- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;
- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;
- условия обеспечения проезда аварийно-спасательных и пожарных команд;
- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;
- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;
- устройство пунктов санитарной обработки.
При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются также:
- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ) в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;
- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, ввода инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;
- соответствие вместимости защитных сооружений численности наибольшей работающей смены и укрываемого населения, для ЗПУ - численности оперативного состава;
- соответствие состава помещений и объемно-планировочных решений защитных сооружений действующим нормам гражданской обороны;
- состав, характеристики и режим работы оборудования систем жизнеобеспечения, обоснованность решений по обеспечению воздухоснабжения сооружений по 3-му режиму вентиляции, решения по обеспечению гарантированного электроснабжения ответственных потребителей; для ЗПУ - соответствие действующим нормам и схемам организации связи, состава аппаратуры и условиям ее размещения на узлах связи;
- взаимная увязка конструкций и коммуникаций защитного сооружения и сооружения (здания), в которое оно встраивается;
- соответствие принятых радиусов сбора укрываемых нормативным требованиям, проектные решения по обеспечению условий и времени заполнения защитных сооружений;
- места расположения и конструкции входных устройств и аварийных выходов;
- возможность и порядок эффективного использования защитных сооружений для производственно-хозяйственной деятельности, порядок и условия их перевода к готовности приема укрываемых при чрезвычайных ситуациях, расчет необходимых для этого сил, средств и времени.
При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных.
В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.01.53-84 "Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства", а для объектов железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта - в соответствии с ведомственными инструкциями, согласованными с МЧС России.
При экспертизе проектных решений объектов коммунально-бытового назначения проверяются мероприятия по их приспособлению в военное время или при чрезвычайных ситуациях в соответствии со СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта".
2.6.4. Содержание и объем проектных материалов по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представленных на экспертизу, должны формироваться в зависимости от степени опасности производственного объекта для населения и территорий, а также для предприятий, зданий и сооружений, расположенных вокруг этого объекта, с учетом возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. При этом проверяется как возможность воздействия природных и техногенных факторов на объект, так и возможные воздействия на население и окружающую среду аварий или катастроф, произошедших на объекте.
При оценке природных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности возникновения в районе размещения объекта чрезвычайных ситуаций природного характера;
- правильность оценки характеристик интенсивности проявления неблагоприятных природных воздействий на объект;
- достаточность проектных решений и рекомендаций по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению негативных последствий возможных аварий и катастроф до минимальных уровней.
При оценке техногенных воздействий на проектируемый объект проверяются:
- правильность оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на других функционирующих в регионе потенциально опасных объектах;
- правильность определения зон возможных разрушений и действия вторичных поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях на других объектах.
При экспертной оценке опасности объекта проверяются:
- полнота перечня возможных чрезвычайных ситуаций и причин их возникновения;
- оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- общий эффект негативного воздействия поражающих факторов, характерных для данного объекта;
- специфика вызываемых поражений;
- характеристика ущерба населению, окружающей среде и объектам инфраструктуры в результате возможных аварий;
- сравнительная оценка снижения вероятности возникновения аварийных ситуаций при предусмотренных проектом инженерных мерах по их предупреждению;
- оценка развития аварий при вводе в действие предусмотренных проектом инженерных мер по локализации аварийных ситуаций по сравнению с развитием и масштабами аварии при их отсутствии.
Оценка безопасности объекта для населения и территорий проверяется для следующих основных ситуаций:
- эксплуатация объекта по утвержденной установленным порядком технологической документации;
- возможная проектная авария при штатной эксплуатации объекта;
- авария или повреждение (разрушение) объекта в результате террористического акта, военных действий или природных катастроф.
В проекте строительства объекта должна быть проведена оценка стоимости предусмотренных мероприятий по защите населения и территорий, а также дана сравнительная оценка ущерба, который может быть нанесен при возникновении чрезвычайных ситуаций без проведения на объекте защитных мероприятий.
2.6.5. Критериями оценки качества проектных решений раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций" являются сохранение жизни и здоровья населения и работающего персонала, снижение размеров материальных потерь и ущерба окружающей среде, обеспечение функционирования объекта в условиях воздействия аварий, катастроф, стихийных бедствий и современных средств поражения.
Ниже приводится перечень основных нормативных и методических документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
2.7. Организация строительства
2.7.1. Оценивается площадка строительства с точки зрения проектных решений организации строительства в части:
- преимущества выбранного участка при вариантном размещении объекта;
- организации рельефа с точки зрения перемещения земляных масс (выемки, насыпи, отвалы и др.);
- транспортной доступности;
- наличия растительности, подземных и надземных сооружений и инженерных коммуникаций на площадке строительства;
- мест размещения временных зданий и сооружений (стройгородка), прохождения временных дорог.