Развитие сетевых технологий в учреждениях общего и начального профессионального образования находится в зачаточном состоянии, что практически исключает возможность создания единого информационного пространства системы образования Челябинской области.
2. Создание информационной структуры системы образования Челябинской области в ряду других (муниципального самоуправления, здравоохранения и социальной защиты, культуры и др.) должно осуществляться в следующих направлениях;
- Техническом (рациональное использование современных средств вычислительной техники и связи, усовершенствование, развитие);
- Информационно-технологическом (применение новых информационных технологий, систем хранения, обработки и передачи данных);
- Программно-методическом (приобретение или разработка программных средств, систем по методологии информатизации образования):
- Методико-педагогическом (формирование рациональных общеобразовательных обучающих программ и программ по специальностям, совершенствование методики обучения работе с компьютерами и сетями, подготовка и переподготовка педагогических кадров);
- Организационном (разработка системы организационных мероприятий по повышению эффективности применения новых информационных технологий в образовании).
III. Цели и задачи информатизации системы образования Челябинской области
Целью настоящей Программы является создание единого информационного образовательного пространства Челябинской области на основе современных информационных технологий.
Основные задачи Программы:
- формирование и развитие информационной культуры учащихся и педагогов, подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;
- создание и реализация механизма оснащения учебных заведений Челябинской области средствами новых информационных технологий;
- разработка и внедрение в реальную педагогическую практику образовательных технологий на основе использования компьютера и современных средств телекоммуникаций с целью повышения эффективности образовательного процесса, работы педагогов и существенного улучшения на этой базе качества обучения и воспитания;
- обеспечение доступности непрерывного образования на уровне мировых стандартов на основе современных информационных технологий, технических средств, сетей, систем коммуникаций;
- совершенствование содержания системы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений в части применения информационных технологий в образовательном процессе;
- информационная интеграция системы образования Челябинской области в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру Российской Федерации, мировое информационное пространство.
IV. Основные принципы и направления информатизации системы образования Челябинской области
Основой информатизации системы образования Челябинской области определены следующие концептуальные принципы:
Принцип приоритетности личности ученика и образовательного процесса.
Принцип доступности обучающихся, педагогов и руководителей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям, базам данных.
Принцип единства информационного образовательного пространства на основе создания информационной сети образовательных учреждений Челябинской области и последующей интеграции его в единое информационное образовательное пространство Российской Федерации, мировое информационное пространство.
Принцип системности использования в управлении образованием имеющейся вычислительной техники и программного обеспечения для информатизации всех аспектов деятельности.
Принцип деконцентрации - усиление самостоятельности и ответственности субъектов системы образования (на уровне подразделений, педагогов).
Принцип стандартизации и унификации информационных потоков (документооборота) в рамках системы образования.
Принцип многоканальности финансировании процесса информатизации образования.
Для обеспечения максимальной реализации потенциальных возможностей информатизации предлагается осуществлять корректировку и развитие процесса информатизации системы образования через разработку и внедрение ряда взаимосвязанных проектов. Осуществляя декомпозицию цели, можно выделить три основных проекта (рис.1)
![]() | |
798 × 531 пикс.   Открыть в новом окне |
Рис.1 Декомпозиция цели информатизации системы образования Челябинской области
Проект N 1. Создание информационной сети системы образования Челябинской области.
Различия в обеспечении доступа к НИТ в образовании увеличивают неравенство между обучаемыми в возможности получения качественного общего и профессионального образования, а также к отчуждению как между обществами, так и внутри общества. Эти различия определяются следующими условиями:
- распределение образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
- различным уровнем доходов семей обучаемых, разрыв между которыми в современной России очень велик;
- значительным разрывом в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных территориях области.
При формировании государственной, региональной политики в области информатизации необходимо приложить максимум усилий по сглаживанию этих противоречий.
Анализ состояния информатизации образовательных учреждений Челябинской области однозначно свидетельствует о том, что приоритетным на сегодняшний день является проект создания информационной системы образования, который предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- компьютеризация образовательных учреждений;
- построение информационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на основе новых информационных технологий.
При компьютеризации основное внимание уделяется внедрению и развитию технической базы информатизации, следовательно, задача компьютеризации образовательных учреждений может быть решена при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно:
- разработать стратегию оснащения образовательных учреждений области современными средствами информационных технологий;
- избегать лишних затрат, приобретая морально устаревшую технику или технику разных типов, а также программные средства, не соответствующие потребностям образования.
Данную задачу предлагается решать поэтапно.
Первый этап - создание территориальных учебных центров информационных технологий (УЦИТ) на базе учреждений общего и начального профессионального образования. Основная задача УЦИТ - обеспечение открытого, широкого доступа к возможностям современных информационных технологий (в т.ч. и на дистанционной основе) как можно большего количества учащихся из различных образовательных учреждений, населения различных территорий Челябинской области.
Назначение УЦИТ многофункционально и предусматривает деятельность в следующих направлениях:
- информационная подготовка учащихся учреждений общего и начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- организация и проведение учебных занятий по различным предметам, конкурсов, олимпиад и т.д. с использование НИТ;
- разработка, апробация и популяризация информационных технологий обучения, включая разработку и подготовку к изданию их методического и дидактического обеспечения;
- повышение квалификации в области НИТ работников бюджетных организаций (учреждений дошкольного, среднего общего, начального профессионального образования и др.).
- обучение, переподготовка, повышение квалификации в области НИТ сторонних слушателей;
- оказание консультационных услуг по программно-техническим средствам, методическому обеспечению НИТ.
Выбор месторасположения УЦИТ осуществляется на многофакторной основе, с учетом: