В договорах об организации перевозок определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать груз в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.
Статья 18. Перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении.
По просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов железные дороги могут устанавливать иные, чем предусмотренные настоящей статьей, сроки представления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение) самостоятельно, а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются железными дорогами по мере предъявления таких грузов.
За внесение по инициативе грузоотправителей в принятые заявки на перевозки грузов изменений, касающихся прямого сообщения с распределением перевозок грузов по железным дорогам назначения или касающихся местного сообщения с распределением перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, с грузоотправителей взимаются сборы, в том числе в случаях, если заявки на перевозки грузов выполняются в целом, в размере:
0,03 размера минимального размера оплаты труда с каждой тонны грузов - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах;
двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода вагонов и количества осей - для грузов, перевозки которых установлены в вагонах;
0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 0,3 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн - для грузов, перевозки которых установлены в контейнерах.
Управление железной дороги должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа.
Заявка на перевозку грузов представляется в управление железной дороги в трех экземплярах с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а на перевозку грузов в пределах железной дороги отправления - с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения и датам погрузки.
Один экземпляр заявки на перевозку грузов с отметкой о ее принятии направляется грузоотправителю, другой - начальнику железнодорожной станции отправления.
Начальник железнодорожной станции отправления совместно с грузоотправителем не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, родам грузов и железным дорогам. Указанные данные заносятся в учетную карточку, которую подписывают начальник железнодорожной станции и грузоотправитель по окончании каждых отчетных суток.
По просьбам грузоотправителей железные дороги имеют право:
разрешать в исключительных случаях внутристанционные (в пределах одной железнодорожной станции) перевозки грузов. Такие перевозки грузов включаются в заявки и учитываются в выполненном объеме перевозок грузов;
заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов крытый подвижной состав открытым подвижным составом, если перевозка грузов в открытом подвижном составе допускается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, а также заменять открытый подвижной состав одного вида другим;
изменять предусмотренные заявками на перевозки грузов железные дороги назначения и железнодорожные станции назначения.
Статья 19. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их заполнения, выполнения и учета, перечень перевозимых грузов (номенклатура грузов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Статья 20. Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью.
Критерии определения скорости перевозок грузов, а также железнодорожные направления, по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Перечень указанных направлений подлежит опубликованию в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость.
Статья 21. Плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, по причинам, зависящим от железной дороги. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Статья 22. Перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, а также перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим колею разной ширины, осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Статья 23. Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности.
Объявление ценности предъявляемых для перевозок драгоценных металлов (камней), изделий из них, предметов искусства, антикварных вещей и иных художественных изделий, видео- и аудиоаппаратуры, электронно-вычислительной и множительной техники, опытных образцов машин, оборудования, приборов, грузов для личных (бытовых) нужд, перевозимых без сопровождения, обязательно.
За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве.
Статья 24. Перевозки грузов, перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляются в сопровождении работников военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. За сопровождение и охрану таких грузов с грузоотправителей взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве.
Перечень грузов, охрану и сопровождение которых в пути следования осуществляют представители грузоотправителей или грузополучателей, определяется правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Грузы, не входящие в предусмотренные настоящей статьей перечни, могут сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей и в соответствии с договорами с железными дорогами работники военизированной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 25. Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.
Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статья 26. Грузоотправитель несет имущественную ответственность за возникшие по его вине аварийные ситуации, загрязнение окружающей природной среды, перерывы в движении поездов и возмещает расходы на ликвидацию таких ситуаций. Аналогичную ответственность несет железная дорога в случае возникновения таких ситуаций по ее вине.
В случае возникновения в процессе перевозки грузов аварийной ситуации грузоотправитель, грузополучатель обязаны при сообщении железной дороги обеспечить немедленное направление на место происшествия мобильного подразделения или своего представителя.
Статья 27. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров под погрузку.
Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.
Подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта, проводится железной дорогой или грузоотправителями за счет железной дороги в соответствии с заключенными между ними договорами.
Подготовка под налив специализированных цистерн, не принадлежащих организациям железнодорожного транспорта или сданных им в аренду, проводится грузоотправителями.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:
вагонов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;
контейнеров - грузоотправителями.
Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.
Железная дорога при подаче на подъездной путь груженых вагонов в порядке сдвоенных операций определяет их техническую пригодность под погрузку конкретных грузов.
Статья 28. Погрузка грузов в вагоны и на автомобили, а также выгрузка из них должна осуществляться:
железной дорогой - в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласия грузоотправителей, грузополучателей, за исключением опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специализированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей. За погрузку и выгрузку грузов железная дорога взимает с грузоотправителей, грузополучателей сбор в размере, указанном в тарифном руководстве;
грузоотправителями, грузополучателями - в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка, выгрузка грузов не обязательны для железной дороги.
Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего пользования и местах необщего пользования осуществляются грузоотправителями, грузополучателями.
Статья 29. Погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Размещение и крепление грузов в вагонах, в том числе в открытом подвижном составе, и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.