Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения МДС 11-3.99 (утв. Главгосэкспертизой РФ 15 января 1997 г.) стр. 12

Затраты, связанные с оплатой услуг эксплуатационных и коммунальных организаций, относятся к затратам заказчика и включаются в I главу сводного сметного расчета.
В случае оплаты этих услуг подрядной организацией затраты подлежат возмещению (на основании представленных бухгалтерских документов).
Затраты, связанные с развитием производственной базы, принимаются заказчиком исходя из экономической целесообразности строительства этих объектов на основе расчета, представляемого подрядчиком. Порядок возмещения этих затрат подрядчику, а также условия эксплуатации объектов производственной базы устанавливаются в договоре подряда.
Для кооперативов и других предприятий и организаций частной формы собственности создание мощностей производственной базы формируются за счет собственных доходов.
Затраты подрядчиков, связанные с отчислениями НИОКР, включаются в главу 9 "Прочие работы и затраты" ССР соответствующей стройки в размере 1,5% от себестоимости строительной продукции.
По объектам строительства, финансируемым за счет бюджетных ассигнований, указанные отчисления не производятся.
Затраты на дополнительные отпуска и выслугу лет относятся к фонду оплаты труда (ФОТ) и в текущем уровне цен учитываются в локальных сметных расчетах, и дополнительному включению в сводный сметный расчет не подлежат. В актах за выполненные работы эти затраты учтены при расчете индексов или стоимости одного человеко-часа исходя из ФОТ. Данный порядок касается всех объектов независимо от форм собственности (письмо Главценообразования Минстроя России от 25.01.96 г. N 12-31).
Согласно Постановлению Минтруда России от 29.06.94 г. N 51 в строительных организациях выплачивается надбавка за разъездной характер работы в размере до 15% месячной тарифной ставки или должностного оклада без учета коэффициентов и доплаты, если время проезда в нерабочее время от места нахождения строительной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее двух часов. Применение разъездного характера работ должно быть оговорено в договоре подряда.
В связи с поступающими запросами о порядке расчета затрат на содержание службы заказчиков-застройщиков Минстрой России разъяснил, что согласно Порядку определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенного в действие письмом Минстроя России от 29.12.93 N 12-349, средства на содержание службы заказчиков-застройщиков по строительству, осуществляемому за счет федерального бюджета, определяются расчетом и согласовываются с Минстроем России.
При годовом объеме финансирования строительства свыше двух млн. рублей в ценах 1984 г. указанные расчеты должны выполняться в соответствии с письмом Минстроя России от 07.04.94 г. N ВБ-12-64 и Методическим пособием, введенным в действие письмом Минстроя России от 13.12.95 г. N ВБ-29/12-347.
При годовом объеме финансирования строительства до двух млн. рублей (включительно) в ценах 1984 г. служба заказчика-застройщика не образовывается и расчеты затрат на ее содержание не составляются. В этом случае для возмещения расходов, связанных с осуществлением функций заказчика-застройщика, рекомендуется применять в 1996 году норматив равный 0,8% от стоимости капитальных вложений в текущих ценах без дополнительного согласования с Минстроем России.
"Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 1.06.05.85) в настоящее время не действует. В связи с тем, что лимитность объектов, не требующих обязательного проведения авторского надзора, определена в ценах 1984 г., для определения лимитности в текущем уровне цен следует применять действующие на данный момент индексы удорожания. Необходимость проведения авторского надзора по этим объектам определяется заказчиком. Стоимость затрат на проведение авторского надзора определяется расчетом по договорным ценам. При необходимости возможно применение повышающих коэффициентов, используемых по проектным работам.
Средний уровень базовых цен на проектные работы для строительства периодически корректируется. Так, по состоянию на 1 апреля 1996 года он увеличился в 3,24 раза, а по состоянию на 1 июля 1996 года - в 3,41 раза по отношению к принятому по состоянию на 1 января 1995 года уровню базовых цен, определяемых с учетом положений, изложенных в письме Минстроя России от 04.07.95 г. N 9-4/116.
При расчете базовой цены на проектные работы, определяемой по Справочникам базовых цен, в которых цены установлены в зависимости от стоимости строительства, инфляционный индекс не применяется.
Согласно п. 3.5.9.1. "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 г. N 12-349) часть резерва на непредвиденные работы и затраты передается заказчиком подрядчику только в случае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается в распоряжении заказчика. При этом следует иметь в виду, что в связи с выходом "Порядка..." письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 г. N БФ-39/12 утратило силу.
НДС учитывается при расчетах в текущем уровне цен, так как полная стоимость строительной продукции учитывает все налоги, то расчет общего индекса производится с учетом всех затрат.
Федеральным законом от 01.04.96 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (статья 5 "Перечня товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога") от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости этих работ.
"Работы по строительству жилых домов, производимые с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40% от стоимости этих работ, включены в Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от уплаты НДС. Поэтому по данному строительству за итогом сводного сметного расчета в качестве лимита отдельной строкой включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в т.ч. по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ" (письмо Минстроя России от 25.04.96 г. N ВБ-29/12-148).
Порядком определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенным в действие письмом Госстроя России от 29.12.93 г. N 12-349, предусмотрено определение сметной стоимости СМР и, в частности, стоимости эксплуатации строительных машин и автотранспорта различными методами, в т.ч. ресурсным и базисно-индексным.
При использовании ресурсного метода номенклатура применяемых строительных машин и автотранспорта должна подтверждаться ПОС или ППР, а машинное время может определяться на основе сборников ресурсных сметных норм, введенных в действие Минстроем России в 1994 - 1995 гг.
При использовании базисно-индексного метода допускается применение нормативной базы 1984 г. без права ее корректировки. При этом номенклатура фактически используемого парка строительных машин и автотранспорта, согласованная с заказчиком, может быть учтена при разработке индекса удорожания стоимости строительства, применяемого при определении текущей сметной стоимости (письмо Главценообразования Минстроя России от 07.06.96 г. N 12-189).
Согласно "Своду правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации" (СП 81-01-94) при расчетах между заказчиком и генподрядчиком в текущем уровне цен применяются нормы Сборника дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время по видам строительства (СНиП 4.07-91), рассчитанные для круглогодичного применения. Однако при заключении договоров подряда заказчик и подрядная организация вправе установить форму расчета на основе норм по конструкциям и видам работ, предназначенных для расчета в зимний период.
Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения по взаимной договоренности могут производиться или по установленной норме Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09-91), или за фактически построенные временные здания и сооружения (письмо Главценообразования Минстроя России от 07.06.96 г. N 12-194).
При определении сметной стоимости строительства расход воды, необходимой для промывки водопровода, рекомендуется определять с использованием нормативных показателей расхода материалов (сборник 22, часть 2 "Водопровод - наружные сети", введенный в действие письмом Минстроя России от 15.12.94 г. N ВБ-12-263 (письмо Главценообразования Минстроя России от 10.06.96 г. N 12-204).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 г. N 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" с 1 января 1997 года разрешено организациям создавать страховые фонды (резервы) для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества строительной организации, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц. Размер отчислений на указанные цели, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).
В связи с указанным Минстрой России сообщил, что средства на покрытие затрат строительных организаций по созданию страховых фондов (резервов) в пределах нормы, установленной законодательством Российской Федерации, включается в главу 9 "Прочие работы и затраты" Сводного сметного расчета стоимости строительства.
Порядок включения этих средств в договор подряда осуществляется в соответствии со статьей 742 Гражданского кодекса Российской Федерации (письмо Минстроя России от 16.04.96 г. N ВБ-29/12-131 и от 12.05.96 г. N 29/12-163).
2.8.4. Перечень действующих нормативных документов, на основании которых определяется стоимость строительства, прилагается.

2.9. Эффективность инвестиций*(9)

2.9.1. Целью экспертизы этого раздела является определение обоснованности принятых в проекте показателей эффективности инвестиций в строительство объекта, реальности намеченных условий финансирования, обоснованности предложений по государственной поддержке осуществления проекта, а также объемов реализации работ (услуг).
При экспертизе указанного раздела должны быть:
- определены полнота и правильность применения Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России и Госкомпромом России от 31.03.94 г. N 7-12/47*(10), достаточность и достоверность принятых исходных данных, правильность применения экономических нормативов и расчетов, соблюдение федеральных законов;
- проверено соответствие данных и показателей, принятых в проекте, заданию на проектирование и ранее разработанному и утвержденному (одобренному) обоснованию инвестиций. При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, определенные в проекте, могут существенно изменяться по сравнению с полученными в обоснованиях инвестиций. В этом случае необходимо установить влияние изменений на общие выводы об эффективности инвестиций в строительство объекта и дать оценку их обоснованности.
Экспертизу этого раздела рекомендуется проводить совместно с технологическим и другими разделами проекта и учитывать результаты совместного рассмотрения при подготовке выводов и предложений по оценке целесообразности и эффективности осуществления проекта.
2.9.2. Общие вопросы определения эффективности инвестиций.
При расчетах эффективности инвестиций в строительство зданий и сооружений могут использоваться различные программные пакеты, в которых соблюдаются основные положения "Методических рекомендаций".
Основными расчетно-аналитическими таблицами, отражающими финансовое состояние предприятия в течение периода его проектирования, строительства и эксплуатации, должны являться следующие базовые формы: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и проектно-балансовая ведомость (баланс). На основании этих форм определяются показатели, характеризующие эффективность инвестиций (коммерческая, бюджетная и экономическая).
В проекте на строительство зданий и сооружений с поддержкой государства на уровне Российской Федерации и (или) субъектов Федерации наряду с оценкой коммерческой эффективности инвестиций должна быть выполнена оценка бюджетной эффективности, отражающая влияние осуществления проекта на бюджеты различного уровня. Состав расходов и доходов бюджета, связанных с проектом, указан в разделе 4 "Методических рекомендаций".
Продолжительность расчетного периода принимается с учетом особенностей проектируемого объекта.
Расчеты затрат и результатов осуществления проектов производятся с применением базисных цен, не изменяющихся в течение расчетного периода и (или) прогнозных цен, принимаемых с учетом возможных их изменений в течение этого периода.
Степень достоверности прогноза в значительной степени зависит от полноты анализа изменений уровня цен. При выполнении расчетов в прогнозных ценах следует отличать изменения, связанные с общей инфляцией и вызванные неинфляционными факторами: тенденциями рыночной конъюнктуры на отдельные виды продукции, изменениями уровня зарплаты и т.д.
Темпы общей инфляции могут оцениваться в этих расчетах исходя из анализа их изменения в предшествующий период, а также прогнозов, выполняемых директивными органами и достаточно авторитетными экономическими организациями.
Эффективность инвестиций в расширение или реконструкцию зданий и сооружений должна устанавливаться по отношению к существующему (исходному) их состоянию. При этом в расчетах определяется изменение всех составляющих по сравнению с данными о работе действующего объекта в условиях его функционирования.
2.9.3. Оценка исходных данных для определения эффективности инвестиций.
При рассмотрении проектов необходимо проверять правильность определения данных, принятых в основных расчетно-аналитических таблицах, в том числе:
- Объемов реализации работ (услуг).
При этом проверяется обоснованность:
- принятых объемов работ (услуг) с учетом потребностей рынка, сроков освоения вводимых мощностей и этапности их ввода;
- цен на реализацию работ (услуг). Часто в проектах принимают фактические цены, сложившиеся в период разработки проекта, а иногда - расчетные цены, определяемые исходя из заданного уровня рентабельности. Такие цены нельзя считать достаточно обоснованными. Уровень цен, принимаемых в расчетах, должен обеспечивать конкурентоспособность проектируемого объекта. В связи с этим цены необходимо определять с учетом сопоставления с ценами на аналогичные виды работ (услуг), оказываемые конкурентами.
Все указанные данные должны основываться на материалах изучения рынка работ (услуг).