Взвешивание грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, проводится стороной, осуществляющей в пункте перевалки погрузку, выгрузку передаваемых грузов, в присутствии представителя организации транспорта смежного вида.
При отсутствии весовых приборов у стороны, осуществляющей в пункте перевалки погрузку, выгрузку грузов, передача грузов проводится в соответствии с их массой, указанной в транспортной накладной.
Тарные и штучные грузы, принятые для перевозки как в крытом, так и в открытом железнодорожном подвижном составе в соответствии со стандартом или с их массой, указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте, и прибывшие в пункт перевалки в исправной таре, передаются с транспорта одного вида на транспорт другого вида без взвешивания в соответствии с количеством мест и в таком же порядке выдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическим состоянием.
При передаче грузов, перевозимых в контейнерах, одновременно осуществляется проверка состояния контейнеров и исправности запорно-пломбировочных устройств.
Статья 73. Порядок предоставления контейнеров и условия их использования при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении устанавливаются соглашениями между организациями транспорта соответствующих видов.
Статья 74. Сроки начала и окончания приема грузов портами от железных дорог в пунктах перевалки при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются железным дорогам, которые осуществляют перевалку грузов и извещают об этом другие железные дороги для последующего оповещения грузоотправителей и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 75. Грузы, доставленные в пункты перевалки до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются портами от железных дорог беспрепятственно. Если такие грузы не могут быть доставлены в пункты назначения водным транспортом в связи с прекращением навигации, порты обязаны по согласованию с грузоотправителями определить, как поступить с такими грузами.
Грузы, доставленные в пункты перевалки после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы портам с их согласия на хранение, при отказе портов от приема грузов на хранение железные дороги по согласованию с грузоотправителями определяют, как поступить с грузами.
Грузы, следовавшие в прямом водно-железнодорожном сообщении и не доставленные в пункты перевалки в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены другим портом по назначению в прямом железнодорожном сообщении.
В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки.
Статья 76. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перегрузке выполняются:
портами при перегрузке грузов с морских, речных судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на морские, речные суда и на склады портов;
железными дорогами при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций.
Статья 77. Оборудование вагонов и морских, речных судов в целях обеспечения возможности многоярусного размещения грузов, размещение тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и крепление их в вагонах и на морских, речных судах осуществляются портом. Такая работа может осуществляться железной дорогой в соответствии с договором между нею и портом. Оборудование вагонов для перевозки скоропортящихся грузов печами осуществляется железной дорогой.
Необходимые оборудование, материалы, средства пакетирования и иные приспособления для погрузки, крепления и перевозки грузов в вагонах и на морских, речных судах предоставляются грузоотправителями.
Стоимость работ, предусмотренных настоящей статьей (в том числе затраты на материалы), указывается после их выполнения в транспортной накладной для взимания стоимости таких работ с грузополучателей.
Статья 78. Железнодорожные пути в портах, предназначенные для перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, принадлежат железным дорогам.
Строительство и реконструкция в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, осуществляются портами в соответствии с проектами, согласованными с железными дорогами и другими заинтересованными организациями.
Статья 79. Условия работы железнодорожных станций, портов, иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.
В случае изменения технического оснащения либо технологии работы порта или железнодорожной станции узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
Порядок разработки и заключения узловых соглашений устанавливается правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Споры, возникающие при выполнении узловых соглашений, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 80. Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена просрочка.
Статья 81. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:
на железнодорожных станциях отправления с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам;
в портах - пунктах перевалки или портах назначения с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям.
Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:
в портах отправления с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям;
на железнодорожных станциях - пунктах перевалки с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам.
Плата за перевозки грузов может вноситься экспедиторами, выступающими от имени грузоотправителей, грузополучателей.
За подачу вагонов в порты и уборку вагонов из портов локомотивами, принадлежащими организациям железнодорожного транспорта, взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве.
Статья 82. Учет выполнения установленной в соответствии с узловым соглашением нормы перевалки грузов ведется в учетных карточках отдельно как в отношении грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на водный транспорт, так и в отношении грузов, передаваемых с водного транспорта на железнодорожный транспорт.
Формы учетных карточек и порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Статья 83. За невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, железные дороги, порты несут имущественную ответственность, аналогичную имущественной ответственности за невыполнение принятых заявок на перевозки грузов, установленной статьей 105 настоящего Устава.
Железные дороги, порты освобождаются от имущественной ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:
непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварий в транспортных организациях;
прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;
перевыполнения или восполнения в течение соответственно первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.
За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку по причинам, зависящим от портов, с них взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве.
За сверхнормативный простой морских, речных судов вследствие неподачи вагонов железная дорога несет имущественную ответственность, установленную статьей 116 настоящего Устава.
Статья 84. За задержку вагонов, контейнеров в пунктах перевалки по вине грузоотправителей с них взыскивается штраф в размерах, установленных статьями 115 и 117 настоящего Устава.
За задержку вагонов, контейнеров с грузами, направляемыми на экспорт, а также с грузами, получаемыми по импорту, в пунктах таможенного и пограничного контроля по вине таможенных и пограничных органов с таких органов взыскиваются штрафы в размерах, установленных статьями 115 и 117 настоящего Устава.
Статья 85. Имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.
Охрана груженых и порожних вагонов в портах осуществляется портами.
Снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов, поданных в пункты перевалки под выгрузку, а равно опломбирование вагонов, загруженных в пунктах перевалки грузами, перевозимыми в прямом смешанном сообщении, осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Имущественная ответственность железных дорог и организаций транспорта иных видов за несохранность грузов, принятых для перевозок в прямом смешанном сообщении, определяется соответствующими транспортными уставами и кодексами.
При установлении вины железных дорог, судоходных компаний, портов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут соответственно железные дороги, судоходные компании, порты.