- наличия в образовательном учреждении необходимого для полноценного функционирования УЦИТ материального, кадрового, методического обеспечения;
- положительных рекомендаций главы муниципального образования, на территории которого располагается образовательное учреждение, Главного управления образования или Главного управления профессионального образования и науки;
- гарантий главы муниципального образования, руководителей образовательных учреждений о долгосрочном материальном обеспечении и целевом использовании УЦИТ.
Минимальное количество УЦИТ на территории муниципального образования, создаваемых за счет областного бюджета, кроме описанных выше условий, базируется на основе социальной справедливости и определяется исходя из площади территорий, компактности расположения населенных пунктов, количества населения, учебных заведений, учащихся, финансово-экономической целесообразности, степени самообеспеченности финансовыми ресурсами.
Положение об УЦИТ дано в Приложении N 3.
Конфигурация компьютерного класса дана в Приложении N 4.
Второй этап - совершенствование материально-технической базы информатизации в учебных заведениях, не обозначенных в качестве УЦИТ (по мере изыскания дополнительных источников финансирования).
Помимо установки компьютерных классов обозначенной в приложении N 4 конфигурации в образовательных учреждениях могут создаваться и такие учебные классы, как:
- мультимедиа-аудитория (Приложение N 5);
- аудитория на базе использования кодоскопа (Приложение N 6).
Это работу целесообразно осуществлять в направлениях рационального использования, усовершенствования и развития.
Построение информационной инфраструктуры системы образования Челябинской области на основе новых информационных технологий - вторая задача, которая должна решаться параллельно с процессом компьютеризации образовательных учреждений.
Суть информатизации заключается не в простом оснащении учреждений аппаратным и программным обеспечением. Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. При информатизации основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, говоря об информатизации системы образования Челябинской области, мы должны иметь в виду задачу создания инфраструктуры, обеспечивающей свободное, многостороннее движение информационных потоков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений области.
Система образования Челябинской области представляет собой сетевую структуру с наличием как вертикальных, так и горизонтальных связей. В связи с этим информационная сеть системы образования должна обеспечивать:
- объединение образовательных учреждений - юридических лиц между собой;
- объединение образовательных учреждений и управленческих структур;
- взаимодействие образовательных учреждений и управленческих структур с внешним миром посредством выхода в глобальную компьютерную сеть.
Объединение образовательных учреждений между собой позволит реализовать:
- открытое общение учащихся различных образовательных учреждений, территорий;
- проведение сетевых предметных олимпиад;
- обмен опытом между педагогами, руководителями образовательных учреждений;
- систему сбора, хранения, обработки и распространения передового педагогического опыта;
- совместные образовательные, творческие, коммерческие проекты (в т.ч. и на дистанционной основе).
Задача предстоящего периода - дальнейшее изучение информационных потребностей всех уровней управления образованием, определение структуры данных для каждого уровня, создание служб мониторинга (с использованием возможностей новых информационных технологий) по уровням управления и формирование на их основе глобальной управленческой структуры. Далее будет происходить наращивание функциональных возможностей информационной системы, а также ее информационное наполнение.
Проект N 2. Разработка и внедрение программно-методического обеспечения информатизации
Разработка и внедрение программно-методического обеспечения информатизации включает в себя следующие аспекты;
1. Разработка программно-методического обеспечения для сбора и обработки информации в условиях функционирования областной образовательной информационной сети; создание компьютерных информационных фондов различной тематический и функциональной направленности;
2. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения по учебным предметам (профессиям) (в.ч. и по дистанционной форме обучения);
Разработка вариативных учебно-методических материалов (в форме компьютерных программ, печатной, аудио- и видео-продукции), позволяющие обеспечить изучение ПИТ, а также применение ПИТ в качестве средства обучения во всех дисциплинах для учебных заведений всех типов и уровней.
3. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения для административных служб учебных заведений;
4. Разработка и внедрение лабораторных работ по различным учебным дисциплинам с использованием компьютерного и физического моделирования;
5. Разработка (приобретение) программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и руководителей учебных заведений (в.ч. и по дистанционной форме обучения).
6. Научное обеспечение образовательного процесса на базе новых информационных технологий. Системный анализ развития и внедрения ИТ, разработку новых принципов организации вычислительного процесса, создание описания предметных областей и математических модулей, возникающих при этом формализуемых и трудно формализуемых задач, разработку базовых информационных процессов, проектирование и внедрение средств новых информационных технологий в виде интерактивных, аудио, видео, компьютерных, телекоммуникационных средств.
Решение обозначенных задач планируется реализовать через непосредственное участие специалистов; главного управления образования, главного управления профессионального образования и науки, комитета информационного и программного обеспечения администрации области, Челябинского ИРПО и ИДПОПР, академических высших учебных заведений Челябинской области и других организаций.
При создании учебных центров информационных технологий в комплекте с техническим их оснащением должны поставляться базовые пакеты программного обеспечения (Приложение N 7).
Проект N 3. Повышение квалификации, переподготовка в области новых информационных технологий руководящих и инженерно-педагогических кадров образовательных учреждений (среднего общего и начального профессионального).
Известно, что при переходе к новым средствам обучения, решение задач подготовки кадров занимает одно из ключевых мест и требует не меньше ресурсов, чем выделяется на приобретение соответствующих технических средств. Новые, нетрадиционные формы информационной технологии обучения, проникая на урок, не только влияют на устоявшиеся представления преподавателя и мастера, но и изменяют их психологию, сознание и фактически способствуют созданию педагогической технологии. Педагогам приходится осваивать новые информационные технологии и одновременно изменять: систему учебной работы учащихся, отношения в педагогическом и ученическом коллективах, цели и содержание учебной работы, способы оценки результатов. В условиях всеобщей информатизации базисом и составляющей профессиональной культуры, профессионального мастерства инженерно-педагогических и руководящих работников образовательных учреждений является их информационная культура, которая должна обеспечивать им реальную возможность использовать новые информационные технологии и обучении различным предметам и в управлении образованием.
Анализ существующих подходов к содержанию подготовки и повышения квалификации педагогов в области НИТ позволил нам выделить следующие этапы приобщения их к миру информатики и вычислительной техники:
- компьютерная осведомленность (ознакомительный, базовый уровень);
- компьютерная грамотность (пользовательский, специализированный уровень);
- информационная культура (дополнительный уровень). Для достижения указанных уровней подготовленности необходимо наличие вариативной, многоуровневой модели повышения квалификации (переподготовки) в области новых информационных технологий (НИТ) преподавателей-предметников, мастеров производственного обучения и руководящих работников образовательных учреждений.
Учебные программы должны носить профильный характер с ориентацией на квалификационные требования различных категорий слушателей.
Цели обучения новым информационным технологиям в системе повышения квалификации:
┌────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Обучение новым информационным технологиям │
└───────────────────────────┬────────────────────────────┘
┌────────────────────────────────────────────────────────┐
│
┌───────────────────────────┴────────────────────────────┐
│ Информационная культура - как совокупность устойчивых │
│ навыков постоянного эффективного применения │
│ достижений информационной цивилизации │
└───────────┬─────────────────────────────────┬──────────┘
┌───────────────────────────┴────────────────────────────┐
│ │
┌──────────────────┴──────────────┐ ┌───────────────┴──────────────┐
│ Выработка навыков применения │ │ Формирование сознания │
│ новых информационных технологий │ │ необходимости информатизации │
└─────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘