться положения правил перевозок грузов в транспортных пакетах на железнодорожном транспорте.
2.9. Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалось свободное открывание дверей с обеих сторон. Тарно-упаковочные и штучные грузы укладывают в междверном пространстве с отступлением от дверей на 25 см. Если груз, помещенный в междверном пространстве, неустойчив от поперечного сдвига, то двери вагона во избежание навала на них груза следует ограждать досками толщиной не менее 4 см или щитами. В этом случае груз может быть уложен вплотную к ограждению без зазора.
Если длина ящиков некратна длине вагона, а также, если укладка производится шахматным способом, то междверное пространство на ширину 70...100 см должно ограждаться распорками, сбитыми из досок шириной 18...20 см общей толщиной 6...8 см или круглых стоек диаметром 10...15 см.
Ящики двух верхних ярусов должны опираться на доски распорок (приложение 7 к настоящим Правилам).*
Запрещается при устройстве распорок вбивать гвозди в стены и пол вагона.
2.10. Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывают в изотермические вагоны плотным штабелем с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки бумагой с оставлением щелей между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха.
Четвертины укладывают, начиная от торцевых стен вагона. В первом ярусе размещают передки шейными зарезами к торцевым стенам, а наружной поверхностью - к напольным решеткам, во втором ярусе - задки, в третьем - опять передки шейными зарезами в сторону междверного пространства и так далее. В междверном пространстве укладка производится от противопогрузочной двери шейными зарезами в сторону продольной оси вагона.
Туши баранины и свинины укладывают рядами вдоль вагона до междверного пространства, в котором туши укладывают поперек вагона.
2.11. Мясо охлажденное и остывшее перевозится в рефрижераторных вагонах в подвешенном состоянии на балках с крючьями так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона, правые половины полутуш и четвертин находились в одной стороне вагона от двери, а левые - в другой и их внутренние стороны были обращены к торцевой стене, на которой установлены приборы охлаждения. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса, нижний ярус подвешивают к верхнему на веревках. Полутуши или четвертины большого объема подвешивают на крючья в шахматном порядке. Охлажденную свинину, разрубленную на продольные полутуши, и мясо всех прочих животных в зависимости от объема мест подвешивают также, как говядину и баранину.
2.12. Подмороженное мясо для промышленной переработки укладывают по продольной оси вагона штабелями высотой не более 1,6 м.
2.13. При погрузке фасованного маргарина твердого и жиров кондитерских, хлебопекарных и кулинарных грузоотправитель должен застилать напольные решетки вагонов картоном. Не допускается размещение картонных ящиков с такими грузами с установкой их на торец.
2.14. Ульи или фанерные пакеты с пчелами при перевозке в крытых вагонах устанавливают в несколько ярусов так, чтобы вентиляционные отверстия не были загорожены и между рядами был проход для проводников. Для устойчивости пакеты или ульи скрепляют досками на гвоздях, а крайние ряды у прохода закрепляют вертикальными брусьями.