Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июля 1998 г. N 143 "Об утверждении "Методических рекомендаций по проведению обследований подконтрольных предприятий и объектов при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом"
1. Утвердить "Методические рекомендации по проведению обследований подконтрольных предприятий и объектов при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" и ввести в действие с 01.08.98 г.
2. Руководителям территориальных органов организовать изучение данных "Методических рекомендаций" и принять к руководству в практической деятельности.
Первый заместитель Начальника Госгортехнадзора России | Е.А. Малов |
Руководящий документ Госгортехнадзора РФ РД 15-217-98 "Методические рекомендации по проведению обследований подконтрольных предприятий и объектов при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" (утв. Госгортехнадзором РФ 2 июля 1998 г.)
Срок введения в действие 1 августа 1998 г.
Настоящие методические рекомендации определяют вопросы и порядок проведения обследований предприятий, организаций (независимо от форм собственности) и объектов по выполнению ими требований безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
В целях определения безопасности этих критериев, в практике надзорной деятельности, применяются обследования: комплексные, целевые и оперативные.
Комплексному обследованию, как правило, подлежат: управления и отделения железных дорог, транспортные компании, крупные предприятия, фирмы и другие организации, занимающиеся или участвующие в процессе перевозки опасных грузов.
При комплексном обследовании проверяют выполнения руководителями и персоналом предприятия или организации требований правил и норм безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, профилактическую работу служб, отделов, их взаимодействие между собой, компетентность специалистов и работников непосредственно связанных с вопросами обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов, а также организаторскую и координационную работу руководителей по вопросам обеспечения безопасности.
Целевое обследование проводится для детального изучения отдельных вопросов, связанных с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов.
Как правило, оно проводится для оценки основных критериев, определяющих безопасность перевозок опасных грузов, но вместе с тем целевые обследования могут организовываться для выявления нарушений безопасности при перевозке опасных грузов отдельных классов или наименований (перевозка хлора, аммиака, сжиженных газов, взрывчатых материалов и т.д.).
В первом случае, при оценке основных критериев рассматриваются вопросы эффективности влияния управленческих структур на непосредственных исполнителей, а также их взаимодействие между собой.
При этом проверяются предприятия, относящиеся к одной отрасли или одному направлению отрасли железнодорожного транспорта, начиная с вышестоящих и заканчивая исполнителями на местах.
Во втором случае, при проверке перевозочного процесса, в первую очередь оцениваются критерий безопасности каждого предприятия, участвующего в перевозке, а также их взаимодействие в едином транспортном процессе.
При этом в обязательном порядке на предприятиях должны проверяться их организационные и технические мероприятия по снижению степени риска от воздействия опасных факторов при возникновении аварийной ситуации на персонал, население, окружающую среду, а также осуществляться контроль за выполнением условий действия лицензий.
Оперативное обследование проводится с целью плановой проверки состояния безопасности на закрепленном за государственным инспектором предприятии, производстве или объекте и принятия оперативных мер по ликвидации нарушений требований безопасности.
Основной целью проведения обследований поднадзорных предприятий и объектов является оценка работы руководителей предприятий и организаций, а также служб ведомственного контроля, направленной на обеспечение безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. При этом на предприятиях и организациях должны проверяться следующие вопросы:
- организация и эффективность осуществления ведомственного надзора за безопасностью перевозок опасных грузов;
- организация обучения, аттестации и проведение проверки знаний персонала, занятого перевозкой опасных грузов, проведение проверки знаний у руководящих работников и специалистов предприятия Правил, норм и инструкций по техники# безопасности;
- выполнение постановлений, приказов, указаний и директив вышестоящих органов, Госгортехнадзора России и их территориальных органов, а также выданных ранее актов-предписаний.
Для проверки организации и эффективности осуществления ведомственного контроля за безопасностью перевозок опасных грузов на предприятиях магистрального и промышленного железнодорожного транспорта проверяется:
- наличие и выполнение ведомственного Положения или другого документа (приказа руководителя предприятия), определяющего порядок организации и осуществления ведомственного контроля за безопасностью перевозок опасных грузов;
- наличие лиц, ответственных за организацию и проведение профилактической работы по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов в службах управления дороги и отделах отделений железной дороги и предприятиях магистрального и промышленного железнодорожного транспорта.
- выполнение годовых планов или графиков ведомственной проверки руководителями предприятий и работниками служб ведомственного контроля структурных подразделений железных дорог, предприятий магистрального железнодорожного транспорта, а также производственных цехов предприятия, занятых перевозкой опасных грузов, а также железнодорожных (транспортных) цехов и отделов по соблюдению требований безопасности перевозок опасных грузов. Количество и качество проверок, анализ выявленных недостатков и выводы по результатам проверок.
- разработка мероприятий организационного и технического характера, направленных на повышение безопасности перевозок опасных грузов. Отражение их в планах работы. Контроль за выполнением разработанных мероприятий.
- проведение расследований и анализа произошедших аварийных ситуаций с опасными грузами, их учет, контроль за выполнением мероприятий, разработанных по результатам расследования аварийных ситуаций.
- работа служб ведомственного контроля на предприятиях. Частота и конкретность ревизорских указаний. Отражение этих вопросов при проведении ревизий и проверок (для ведомственного контроля МПС России).
- работа, проводимая комиссиями по чрезвычайным ситуациям по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов. Наличие и выполнение планов работы, качество подготовки материалов к заседанию комиссии. Причины невыполнения планов, (управления и отделения железных дорог).
Для оценки эффективности работы руководителей предприятий и служб ведомственного контроля предприятий, полноты отражения состояния безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в выдаваемых, работниками служб ведомственного контроля актах и предписаниях, контроля за устранением выявленных нарушений требований безопасности, необходимо проводить выборочные натурные проверки состояния безопасности перевозки опасных грузов на предприятии.
При проведении выборочных натурных проверок необходимо обращать внимание на следующие вопросы:
При проверках состояния путевого хозяйств магистрального железнодорожного транспорта:
- состояния безопасности движения в путевом хозяйстве, количество сходов подвижного состава из-за неудовлетворительного содержания путей на перегонах и станциях, в поездах и при маневровой работе (в том числе вагонов с опасными грузами). Сопоставить с соответствующим периодом предыдущего года.
- техническое состояние главных путей, а также станционных, по маршрутам перемещения опасных грузов. Балльная оценка. Повторяемость на отдельных участках неудовлетворительной балльной оценки, причина этого.
- протяженность участков главных путей, эксплуатируемых с превышением сроков капитального ремонта, их удельный вес от общей протяженности главных путей. Количество километров путей, на которых ограничены по этим причинам скорости движения поездов, данные сопоставить с соответствующим периодом предыдущего года.
- общее количество действующих предупреждений по ограничению скоростей движения поездов на проверяемом отделении дороги, направлении, участке, в том числе предусмотренных графиком. Сроки их действия, выполнение графика их отмены.
- наличие неудовлетворительных, по балльной оценке, километров главного пути, повторяемость неудовлетворительных километров.
- проведение натурного осмотра пути (полнота осмотра и его качество, соблюдение установленных сроков), проведение осмотров согласно указаний телеграмм Министерства путей сообщения, начальника дороги, начальника отделения дороги, участие в осмотрах руководителей дистанции пути, отделения дороги, службы пути.
- применение технических средств при осмотре пути (соблюдение периодичности проверок вагонами-путеизмерителями, вагонами-дефектоскопами, съемными дефектоскопными средствами) в соответствии с нормативными документами, участие в этих проверках руководителей дистанций путей, отделения дороги, службы пути.
- контроль со стороны руководителй и ревизорского аппарата за устранением, выявленных в ходе осмотра пути неисправностей, причины неустранения.
- техническое содержание переездов (в том числе сигнализации) на участках с большими размерами движения поездов с опасными грузами. Наличие случаев наездов на автотранспортные средства.
- состояние путей в подгорочных парках сортировочных станций. Особое внимание при проверках уделять соответствию их профиля проектной документации.
- внедрение технических средств, повышающих безопасность перевозок опасных грузов.
При проверках состояния путевого хозяйств промышленного железнодорожного транспорта:
- наличие технического паспорта подъездного пути
- наличие продольного профиля подъездного пути
- графики осмотра подъездного пути и их выполнение
- организация ремонтных и профилактических работ при содержании подъездных путей.
- наличие инструкций, мероприятий и журналов по осмотру, содержанию и ремонту пути, стрелочных переводов и переездов.