Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 31 августа 2000 г. N 926 "Об областной целевой программе "Информатизация системы образования Челябинской области на 2000-2005 годы" стр. 4

Таким образом:
- из всех учебных компьютерных классов области лишь 19% (в большей или меньшей степени) соответствуют современным требованиям; практически отсутствуют такие средства информатизации, как сканер, копировально-множительные аппараты; принтеры в основном представлены - матричные;
- для подготовки по профессии "Оператор ЭВМ" обеспечены современными учебными компьютерными классами на достаточном уровне 4 из 17 УНПО, осуществляющих обозначенную подготовку;
- фактическая обеспеченность УНПО компьютерной техникой не соответствует утвержденным Министерством образования Российской Федерации требованиям к количеству рабочих мест в учебных компьютерных классах (1-2 компьютера на одного учащегося) при соотнесении количества компьютеров и контингента обучающихся в УНПО;
- необходимость работы Челябинского ИРПО в режиме опережающего развития по сравнению с учебными заведениями диктует потребность совершенствования материально-технической базы института как по качеству, так и по количеству.
2.1.3. Учебное программное обеспечение учреждений общего образования
При анализе программного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений выявлено, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного назначения имеется в классах, оснащенных устаревшими средствами ВТ. Это, как правило, системное ПО, пакеты программ по поддержке курса информатики, текстовый редактор.
Компьютерные классы на основе IBM-совместимых компьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами. В качестве учебных программ представлены пакеты по информатике "КУМИР", "РОБОТЛАНДИЯ", пакет ПО к учебнику информатики А.Г. Гейна. Программное обеспечение по другим предметам представлено слабо.
В 1999-2000 учебном году по рекомендации лаборатории информатизации образования ИДПОПР установлены программные пакеты "Репетитор" по физике, биологии, химии, русскому языку.
2.1.4. Учебное программное обеспечение учреждений начального профессионального образования
В процессе лицензирования и аттестации УНПО выявлено, что программное обеспечение компьютерных классов представлено следующим образом:
- морально и физически устаревшие классы типа "Корвет", "УКНЦ", "БК", "Ямаха", "Правец 8д" оснащены лицензионными операционными системами, инструментальными программными средствами, отдельными программами по курсу информатики;
- компьютерные классы на базе машин типа IBM-286, 386 оснащены программными пакетами "КУДИЦ";
- отдельные компьютерные классы на базе машин типа IBM-Pentium дополнительно оснащены программными пакетами "Репетитор" по предметам физика, биология, химия, русский язык;
- для компьютерной техники типа IBM практически отсутствуют лицензионные программные продукты (системные, инструментальные, прикладные).
В настоящее время практически прекратилось пополнение архива, программных средств учебных заведений, что привело к ограничению возможности применения новейших разработок в области программного обеспечения в образовательном процессе и в системе повышения квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников УНПО. Основные источники появления педагогических программных средств - совместная творческая работа педагогов и учащихся учебных заведений в рамках деятельности областного научного общества учащихся системы НПО, в результате которой учебные заведения пополняются контролирующими, обучающими, демонстрационными программами по предметам и профессиям. Особенно активно в данном направлении работают, осуществляющие подготовку не профессии "Оператор ЭВМ", профессиональные лицеи N 89, 111, училища N 25, 92. К сожалению, учитывая пользовательский уровень подготовленности учащихся в области программирования, фактическую компьютерную базу учебных заведений, создаваемые на базе УНПО программные средства, в большинстве своем не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к компьютерным учебным программам, в недостаточной степени используют возможности современной компьютерной техники.
Таким образом, налицо противоречие между требованиями Министерства образования Российской Федерации, предъявляемыми к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики и фактическим количественным и качественным состоянием материально-технической и программной базы компьютерных классов учреждений общего и начального профессионального образования Челябинской области.
2.2. Информационная инфраструктура системы образования
2.2.1. Система общего образования
На начало 1999 года в образовательных учреждениях и территориальных органах управления имелось менее 1000 рабочих станций, объединенных в локальные сети. Оценивая эту цифру, следует иметь и виду, что лишь 25% из них построены на основе использования современных сетевых операционных систем. Таким образом, менее 2% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и лишь менее 1% имеют сети в той или иной мере отвечающие современному уровню развития информационных технологий.
Аналогичная картина наблюдается и в области управления образованием. На начало года лишь около 6% территориальных органов управления применяют средства сетевого обмена.
Лишь 1,5% образовательных учреждений имеют в своем распоряжении модемы и работают с теми или иными глобальными сетями. Наибольшее количество абонентов подключено к образовательной сети FreeNet. Имеются абоненты сети SurNet АО "Связьинформ".
2.2.2. Система начального профессионального образования
На первое декабря 1999 года менее 10% образовательных учреждений имели в своем распоряжении средства локального сетевого взаимодействия, из которых лишь 30% построены на основе использования современных сетевых операционных систем.
Доступ к возможностям глобальных компьютерных сетей представлен, в основном, разовыми сеансами отдельных учебных заведений (1,7%).
Таким образом:
- оснащение образовательных учреждений и территориальных органов управления современными средствами телекоммуникационной связи не соответствует требованиям;
- локальные сетевые технологии в учреждениях общего и начального профессионального образования находятся в зачаточном состоянии;
- в системе образования совершенно не развита информационная инфраструктура межсетевого взаимодействия.
2.3. Кадровое обеспечение информатизации
2.3.1. Кадровое обеспечение информатизации учреждений общего образования
На сегодняшний день менее 20% школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
В области управления образованием положение несколько лучше. Около 25% территориальных органов управления имеют подготовленных в той или иной степени специалистов.
Обеспеченность кадрами значительно отличается для городских и сельских районов области и находится примерно в соотношении 4:1.
Положение в области кадрового обеспечения значительно осложняется еще и тем, что в большинстве случаев в качестве подготовленного специалиста выступает преподаватель информатики, который перешел с преподавания другого предмета. О качестве подготовки специалистов говорит тот факт, что около 85% из них имеют высшее образование и только 27% - высшее техническое.
ГлавУО силами Института дополнительного профессионального образования педагогических работников проводит целенаправленную подготовку кадров в области информатизации для системы общего образования. Для различных категорий педагогических работников разработаны курсы "Методика преподавания информатики и организация работы компьютерного класса", "Администрирование школьной образовательной сети", "Информатизация образования в школе". За период с 1996 по 2000 год по проблемам информатизации в лаборатории информатизации образования ИДПОПР прошли повышение квалификации более 1500 человек. Потребность в кадрах в области информатизации за эти годы возросла до 600 человек ежегодно. В этой сфере значительна текучесть кадров высокой квалификации - в среднем учитель информатики работает в школе 4-6 лет. Социальная защищенность кадров высокой квалификации в области информатизации в системе образования низкая, так заработная плата учителя информатики, инженера в школе составляет по 12 разряду 600-900 рублей, тогда как в промышленной сфере заработная плата кадров аналогичной квалификации составляет 1800-3000 рублей.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в сфере среднего общего образования Челябинской области требуются реальные действия по подготовке и закреплению квалифицированных кадров, способных решать сложнейшие задачи информатизации отрасли.
2.3.2. Кадровое обеспечение процесса информатизации учреждений начального профессионального образования
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений. Проводниками идеи информатизации непосредственно в учебных заведениях, как правило, являются преподаватели информатики, преподаватели специальных дисциплин по профессии "Оператор ЭВМ". Однако прогресс в данном направлении в значительной степени определяется и уровнем информационной подготовленности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин (преподавателей-предметников), мастеров производственного обучения, руководителей училищ и лицеев: эту точку зрения разделяют 80% преподавателей-предметников и 92 % преподавателей информатики.
Нулевой срез знаний по основным понятиям информатики и вычислительной техники преподавателей-предметников УНПО перед началом обучения по комплексной программе повышения квалификации (обязательной один раз в 5 лет) показывает, что фактически лишь 25% слушателей имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовленности в области информатики. Проведенное Челябинским ИРПО исследование показало, что помимо причин общего характера (в частности, текучести и старения кадров, хронического совершенствования средств информационных технологий), на степень успешности освоения НИТ существенно влияют мотивационно-ценностные отношения, фактическое состояние информатизации в конкретных учебных заведениях. По мнению респондентов (работников УНПО) таковыми являются, например:
- наличие морально устаревшей компьютерной техники, либо полное ее отсутствие (60,7% опрошенных);
- ограниченный доступ в компьютерные классы на базе IBM совместимой техники в силу их физической загруженности, малокомплектности (21,6 % опрошенных);
- недостаточная обеспеченность профессиональных училищ программными средствами (16,2 % опрощенных), низкое качество компьютерных учебных программ (17,6 % опрошенных);
- отсутствие материального стимулирования практического использования педагогами компьютерных технологий обучения (19,5 % опрошенных).
Стоит отметить и тот факт, что те, кто начинал работать с вычислительной техникой в начале 60-х годов, сегодня уже в четвертый раз осваивают качественно новое поколение технических и программных средств.
Мнение преподавателей-предметников о направленности их дальнейшей информационной подготовки представлено на диаграмме 2.
1530 × 527 пикс.     Открыть в новом окне
"Мнение преподавателей о содержательной направленности их дальнейшей подготовки в области НИТ (% к числу опрошенных) "
Диаграмма 2. Мнение преподавателей о содержательной направленности их дальнейшей подготовки в области НИТ (% к числу опрошенных)
Для преподавателей информатики, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения по профессии "Оператор ЭВМ" актуальным является совершенствование знаний, навыков в области методического обеспечения новых информационных технологий, стажировка в учебных классах, оснащенных современной компьютерной техникой, средствами телекоммуникаций.
Анализ уровня квалификации учителей, инженерно-педагогических работников образовательных учреждений показал, что новые информационные технологии намного опережают в своем развитии возможности современных педагогов к использованию этих технологий в реальной педагогической практике.