Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ"Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" стр. 4

Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.
В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей железная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузоотправителя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей и грузоотправитель не распорядится грузом, железная дорога имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз, за исключением:
груза, изъятого из оборота и ограниченного в обороте в соответствии с федеральными законами;
специального, в том числе воинского, груза, предназначенного для удовлетворения государственных и оборонных нужд;
груза, плата за перевозку которого и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся на железнодорожной станции назначения по согласованию, предусмотренному статьей 36 настоящего Устава.
В случае реализации изъятого груза уполномоченными на то государственными органами, а также груза, от которого грузополучатель, грузоотправитель отказались в пользу государства, сумма платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей перечисляется указанными органами железной дороге, на которой произведено изъятие груза или осуществлен отказ от него, за счет средств, полученных от реализации груза.

Статья 42. В случае прибытия в адрес грузополучателя груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной, грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза только в том случае, если качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза.
Имущественную ответственность за порчу груза вследствие несвоевременных выгрузки и вывоза груза грузополучателем или задержки вагонов на железнодорожных подъездных путях и железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, несет грузополучатель.

Статья 43. Прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Указанный срок исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров железной дорогой или с 24 часов дня подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки грузов грузополучателем. За хранение грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифном руководстве. Сроки и порядок хранения грузов на железнодорожной станции назначения устанавливаются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

Статья 44. За время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов, контейнеров либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам указанную в тарифном руководстве почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).

Ставки платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливаются дифференцированно в зависимости от условий подачи вагонов на железнодорожный подъездной путь, уборки вагонов с железнодорожного подъездного пути, вагонооборота и типа вагонов, контейнеров.
При задержке приема грузополучателями, грузоотправителями принадлежащих им или арендованных у организаций железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров железные дороги взимают плату за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования в размере 50 процентов указанной в тарифном руководстве платы за пользование вагонами, контейнерами.
Расчет платы за пользование рефрижераторными вагонами рефрижераторных секций или поезда производится исходя из времени окончания погрузки, выгрузки последнего вагона таких секций или поезда.
На железнодорожных линиях, имеющих узкую колею, указанная в тарифном руководстве плата за пользование вагонами уменьшается на 50 процентов.

Статья 45. Железная дорога проверяет на железнодорожной станции назначения при выдаче груза его состояние, массу и количество мест в следующих случаях:

прибытие груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;
прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;
прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;
прибытие груза, погруженного железной дорогой;
выдача груза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.
В указанных в настоящей статье случаях или в случаях обнаружения обстоятельств, которые могут повлиять на состояние и массу тарных и штучных грузов, железная дорога при выдаче проверяет состояние и массу таких грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке.
При отсутствии у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения вагонных весов грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы.
Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает погрешность измерений массы нетто такого груза, а также норму естественной убыли его массы, установленную уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
По просьбе грузополучателя железная дорога может принимать в соответствии с договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест.
Наличие на вагоне, контейнере запорно-пломбировочного устройства таможенного органа не является основанием для проверки железной дорогой при выдаче груза его состояния, массы и количества мест, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 46. Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо такие обстоятельства установлены составленным в пути следования коммерческим актом, железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

При необходимости проведения экспертизы железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов.

Статья 47. В связи с несвоевременной выгрузкой грузов, вывозом их с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях руководители железных дорог, если иное не предусмотрено договорами, могут увеличить:

сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров - в размере до его пятикратного размера;
плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными свыше 24 часов, - в размере до ее двукратного размера.
Увеличение указанных сбора, платы вводится по истечении 24 часов после уведомления в письменной форме грузополучателя.

Статья 48. После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления, в том числе турникеты, грузополучателем, если выгрузка грузов проводилась им, или железной дорогой, если выгрузка грузов проводилась ею.

Очистка, промывка и в необходимых случаях дезинфекция вагонов после перевозок животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения и скоропортящихся грузов проводятся железными дорогами за счет грузополучателей.
Основные требования к очистке вагонов, контейнеров и критерии такой очистки определяются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
После выгрузки грузополучателями зловонных и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями. Перечень таких грузов устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
При отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку проводят железные дороги в соответствии с договором.
При нарушении требований, изложенных в настоящей статье, железные дороги имеют право не принимать от грузополучателей после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С грузополучателей в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки.

Статья 49. Если вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств возникли препятствия для осуществления дальнейшей перевозки грузов, багажа, грузобагажа, лишившие железную дорогу возможности доставить их по назначению или выдать надлежащему грузополучателю (получателю), а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения грузов, багажа, грузобагажа, железная дорога запрашивает получателя и отправителя грузов, багажа, грузобагажа об их дальнейшей судьбе.

В случае непредставления грузополучателем (получателем) и грузоотправителем (отправителем) решения о судьбе грузов, багажа, грузобагажа в течение четырех суток после получения запроса железная дорога может возвратить такие грузы, багаж, грузобагаж отправителю или реализовать их при невозможности возврата по указанным в настоящей статье причинам.

Статья 50. В случае нарушения грузоотправителем требований, установленных в отношении грузов, направляемых на экспорт, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными органами или иными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль, вагонов, контейнеров с экспортными грузами на пограничных и припортовых железнодорожных станциях, и невозможности передачи таких грузов вследствие указанных причин на морской, речной транспорт или иностранным железным дорогам грузоотправитель уплачивает железной дороге штраф в размере 45 и 15 размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

В случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение 10 суток, а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток с момента получения от железной дороги извещения о задержке вагонов, контейнеров железная дорога имеет право возвратить грузы грузоотправителю за его счет или, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать грузы. При этом грузоотправитель, виновный в простое вагонов, контейнеров на железнодорожной станции сверх указанных сроков, несет имущественную ответственность, предусмотренную статьями 115 и 117 настоящего Устава.

Статья 51. Обращение взыскания на грузы, багаж, грузобагаж и их реализация осуществляются на основании решения руководителя железной дороги. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Устава, реализация грузов, багажа, грузобагажа осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Реализация железной дорогой грузов, багажа, грузобагажа в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, осуществляется в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, багажа, грузобагажа, подтвержденной документами об оплате, или соответствующим договором при отсутствии таких документов, или договором исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Порядок учета реализуемых грузов, багажа, грузобагажа и расчетов за них устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Статья 52. Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, багаж, грузобагаж, за вычетом причитающихся железной дороге платежей и затрат на реализацию грузов, багажа, грузобагажа подлежит, за исключением случаев, предусмотренных статьями 99 и 112 настоящего Устава, перечислению указанному в перевозочных документах грузополучателю (получателю) в случае оплаты им стоимости грузов, багажа, грузобагажа или их грузоотправителю (отправителю) во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю) по независящим от железной дороги причинам указанная сумма по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
Сумма, полученная железной дорогой за реализованные грузы, багаж, грузобагаж, в случае, если на них отсутствуют документы, перечисляется на депозитный счет федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта для возмещения выплаченных железной дорогой сумм за неприбывшие по назначению грузы, багаж, грузобагаж. В случае невостребования грузоотправителем (отправителем) или грузополучателем (получателем) указанной суммы она по истечении срока исковой давности подлежит перечислению в доход федерального бюджета.

Глава III. Железнодорожные подъездные пути

Статья 53. Примыкание железнодорожных подъездных путей к железнодорожным путям общего пользования разрешается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или по его поручению начальником соответствующей железной дороги по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.