Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки, выгрузки и очистки вагонов, контейнеров, осуществляются по согласованию с железной дорогой, к которой примыкают железнодорожные подъездные пути, а при перевозках грузов, объем которых составляет 5 миллионов тонн и более в год, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Строительство новых железнодорожных подъездных путей осуществляется по согласованию также с соответствующими органами местного самоуправления.
Конструкция и состояние сооружений железнодорожных подъездных путей и путевых устройств должны соответствовать требованиям строительных норм и правил и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, выделенных железной дорогой для обслуживания железнодорожных подъездных путей.
Железнодорожные подъездные пути, не принадлежащие железным дорогам, могут передаваться в соответствии с договором железным дорогам, в том числе для технического обслуживания.
Статья 54. Открытие для постоянной эксплуатации построенного железнодорожного подъездного пути и подача на такой путь железнодорожного подвижного состава допускаются после принятия в эксплуатацию данного пути комиссией, в состав которой входит представитель железной дороги, и установления железной дорогой по согласованию с владельцем данного пути порядка его обслуживания.
Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений.
На железнодорожных подъездных путях с вагонооборотом 100 вагонов и более в сутки или со среднесуточной погрузкой, выгрузкой 50 вагонов и более в соответствии с договором между грузоотправителем и железной дорогой или между грузополучателем и железной дорогой могут организовываться подразделения железной дороги по обслуживанию такого грузоотправителя, грузополучателя.
Статья 55. Железнодорожные подъездные пути, их сооружения и устройства должны обеспечивать ритмичную погрузку, выгрузку грузов, маневровую работу в соответствии с объемом перевозок, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава.
Примыкание строящихся железнодорожных подъездных путей к существующим железнодорожным подъездным путям допускается с разрешения:
железной дороги в случае, если железнодорожные подъездные пути принадлежат железной дороге;
организации или физического лица, которым принадлежат данные железнодорожные подъездные пути, с уведомлением соответствующей железной дороги.
Статья 56. Порядок выхода железнодорожного подвижного состава, не принадлежащего организации железнодорожного транспорта, на железнодорожные пути общего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 57. Работники, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций о движении поездов, маневровой работе и сигнализации на железных дорогах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, ответственные за погрузку, крепление и выгрузку грузов, должны проходить проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.
Порядок проведения указанных в настоящей статье проверок знаний работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 58. Представитель соответствующего органа железнодорожного транспорта совместно с представителем организации, осуществляющей операции по погрузке, выгрузке грузов на железнодорожном подъездном пути, имеет право проверять соблюдение требований безопасности движения, сохранность железнодорожного подвижного состава, контейнеров на железнодорожном подъездном пути и требований выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов из вагонов, контейнеров, принадлежащих организации железнодорожного транспорта.
При обнаружении на железнодорожном подъездном пути неисправностей, угрожающих безопасности движения, сохранности железнодорожного подвижного состава или перевозимых грузов и контейнеров, указанные представители составляют акт. На основании данного акта начальник соответствующей железнодорожной станции или ревизор по безопасности движения запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный подъездной путь или его участок, указанные в акте, до устранения неисправностей. Имущественную ответственность за несоблюдение требований к подаче, задержке, уборке вагонов, охране грузов, выполнению принятой заявки на перевозку грузов несет владелец закрытого железнодорожного подъездного пути, его участка.
Статья 59. Отношения между железной дорогой и имеющими железнодорожные подъездные пути организациями, физическими лицами регулируются договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей. При отсутствии у такой организации или такого физического лица локомотива подача, уборка вагонов и маневровая работа осуществляются на железнодорожных подъездных путях локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта. За работу такого локомотива взимается сбор в размерах, указанных в тарифном руководстве.
Статья 60. Подача, уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов. За работу локомотива, принадлежащего организации железнодорожного транспорта, по подаче и уборке вагонов взимается сбор в размерах, указанных в тарифном руководстве.
Владельцы железнодорожных подъездных путей, грузоотправители, грузополучатели обеспечивают освещение данных путей в пределах занимаемой ими территории и фронтов погрузки, выгрузки грузов, а также проводят очистку железнодорожных подъездных путей от мусора и снега.
Статья 61. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, разрабатываются с учетом технологии работы железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный подъездной путь, и технологии работы железнодорожного подъездного пути, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях.
Статья 62. Охрана на железнодорожных подъездных путях принятых от железной дороги груженых и порожних вагонов осуществляется принявшей стороной и за ее счет.
Статья 63. Отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, которые в пределах железнодорожного подъездного пути, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеют свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути свои железнодорожные подъездные пути) и владельцем железнодорожного подъездного пути, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
Отношения между контрагентом и железной дорогой при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, регулируются заключенным между ними договором подачи и уборки вагонов.
Обязанности и ответственность владельца железнодорожного подъездного пути и контрагентов такого владельца в части организации перевозок грузов одинаковы.
Статья 64. Учет времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях осуществляется номерным способом.
Статья 65. Время нахождения вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения железнодорожной станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.
Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях, не обслуживаемых локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта, исчисляется с момента передачи грузоотправителям, грузополучателям вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Место и порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные подъездные пути, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно устанавливаются договорами.
Грузоотправители, грузополучатели, железные дороги и иные организации не вправе использовать не принадлежащие им вагоны, контейнеры для собственных перевозок, хранения грузов и не вправе использовать их под погрузку без разрешений владельцев, если это не предусмотрено соответствующими договорами. За несоблюдение такого требования виновная сторона несет имущественную ответственность в соответствии со статьей 114 настоящего Устава.
Статья 66. Железная дорога с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути может в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный подъездной путь, а также часть принадлежащего железной дороге железнодорожного подъездного пути, расположенного на территории грузоотправителя, грузополучателя. При использовании такого пути без указанного согласия железная дорога несет имущественную ответственность в размере, аналогичном размеру имущественной ответственности, установленному статьей 114 настоящего Устава за самовольное занятие вагонов, контейнеров.
Статья 67. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, заключаются сроком на пять лет.
Указанные договоры подписываются руководителем железной дороги (по его поручению начальником железнодорожной станции) и владельцем железнодорожного подъездного пути (по его поручению обслуживающей его организацией).
Договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов, предусматривается порядок изменений условий таких договоров до истечения срока их действия в случаях изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных подъездных путей.
Разногласия по договорам, связанным с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорам, связанным с подачей и уборкой вагонов, рассматриваются и разрешаются начальником железной дороги и владельцем железнодорожного подъездного пути.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава, контейнеров решения принимает начальник железной дороги.
До разрешения спорных вопросов все отношения сторон регулируются ранее заключенными договорами.
Глава IV. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
Статья 68. Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
Статья 69. Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии со статьями настоящей главы.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта с их последующей регистрацией в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.
В части, не предусмотренной настоящим Уставом, применяются нормы кодексов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.
Статья 70. В прямое смешанное сообщение включаются:
железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;
морские и речные порты (далее - порты), автомобильные станции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.
Порты, автомобильные станции, аэропорты считаются включенными в прямое смешанное сообщение с момента извещений об этом, переданных с помощью телеграфного или иного в письменной форме способа извещения, с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
Статья 71. Предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также леса в плотах не допускается.
Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов или грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Статья 72. Передача грузов в опломбированных вагонах в пунктах перевалки осуществляется с одновременной проверкой исправности установленных запорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений на них данным, указанным в перевозочных документах.
Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, взвешиваются в пунктах перевалки по требованию стороны, принимающей грузы, при передаче их с одного вида транспорта на другой на вагонных весах железными дорогами, на товарных весах портами.