Постановление Правительства РФ от 21 июля 1999 г. N 839 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 годы" стр. 2

3.1. Подготовка членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления формируют государственный заказ на получение членами казачьих обществ специального образования, необходимого для выполнения взятых обязательств по несению государственной и иной службы, и обеспечивают предоставление им конкретных рабочих мест по видам службы. Разрабатывается и реализуется система мер по подготовке и повышению квалификации кадров.

3.2. Выполнение взятых обязательств по несению государственной и иной службы

Прохождение военной службы

Члены казачьих обществ проходят военную службу по призыву на общих основаниях, как правило, в воинских частях, перечень которых утверждается Министром обороны Российской Федерации и руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, за исключением призывников, имеющих редкие военно-учетные специальности или не отвечающих требованиям для прохождения службы в этих частях по медицинским и другим показаниям.
Члены казачьих обществ, пребывающие в запасе и изъявившие желание проходить военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, принимаются для ее прохождения в установленном порядке в воинские части, включенные в указанный перечень, или другие воинские части при наличии в них должностей, комплектуемых военнослужащими по контракту в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Участие в охране государственной границы

Члены казачьих обществ участвуют в охране государственной границы Российской Федерации в составе частей и подразделений органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также могут участвовать в невойсковой охране государственной границы в составе невойсковых формирований, создаваемых при участии Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Предусматривается подготовка законопроекта, определяющего права членов указанных обществ, непосредственно участвующих в составе невойсковых формирований в охране государственной границы, а также страховые гарантии, компенсации и другие меры их социальной защиты.

Участие в охранной деятельности

В целях подготовки членов казачьих обществ к несению охранной службы при учебных центрах Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими этот вид деятельности, организуются прохождение их обучения и лицензирование охранной деятельности на основе заключенных договоров между казачьими обществами и органами внутренних дел Российской Федерации в соответствии с действующим порядком.
В связи со сложной обстановкой на юге России Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает вопрос о привлечении членов казачьих обществ к участию в несении охранной службы на гидротехнических сооружениях Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (шлюзах, насосных станциях, плотинах), расположенных в Волгоградской, Воронежской и Ростовской областях, с подготовкой необходимых обоснований и расчетов, связанных с этой деятельностью.
Для обеспечения государственной охраны объектов топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, автомобильных магистралей, имеющих стратегическое значение, крупных водозаборных сооружений предусматривается привлечение членов казачьих обществ к созданию специальных охранных подразделений, полностью комплектуемых членами этих обществ, в составе существующих. Члены казачьих обществ могут участвовать в обеспечении пожарной безопасности.
Члены казачьих обществ могут в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе договоров с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлять невооруженную охрану объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе охрану объектов обеспечения жизнедеятельности населения, а также сопровождение грузов.
Предусматривается подготовка законопроекта об установлении страховых гарантий и других мер социальной защиты для членов казачьих обществ, выполняющих по договорам с государственными организациями обязательства по охране общественного порядка, охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе объектов обеспечения жизнедеятельности населения, и сопровождению грузов.

Участие в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием помощи пострадавшим

Члены казачьих обществ могут брать на себя и выполнять обязательства по ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим в составе общественных аварийно-спасательных подразделений.
Общественные аварийно-спасательные подразделения, сформированные из членов казачьих обществ, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий и оказанию помощи пострадавшим в соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

Участие в таможенной охране

Члены казачьих обществ могут привлекаться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации к участию в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Производство и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других федеральных и региональных нужд

Привлечение членов казачьих обществ к производству, закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд предусматривается осуществлять в соответствии с Законом Российской Федерации "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
Для подготовки экономически обоснованных предложений по рациональному размещению заказов на вышеназванные закупки и поставки казачьими обществами продукции и контроля за их выполнением создаются соответствующие координационные структуры.
В целях обеспечения выполнения казачьими обществами обязательств по производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований федеральные органы исполнительной власти, в которых в соответствии с федеральным законодательством предусмотрена военная служба, могут передавать этим казачьим обществам в установленном порядке в собственность часть автомобилей, автотракторной техники и другого имущества (кроме оружия и боеприпасов), находящихся в ведении или оперативном управлении воинских частей, по сложившимся ценам (с учетом износа).
На казачьи общества и образованные ими предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, планируется распространить меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Казачьим обществам, выполняющим обязательства по поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в установленном порядке предоставляются из целевого земельного фонда земли сельскохозяйственного назначения в бессрочное (постоянное) пользование, а также субсидии, льготные кредиты на организацию и обеспечение сельскохозяйственной деятельности.

Участие в егерской, природоохранной, экологической службе и контроле за использованием и охраной земель

Исходя из функциональных задач природоохранных министерств и ведомств, предусматривается привлечение членов казачьих обществ к охране заповедников, проведению экологического контроля, контроля за использованием и охраной земель и других природных ресурсов, особенно в приграничных районах Российской Федерации. Казачьи общества могут также привлекаться к охране рыбных запасов при общей координации этой деятельности органами рыбоохраны и под их контролем. В связи с этим планируется создание казачьих егерских и природоохранных подразделений. Казачьи общества осуществляют природоохранную деятельность на основе договоров о сотрудничестве с государственными природными заповедниками и природоохранными органами.
Члены казачьих обществ привлекаются к оказанию оперативной экологической помощи населению, к участию в мероприятиях по обнаружению и расследованию экологических нарушений и преступлений, ликвидации их последствий, а также других мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
Предусматривается подготовка нормативного документа о распространении на членов казачьих обществ, выполняющих обязательства по несению егерской, природоохранной, экологической службы и контролю за использованием и охраной земель, страховых гарантий и других мер социальной защиты, установленных для государственных инспекторов (инспекторов) соответствующих служб.

Охрана лесов от пожаров и нарушений лесного законодательства

Члены казачьих обществ, привлекаемые к охране лесов, проходят обучение в учебных центрах органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации. В государственных органах управления лесным хозяйством могут создаваться соответствующие подразделения по работе с казачьими обществами.
В соответствии со статьей 107 Лесного кодекса Российской Федерации членам казачьих обществ, выполняющим в установленном порядке обязательства по несению службы в лесном хозяйстве (по охране лесов от пожаров и борьбе с нарушителями лесного законодательства), могут предоставляться льготы, предусмотренные для работников государственной лесной охраны (льготное выделение древесины и дров). При переезде на новое место жительства в связи с выполнением принятых обязательств по охране лесов или трудоустройством в лесхозах членам казачьих обществ может быть предоставлена в установленном порядке служебная жилплощадь или выделена древесина для строительства и ремонта индивидуальных жилых домов и надворных построек.
Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в порядке оказания экономической поддержки казачьим обществам предусматривать передачу им части средств, полученных от применения штрафных санкций к нарушителям лесного законодательства, реализации секвестрованной древесины и другой лесной продукции, конфискованной у нарушителей специальными подразделениями, в которые входят члены казачьих обществ.

3.3. Возрождение, строительство и реконструкция казачьих поселений. Организация переселения в них семей членов казачьих обществ

В целях обеспечения безопасности государства и охраны границ Российской Федерации, а также необходимости экономического освоения этих районов (с учетом исторических традиционных мест проживания казачества) определяются районы и места размещения новых казачьих пограничных и других поселений, очередность их строительства и заселения. За счет средств федерального бюджета, выделяемых на землеустройство, предусматривается разработка схем обеспечения земельными участками переселяющихся казаков, генеральных планов новых казачьих поселений (поселков, станиц и др.), проектов детальной застройки и строительства жилых домов и социально-бытовых объектов.
В первую очередь предусматривается разработка технико-экономических обоснований и проектов создания и строительства базовых казачьих поселений (станиц) на приграничной территории в приграничных районах Астраханской и Оренбургской областей и проведение специальных проектно-изыскательских работ. В Южно-Курильском районе Сахалинской области строительство казачьего поселения планируется осуществить на острове Кунашир в районе пос.Головино на базе бывшей погранзаставы.
Казаки и члены их семей, которые покинули территорию государств - бывших республик СССР и получили статус вынужденных переселенцев, могут иметь право на страховые гарантии и социальную защиту, установленные Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и Федеральной миграционной программой.
Членам казачьих обществ, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" и постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования", от 17 июля 1996 г. N 885 "О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ" и от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" оказывается поддержка при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение хозяйством с погашением в течение 25 лет, начиная с 5 года, безвозмездной субсидии на строительство или покупку индивидуального жилого дома, а также животноводческих помещений и других надворных построек.
В целях сохранности государственного военного имущества и оптимального его использования казачьим обществам в приграничных районах Российской Федерации могут передаваться в установленном порядке не задействованные воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, войсками и органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации жилье и иные здания, помещения и сооружения военных городков.

3.4. Создание и обеспечение работы органов государственного управления казачьими обществами

В целях обеспечения выполнения членами казачьих обществ взятых обязательств по несению государственной и иной службы в федеральных органах исполнительной власти создаются подразделения по работе с казачьими обществами в пределах их утвержденной штатной численности.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых действуют казачьи общества, могут создаваться специальные подразделения (комитеты, управления, отделы) по работе с ними.
Указанные органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют необходимое финансовое, материально-техническое, организационное и иное обеспечение деятельности созданных подразделений.

3.5. Организация системы самоуправления в казачьих обществах и развитие социальной инфраструктуры

Нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие и закрепляющие направления и тенденции развития системы местного самоуправления, дают возможность определять формы взаимодействия казачьих обществ с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и реализовать самоуправление с учетом исторических и местных казачьих традиций.
Учитывая, что начальное развитие казачьих органов самоуправления будет осуществляться в сельской местности, а решение проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий во многом определяются ходом аграрных преобразований, то вопросы развития социальной инфраструктуры мест проживания казаков целесообразно рассматривать при разработке и реализации региональных комплексных программ социального развития села и федеральных целевых программ по агропромышленному комплексу (вопросы электрификации, газификации и водоснабжения села, дорожного строительства, развития средств связи и другие).

3.6. Организация казачьего землепользования и хозяйственно-экономической деятельности казачьих обществ на принципах самоуправления

В целях обеспечения восстановления традиционного казачьего землепользования и создания экономических основ самообеспечения казачьих обществ предусматривается формирование целевого (казачьего) земельного фонда в соответствии с Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 667. Финансирование проектно-изыскательских работ с целью формирования целевого земельного фонда для бесплатного предоставления из него земель казачьим обществам, взявшим обязательства по несению службы, связанной с занятием и использованием земли, а также казачьим обществам и их членам, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, осуществляется в установленном порядке.
Не облагается налогом имущество казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятиями и организациями прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, на содержание указанных обществ, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (пункт 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"). Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать для казачьих обществ дополнительные льготы по налогам в пределах сумм налогов, поступающих в соответствующие бюджеты, а также по другим обязательным сборам и отчислениям.