Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1955) и в целях оказания государственной поддержки казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
3. Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам федеральных целевых программ, указанных в приложении N 2 к Программе, предусматривать в бюджетных заявках необходимые средства для финансирования этих программ.
4. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2000 и 2001 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы, предусмотренных в приложении N 3.
Установить, что объемы финансирования отдельных мероприятий Программы подлежат уточнению в ходе ее реализации с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, на территории которых к несению государственной и иной службы привлекаются члены казачьих обществ, разработать региональные программы поддержки казачьих обществ.
Председатель Правительства Российской Федерации | С.Степашин |
Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 839)
Введение
Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы".
Мероприятия Программы направлены на обеспечение привлечения в интересах государства казачьих обществ и их членов к несению государственной и иной службы, выполнение в условиях проведения единой государственной политики по возрождению и развитию российского казачества взятых членами казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее именуются - казачьи общества), обязательств, а также их социальную защиту.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
С принятием 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" общественное движение за возрождение казачества приобрело наибольшую активность.
Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" определил механизм привлечения казачьих обществ к различным формам государственной и иной службы с учетом традиций казачества.
Исторически сложившийся особый уклад жизни, культура, традиции и обычаи казачества как нельзя лучше отвечали потребностям государственной службы, которая впоследствии стала определяющим фактором их дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому возрождение казачества и его становление должно осуществляться и уже осуществляется через восстановление государственного статуса казачества, и от формы, способов и видов его государственной поддержки зависит воссоздание традиционной для России государственной службы казачества.
Без государственной поддержки движения за возрождение казачества не могут быть эффективно реализованы возможности граждан Российской Федерации, относящих себя к казачеству и принявших на себя определенные обязательства по выполнению ими задач, связанных с несением государственной и иной службы в интересах Российской Федерации.
В процессе реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации тесно взаимодействуют с казачьими обществами в работе по заключению договоров о несении государственной и иной службы, включению казачьих обществ в государственный реестр, разработке необходимых нормативных актов, региональных программ, направленных на развитие экономики и обеспечение жизнедеятельности казачьих обществ.
Формирование государственного реестра казачьих обществ позволило выделить наиболее дееспособные казачьи структуры, выявить потенциал российского казачества, его возможности по несению государственной и иной службы, экономические и социальные ресурсы.
В государственный реестр внесено 10 войсковых и 5 отдельных окружных и отдельских казачьих обществ с численностью членов более чем 490 тыс. человек, проживающих на территории 46 субъектов Российской Федерации. Процесс этот продолжается, и к 2001 году состав казачьих обществ может увеличиться до 670 тыс. человек, не считая членов семей казаков.
Казаками комплектуются 15 воинских частей Министерства обороны Российской Федерации и 39 погранзастав Федеральной пограничной службы Российской Федерации, к невойсковой охране границ привлечены Уссурийское, Забайкальское и Сибирское войсковые казачьи общества. Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются добровольные казачьи дружины по охране правопорядка. Казаки работают в природоохранной, экологической и таможенной службах.
В субъектах Российской Федерации издано более 140 нормативных правовых актов по проблемам казачества, приняты 3 закона в Приморском, Краснодарском краях и Республике Калмыкия. Разрабатываются региональные программы поддержки казачества.
На территориях 21 субъекта Российской Федерации формируется целевой земельный фонд общей площадью более 200 тыс. гектаров для предоставления земель казачьим обществам.
Возрождаются казачьи традиции и обычаи в сфере культуры, образования и воспитания. Проводится допризывная подготовка молодежи.
В связи с этим закономерным шагом в дальнейшем продвижении работы по возрождению казачества должна стать действенная государственная поддержка казачества, выполняющего определенные обязательства, взятые перед государством.
Исторический опыт российского казачества, оцениваемый с учетом сложившейся в настоящее время политической и экономической обстановки, и государственная поддержка казачества позволят решить часть имеющихся проблем в сфере обеспечения безопасности государства и охраны государственных границ, улучшить криминогенную обстановку в районах расположения казачьих обществ, окажут положительное влияние на социально-экономическую стабильность в регионах и решение проблем продовольственной и экологической безопасности страны, будут способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию форм местного самоуправления и хозяйствования, формированию нормативно-правовой базы дальнейшего становления российского казачества.
Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" стал первым документом, направленным на государственную экономическую поддержку казачества. Однако отсутствие целевого финансирования и возможности определить, конкретизировать и обосновать необходимые казачеству меры государственной поддержки не позволили полностью реализовать положения этого Указа, охватывающего далеко не все возможные меры государственной поддержки казачества, и улучшить социально-экономическое положение членов казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы. Решение указанных проблем требует разработки и реализации федеральной целевой программы, содержащей комплекс мероприятий, увязанных по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цели Программы определены в соответствии с основополагающими принципами развития Российского государства, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и задачами экономической и социальной политики России.
Основными целями Программы являются:
привлечение к выполнению в интересах государства обязательств по несению государственной и иной службы наибольшего числа членов казачьих обществ;
придание движению за возрождение российского казачества целенаправленного и организованного характера;
создание необходимых условий для жизнедеятельности и улучшение социально-экономического положения членов казачьих обществ;
создание предпосылок для межэтнической и социально-экономической стабильности в приграничных и других регионах России.
Задачи Программы определяются ее целями и заключаются в следующем:
сформировать эффективный механизм государственной поддержки казачьих обществ, позволяющий максимально использовать их потенциал;
обеспечить развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях расположения казачьих обществ;
осуществить комплекс финансово-экономических и нормативно-правовых мероприятий, обеспечивающих принятие на себя казачьими обществами и их членами обязательств по несению государственной и иной службы и их выполнение в сочетании с экономической деятельностью этих обществ, осуществляемой на основе традиционных для казачества форм самоуправления, хозяйствования и культуры.
Указанные задачи предусматривается решать в два этапа.
На первом этапе в течение 1999-2000 годов создаются необходимые нормативно-правовые, организационные и экономические предпосылки для возрождения традиционных для казачества форм хозяйствования и культуры на основе самоуправления; определяются основные стратегические направления государственной поддержки казачьих обществ в зависимости от взятых членами этих обществ обязательств по несению государственной и иной службы; вырабатывается нормативно-правовая и методическая основа для дальнейшего осуществления широкомасштабной государственной поддержки; обеспечивается участие казачьих обществ в невойсковой охране отдельных участков государственной границы Российской Федерации. Первый этап реализации Программы является подготовительным, состоит из первоочередных мероприятий и характеризуется материально-техническими и финансовыми затратами, направленными в основном на подготовку нормативной правовой базы реализации второго и последующих этапов Программы.
Второй этап Программы (период 2000-2001 годы) представляет собой начальный этап становления российского казачества, сочетающего постоянное несение государственной службы с экономической и хозяйственной деятельностью. В этот период усиливается государственная экономическая поддержка казачьих обществ и их членов, взявших на себя и выполняющих определенные обязательства по несению государственной и иной службы; создаются условия, улучшающие социальное и экономическое положение членов казачьих обществ, вводятся механизмы, стимулирующие их хозяйственную деятельность. Осуществляемая при этом целевая государственная поддержка обеспечит привлечение более широкого круга граждан Российской Федерации к выполнению в интересах государства обязательств, связанных с несением государственной и иной службы в рамках казачьих обществ.
3. Государственная поддержка казачьих обществ по видам деятельности
Государственную поддержку казачьих обществ предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
поддержка принятия и выполнения членами казачьих обществ конкретных обязательств по видам службы, перечисленным в пунктах 5 и 6 Положения о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе";
поддержка казачьих обществ, их деятельности по возрождению традиционных для российского казачества форм землепользования и хозяйствования на принципах самоуправления, а также деятельности, направленной на духовное возрождение казачества, развитие его культуры, образования и воспитания.
В качестве основных стимулов для реализации Программы предлагается поддержка казачьих обществ в части предоставления льготного кредитования, гарантий и мер социальной защиты при условии ведения ими хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением выполнения обязательств по несению государственной и иной службы, воспитанием и образованием казачьей молодежи, развитием казачьей культуры и духовности.
С учетом принятых по отдельным регионам и отраслям народного хозяйства федеральных целевых программ экономическая поддержка казачьих обществ, взявших обязательства по сферам их реализации, будет осуществляться путем их участия в мероприятиях данных программ. Особенности применения механизма оказания конкретного вида государственной поддержки по отношению к казачьим обществам излагаются в подразделах настоящего раздела Программы и иных нормативных актах.
Перечень первоочередных мероприятий по организационному обеспечению и подготовке нормативно-правовой базы реализации Программы приводится в приложении N 1.