- Педагогико-эргономические условия
безопасного и эффективного использования
средств вычислительной техники,
информатизации и коммуникации в сфере
общего среднего образования. ИНИФО РАО,
рекомендовано Минобразованием РФ, 2000.
I. Введение
В наступающем XXI веке от уровня технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решение проблем национальной безопасности. В тоже время уровень развития и использования современных технологий определяется не только развитием материальной базы, но главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. Мы вступаем в эру информатизации, характеризующуюся усилением роли средств информатики, достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности.
Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Потенциал новых информационных технологий (НИТ) в образовании проявляется многопланово, открывая следующие основные возможности:
- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, развитие учебного предмета "Информатика", а также внесение изменений в обучение другим дисциплинам;
- повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
- совершенствование управления учебным процессом, его планирования, организации, контроля, механизмов управления системой образования.
В связи с этим в Национальной доктрине образования Российской Федерации в числе основных целей системы образования обозначены:
- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;
- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий, а одной из обязательных задач государства в сфере образования определен "доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных".
Развитие образовательной системы Челябинской области в качестве важнейшего компонента включает в себя внедрение и эффективное использование средств новых информационных технологий, создание единого информационного образовательного пространства что является комплексной задачей, требующей значительных материальных и интеллектуальных вложений. В связи с этим была разработана Программа информатизации системы образования Челябинской области, изложенная в настоящем документе.
Настоящая Программа определяет цели, задачи, основные направления и стратегию реализации информатизации системы образования Челябинской области.
Выполнение Программы направлено на качественное улучшение подготовки учащихся в области современных информационных производственных технологий, что позволит Челябинской области в третьем тысячелетии успешно интегрироваться в мировую экономику и конкурировать на Российском и мировом рынках труда.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2000-2005г.г.
Генеральным заказчиком Программы является Администрация Челябинской области.
II. Анализ состояния и основных тенденций информатизации системы образования Челябинской области
2.1. Программно-техническое обеспечение информатизации образовательных учреждений
В ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации решением коллегии Минобразования России от 22.05.1995г. N 4/1 были утверждены "Требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики" и "Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в общеобразовательных учреждениях".
В данных документах обозначены, в частности, следующие требования:
- Состав, структура и параметры вычислительной техники должны обеспечивать полноценную реализацию педагогических целей ее применения, способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся.
- Вычислительная техника в образовании рассчитана на эксплуатацию в течение не менее 5 лет с момента приобретения, поэтому приобретение морально устаревшего оборудования недопустимо.
- Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся. Независимо от количества создаваемых в кабинете ученических мест в состав комплекта вычислительной техники включается одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.
- Вычислительная техника представлена комплектами технических средств и оборудования на базе платформы IBM с микропроцессором не ниже 486. Рабочее место учителя должно быть оснащено устройством чтения компакт-дисков (CD-ROM), факс-модемом, акустической системой, принтером.
- Состав базового программного обеспечения: системное программное обеспечение; программное обеспечение базовых информационных технологий (текстовый процессор, табличный процессор, системы управления базами данных, системы компьютерной графики, системы работы с телекоммуникациями); инструментальные средства общего назначения; прикладное программное обеспечение (для изучения курса информатики, общеобразовательных и специальных дисциплин); программное обеспечение для решения задач по информационно-методическому обеспечению и организационному управлению учебным заведением; программное обеспечение поддержки издательской деятельности для нужд образовательного учреждения.
- Общие требования для программного обеспечения:
а) лицензионная чистота (применение программного обеспечения допустимо только в рамках лицензионного соглашения);
б) возможность консультации и других форм сопровождения;
в) надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы;
г) наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка;
д) наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке;
е) наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения;
ж) при поставке системного программного обеспечения на жестком диске поставляемых компьютеров (преинсталяция) должен быть предусмотрен также комплект установочных дискет (лазерных дисков) и документации (дистрибутив) или средства для его создания.
Современное состояние рынка средств новых информационных технологий вносит коррективы в отдельные позиции обозначенных Требований. Так, в настоящее время компьютеры типа IBM-286, 386, 486 сняты с производства. Поэтому тип процессора для вновь приобретаемых компьютеров должен выбираться из модельного ряда Pentium.
2.1.1. Уровень компьютеризации учреждений общего образования
На сегодняшний день около 20% образовательных учреждений области имеют средства вычислительной техники порядка 20-ти различных типов (Приложение N 1), которые не совместимы друг с другом как программно, так и аппаратно. Сорок два процента учреждений общего типа оснащены IBM-совместимыми компьютерами, большая часть которых морально устарела. Кроме того, почти 10% установленной техники является неисправной и не подлежит восстановлению по тем или иным причинам. По области на 6 образовательных учреждений приходится в среднем один компьютерный класс, при этом на 90 учащихся приходится один компьютер (Приложение N 2).
![]() | |
777 × 247 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
794 × 272 пикс.   Открыть в новом окне |
Органы управления образованием находятся несколько в лучшем положении. На начало 1999 года около 50% из них имели на вооружении компьютеры.
Таким образом, на сегодняшний день в структуре средств вычислительной техники преобладают так называемые IBM-несовместимые компьютеры.
2.1.2. Уровень компьютеризации учреждений системы начального профессионального образования (УНПО).
По состоянию на первое декабря 1999 года компьютерными классами располагают 60% учреждений начального профессионального образования (Приложение N 1). Однако типология средств учебной вычислительной техники разнообразна (Диаграмма 1) и представлена в основном компьютерами морально устаревшими, не совместимыми друг с другом как программно, так и аппаратно. Учебный класс Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), на базе которого осуществляется информационная подготовка всех категорий работников УНПО Челябинской области, оснащен компьютерами IBM 486 в количестве 7 штук.
![]() | |
802 × 422 пикс.   Открыть в новом окне |
Диаграмма 1. Качественный состав компьютерных учебных классов
Соотнесение общего контингента (Приложение N 2) и количества компьютеров (различного типа) в образовательных учреждениях системы НПО Челябинской области показывает, что в настоящее время на один компьютер приходится 43, 36 учащихся.