2.4. Основные направления информатизации образовательного процесса учебных заведений
2.4.1. Направления использования НИТ в учреждениях общего образования
Основными направлениями использования НИТ в учреждениях общего образования являются учебный процесс, делопроизводство, бухгалтерский учет.
![]() | |
1498 × 511 пикс.   Открыть в новом окне |
В учебном процессе информатизация образования разворачивается через освоение учащимися фундаментальных знаний и навыков курса информатики. Дальнейшее освоение новых информационных технологий происходит через их использование на других предметах и изучение на углубленных, факультативных и внеурочных курсах. Курс информатики является для процесса информатизации образования в школе системно-образующим и гарантирующим дальнейшее развитие этого процесса для системы образования в целом.
В целях программно-методического обеспечения процесса информатизации образования лабораторией информатизации образования ИДПОПР разработана Концепция преподавания информатики и информационных технологий в школе, которая одобрена методическим советом учителей информатики Челябинской области. Исходя из минимально возможных для усвоения Государственного образовательного стандарта "Обязательного минимума содержания образования основной школы" базовый курс информатики реализуется в 7 - 9 классах основной школы по 2 часа в неделю.
Совместно с ЮУрГУ лабораторией информатизации образования разработана программа вступительных экзаменов по информатике для абитуриентов.
2.4.2. Целевая ориентация использования НИТ в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования
В настоящее время в учреждениях начального профессионального образования наиболее активно развивается подготовка по профессии "Оператор ЭВМ" (15% УНПО). В училищах, располагающих IBM-совместимой вычислительной техникой, практикуется курсовая подготовка пользователей персонального компьютера.
┌───────────────────────────────────┐
│Основные направления информатизации│
│ образовательного процесса УНПО │
└─────────────────┬─────────────────┘
┌───────────────────────────────────┐
│
┌──────────────────────┴────────────────────┐
│ │
┌─────────┴─────────┐ ┌───────────────┴──────────┐
│ Информатика как │ │ Новые информационные │
│ объект изучения │ │ технологии как средство: │
└┬──────────────────┘ └──────────────┬───────────┘
┌──────────────────────┴────────────────────┐
│ │
│ ┌──────────────┼───────────┐
│ │ │ │
│ ┌──────────────────────────┐ ┌────┴─────┐ ┌──────┴───┐ ┌─────┴────┐
│ │Предмет "Информатика │ │ обучения │ │воспитания│ │управления│
├─┤и автоматизация │ └──────────┘ └──────────┘ └──────────┘
│ ┌──────────────┼───────────┐
│ │производства на базе ЭВТ" │
│ └──────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────┐
│ │Подготовка по профессии │
├─┤"Оператор ЭВМ" │
│ └──────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────┐
│ ┌──────────────────────────┐
│ │Подготовка по профессиям, │
│ │использующим НИТ │
└─┤(секретарь-референт, │
│бухгалтер,...) │
└──────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────┐
Схема 1. Информатизация образовательного процесса УНПО: основные направления
К сожалению, в некоторых училищах снижается интерес к курсу "Информатика автоматизация производства на основе электронно-вычислительной техники" в силу использования в учебном процессе морально устаревших компьютеров или полного их отсутствия, а в училищах, осуществляющих подготовку по профессии "Оператор ЭВМ", по этой же причине, страдает качество обучения. Крайне недостаточно использование потенциала новых информационных технологий на занятиях по общеобразовательным и специальным предметам, в управленческой деятельности (Диаграмма 3), что объясняется факторами обозначенными в параграфах 2.1, 2.3 настоящего документа.
![]() | |
757 × 406 пикс.   Открыть в новом окне |
Диаграмма 3. Практическое использование компьютерной техники в образовательном процессе УНПО
С целью научно-методического и организационного обеспечения обозначенных направлений информатизации в УНПО лабораторией информационных технологий Челябинского ИРПО:
- разработан и проходит опытную эксплуатацию на базе учебных заведений Региональный образовательный стандарт для подготовки квалифицированных служащих по профессии "Оператор ЭВМ";
- разработаны "Методические рекомендации по информационной подготовке учащихся"; осуществляется разработка методики обучения по информационным дисциплинам, обобщение и распространение опыта квалифицированных преподавателей-практиков; обеспечивается консультирование; научно-методическая помощь УНПО.
На базе Челябинского ИРПО действует секция "Информационные технологии" областного научного общества учащихся УНПО.
2.5. Координация работ по информатизации
2.5.1. Система общего образования
Координация работ по информатизации образования проводится в рамках деятельности Главного управления образованием и Института дополнительного профессионального образования педагогических работников. На базе лаборатории информатизации образования в 1999 был создан Центр информатизации образования, который осуществляет весь спектр работ в пределах выделяемых бюджетом средств. Основными направлениями Центра являются:
- формирование, обеспечение функционирования и развития инфраструктуры информатизации общего образования на территории Челябинской области;
- проведение совместных с учреждениями образования региона исследовательских и проектных работ по информатизации общего образования;
- координация деятельности на региональном уровне по федеральной программе в области информатизации России, ее адаптация к интересам образования региона;
- участие в разработке, реализации и сопровождении корпоративных проектов, формирующих единое информационное пространство системы общего образования;
- дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации педагогических работников системы образования Челябинской области в области новых информационных технологий обучения, научной и организационной деятельности в установленном порядке.
Совместно с территориальными органами образования осуществляется координация действий по информатизации образования. Наиболее "продвинутые" регионы области: Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Миасс, Кыштым, Златоуст имеют программы или планы информатизации образования и разворачивают свою деятельность совместно с ГлавУО и ИДПОПР.
2.5.2. Система начального профессионального образования
Информатизация системы НПО Челябинской области осуществляется в соответствии с областной Программой информатизации системы НПО (приказ УПО ПТО N 349 от 7.05.1993г.), на основании которой в структуре Челябинского ИРПО была создана лаборатория информационных технологий. Основными направлениями деятельности лаборатории являются:
- научно-методическое сопровождение информатизации образовательного процесса УНПО и Челябинского ИРПО;
- участие в подготовке и повышении квалификации в области информатики и вычислительной техники различных категорий слушателей (работников УНПО, Челябинского ИРПО, сторонних слушателей);
- программно-техническое сопровождение информатизации (изучение и анализ рынка технических и программных средств; консультирование по вопросам приобретения; наличия на рынке, эффективности использования и потребности в компьютерной технике учреждений НПО и Челябинского ИРПО; техническое обслуживание компьютерной техники и т.п.).
Анализ текущего состояния информатизации системы образования Челябинской области позволил сделать следующие выводы:
1. Сравнительная характеристика различных аспектов информатизации образовательных учреждений области показала, что наиболее не обеспеченными в части новых информационные технологий на сегодняшний день являются учреждения общего и начального профессионального образования.
В образовательных учреждениях области, и прежде всего, общего и начального профессионального образования, в эксплуатации находятся разнородные средства вычислительной техники, несовместимые друг с другом ни аппаратно, ни программно, характеризующиеся низкой степенью надежности. Абсолютное большинство компьютеров не удовлетворяют современным требованиям, что не позволяет использовать в учебном процессе и управленческой деятельности современные программные продукты.
Программное обеспечение компьютерной техники учреждений общего и начального профессионального образования в значительной степени не соответствует содержанию образовательных стандартов по предметам и профессиям. Практически отсутствуют лицензионные программные продукты (системные, инструментальные, прикладные).
Успешному внедрению идей информатизации в образовательный процесс, наряду с недостаточным материально-техническим оснащением, препятствует крайне низкая информационная подготовленность инженерно-педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.