Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения МДС 11-3.99 (утв. Главгосэкспертизой РФ 15 января 1997 г.) стр. 11

В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную (нормативно-информационную) базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.
Сводные сметные расчеты составляются на каждый объект, включенный в сводку затрат. При отсутствии сводки затрат составляется один ССР на строительство проектируемого здания или сооружения.
Состав объектов, включенных в ССР, должен точно соответствовать проекту, причем в проекте должно быть обоснование необходимости их строительства.
Решение министерства или ведомства о включении стоимости строительства какого-либо объекта в ССР должно быть обосновано в соответствующем томе проекта.
В случаях экспертизы проектов на техническое перевооружение или реконструкцию необходимо изучение материалов обследования и обмеров зданий и сооружений, подлежащих реконструкции (разборка, пристройки, перепланировки и др.).
При наличии на стройке двух или нескольких генеральных подрядчиков разных направлений специализации в составе ССР выделяются затраты этих генеральных подрядчиков. В этих случаях в отдельных локальных расчетах могут применяться расценки или коэффициенты, утвержденные для указанных строительных или монтажных подразделений. При строительстве части объекта хозяйственным способом в ССР также необходимо выделение затрат по каждому участнику строительства.
При рассмотрении затрат, учтенных в ССР, необходимо проверить, требуя документального обоснования, затраты по освоению площадок, сносу и переносу зданий и сооружений, компенсации и возмещению потерь сельскохозяйственного производства, а также согласованные с заинтересованными организациями размеры средств на долевое участие в строительстве общих объектов.
При экспертизе сметной стоимости строительства прежде всего проводится анализ структуры капитальных вложений по главам сводного сметного расчета.
2.8.3. При экспертизе сметной документации следует исходить из того, что при составлении объектных и локальных смет и сметных расчетов могут применяться различные методы и, в частности, ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный.
Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.
Ресурсный метод - это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементы затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способов их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих.
Базисно-индексный метод - это использование системы текущих индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы, с уточнением этих ресурсов в процессе строительства в зависимости от реальных цен и тарифов.
При определении сметной стоимости строительства может использоваться сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 г., а также введенная в действие с 1 января 1984 г. с ранее установленными повышающими коэффициентами по согласованию сторон, заключающих договор (контракт) на капитальное строительство.
В случае применения сметно-нормативной базы 1984 г. при определении сметной стоимости строительных работ базисно-компенсационным (базисно-индексным) методом предельные нормы накладных расходов в базисной стоимости принимаются в размерах, установленных ранее для республиканских министерств и ведомств.
При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом предельной стоимости работ, исчисленной на основе сметных норм и цен 1984 г., рекомендуется принимать в размерах, установленных строительно-монтажным и ремонтно-строительным организациям для применения с 01.01.84 г. Советом Министров РСФСР или соответствующими министерствами и ведомствами (по ведомственному признаку).
В частности, предельная норма накладных расходов для ремонтно-строительных организаций Минжилкомхоза РСФСР была установлена Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.10.84 г. N 445 в размере 14,2% к сметным прямым затратам, а плановые накопления - в размере 6% - для нового строительства и 2,5% - для капитального ремонта.
Сметные расчеты по строительной части в большинстве случаев составляются в соответствии с требованиями нормативных документов:
- с применением стоимостных показателей объектов-аналогов;
- с применением смет к типовым и повторно-применяемым экономичным, индивидуальным проектам;
- по укрупненным сметным нормативам;
- по единичным расценкам.
Следует иметь в виду, что сметы к типовым проектам составлены по базисному району (Московская область) и без учета конкретных условий строительства. Следовательно, при экспертизе необходимо проверить правильность примененного территориального коэффициента, а также учета проектных решений по привязке проекта.
Наиболее тщательной проверки требуют расчеты с применением смет к объектам-аналогам. Здесь, прежде всего, должны быть представлены в виде сопоставления технические характеристики проектируемых объектов и объектов-аналогов с тем, чтобы были обоснованы все изменения и дополнения, внесенные в сметы к объектам-аналогам.
Кроме этого, следует проверить правильность применения и величину коэффициентов, учитывающих разницу в объемах проектируемого здания и объекта-аналога. Некоторыми проектными организациями для соответствующих отраслей такие коэффициенты разработаны.
Сметные расчеты по единичным расценкам составляются в большинстве случаев при крупных объемах земляных работ, берегоукреплений и т.п. Необходимо сопоставление объемов работ, принятых в сметах с аналогичными объемами работ, указанными на чертежах и в ПОС, а также принятых в сметах методов производства работ с указанными в ПОС. В этом случае следует учитывать заключение эксперта по ПОС. Особое внимание должно быть уделено вопросу перевозок грунта. Расстояние до свалок, а также расстояние от карьеров должны иметь документальное подтверждение городских или областных органов. Необходима проверка принятых характеристик грунтов по трудности разработки с изучением материалов изысканий. Зачастую в сметных расчетах используются единичные расценки по разработке грунтов экскаваторами с ковшами малой емкости (до 0,5 куб. м) при значительных объемах работ, чего нельзя допускать.
При рассмотрении сметных расчетов, в которых учтены значительные объемы водоотлива или водопонижения следует иметь в виду, что эти объемы должны быть определены по данным ПОС.
В составе стоимости оборудования*(8), включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется исходя из его фактурной стоимости, указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.
При определении базисной стоимости импортного оборудования используется существовавший в данный период валютный курс рубля. Так, например, для определения стоимости импортного оборудования в ценах 1991 года применяется соотношение: 100 долларов США за 167,13 рубля, приведенное в п. 5.4.1. Порядка определения стоимости строительства, осуществляемого в Российской Федерации с участием иностранных фирм, введенного в действие с 01.04.94 письмом Госстроя России и МВЭС России от 23.02.94 N 12-28.
Определенная таким образом рублевая стоимость импортного оборудования включается в базисную стоимость строительства и в дальнейшем для перевода в текущие цены индексации не подлежит, поскольку известна валютная цена оборудования и, соответственно, текущая рублевая стоимость.
Заготовительно-складские расходы в размере 2% принимаются для определения базисного уровня стоимости строительства объектов в ценах 1984 года.
В текущем уровне цен заготовительно-складские расходы определяются расчетом и включаются в договорные цены, а для объектов, строящихся за счет госбюджета, не должны превышать 2% стоимости материалов.
Надбавка на расходы, связанные с комплектацией и поставкой оборудования и материалов, рассчитана с применением предельного размера снабженческо-сбытовой наценки (25%).
В указанной наценке были учтены транспортные расходы, налог НДС, заготовительно-складские и другие расходы посредника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.96 г. N 239 предельный размер снабженческо-сбытовой наценки отменен, в связи с чем заказчику и подрядчику дано право в каждом отдельном случае устанавливать конкретную стоимость посреднических услуг. При этом стоимость транспортных расходов должна определяться на основе фактических данных о расстоянии перевозки, стоимости часа эксплуатации транспортных средств и т.п.
В соответствии с "Порядком определения стоимости строительства", введенным в действие с 01.01.94 г. письмом Госстроя России от 29.12.93 N 12-349, затраты на приобретение первичного комплекта оснастки и "ноу-хау" включаются в контрактную стоимость оборудования.
В случае финансирования строительства, осуществляемого частично за счет средств льготного государственного кредита, допускается включение указанных затрат в контрактную стоимость при условии, если техдокументация не может быть использована при строительстве других аналогичных объектов, в противном случае затраты на их приобретение оплачиваются за счет основной деятельности предприятия.
В соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. N 552 с изменениями и дополнениями от 01.07.95 г. N 661, пусконаладочные работы в полном объеме относятся на себестоимость продукции и финансируются, соответственно, за счет основной деятельности.
За счет средств, выделяемых на капитальное строительство, финансируются работы по индивидуальному испытанию оборудования, проводимому в соответствии со СНиП 3.05.05-84 "Технологическое оборудование и технологические трубопроводы (раздел 5)". При этом следует учитывать, что в процессе индивидуальных испытаний могут проводиться пусконаладочные работы. Такая возможность предусмотрена в "Приложении 1" к упомянутому СНиП. В этом случае работы по индивидуальному испытанию оборудования финансируются за счет сметы на капитальное строительство, а пусконаладочные работы, обеспечивающие проведение индивидуальных испытаний - за счет средств основной деятельности.
Дополнительные затраты подрядной организации, связанные с усложняющимися условиями производства работ в ходе технического перевооружения и реконструкции зданий, могут возмещаться в соответствии с п. 3.1.1.9. "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений (письмо Госстроя России от 29.12.93 г. N 12-349) путем применения коэффициентов, предусмотренных в "Общих положениях по применению соответствующих сметных норм и расценок". При этом повышающие коэффициенты, утвержденные Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 10.04.86 г. N 43/62, не применяются.
Согласно Постановлению Правительства Москвы N 261 "О долевом участии потребителей в строительстве и реконструкции систем инженерного обеспечения г. Москвы" от долевого участия освобождаются только организации, осуществляющие строительство за счет городского бюджета или общественных фондов.
В соответствии с письмом Главценообразования от 01.03.94 г. N 12-34 налоги и платежи, относимые на себестоимость, но не учтенные нормой накладных расходов (транспортный налог, отчисления на образование, дорожные фонды, налог на пользователей автомобильных дорог, плата за воду, за загрязнение окружающей природной среды), включаются в гл. 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.
Расходы организаций по уплате налогов на имущество, содержание милиции, образование, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты их деятельности.
Нуждаются в серьезной проверке затраты, учитываемые в I-1 главе ССР на возмещение убытков, причиненных землепользователям изъятием земельных участков, на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, а также по сносу и переносу зданий и сооружений на отведенной площадке.
При строительстве жилых домов для переселяемого населения, затраты на которые учитываются в I главе ССР, следует иметь в виду, что объем этого строительства должен точно соответствовать необходимой площади для переселяемых, исчисленной по действующим в республике нормативам.
Затраты на компенсацию за изъятие земель на с/х производство определяются по всем землям, занятым под с/х культуры, включая огороды, сады и т.п., принадлежащие отдельным гражданам как в сельской местности, так и в городах и поселках.
Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства - единовременные затраты заказчика при выделении земельного участка. Эти затраты согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.94 г. N 1204 "О порядке определения нормативной цены земли" установлены в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. В сводном сметном расчете эти затраты учитываются в 1-й главе.
Затраты, связанные с выплатой заказчиком строительства ежегодного земельного налога в течение всего срока строительства, включаются в себестоимость строительной продукции и отражаются в 9-й главе сводного сметного расчета вместе со всеми налогами.
Расходы подрядной организации, связанные с выплатой земельного налога за участки, занимаемые зданиями, сооружениями и другими основными фондами этой организации, учитываются в составе накладных расходов.