Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 61

2. Бунятян А.А (ред.). Справочник по анестезиологии и реаниматологии. М., Медицина, 1987.
3. Кассиль В.Л. Искусственная вентиляция легких в интенсивной терапии. М., Медицина, 1987.
4. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии. М., Медицина, 1984.
5. Михельсон В.А. Детская анестезия и реаниматология. М., Медицина, 1985.
6. Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. М., Медицина, 1986.
7. Пащук А.Ю. Региональное обезболивание. М., Медицина, 1987.
8. Рябов Г.А., Семенов В.Н. Экстренная анестезиология. М., Медицина, 1983.
9. Терновой К.С., Бутылкин Ю.П., Бобылев Ю.И. Неотложные состояния. Атлас, Киев, "Здоровье", 1984.
10. Чепкий Л.П. (ред.). Справочник по анестезиологии, Киев, "Здоровье", 1987.
11. Шанин Ю.Н., Волков Ю.Н., Костюченко А.Л., Плешаков В.И. Послеоперационная интенсивная терапия. М., Медицина, 1978.
12. Терешенский А.И. и соавт. Интенсивная терапия и дыхательная реанимация при астматических состояниях. Киев, Здоровье, 1985.
13. Черняховский Ф.Р. Организация отделения анестезиологии и реаниматологии. М., Медицина, 1979.

17.1. Квалификационная характеристика специалиста анастезиолога-реаниматолога детского лечебно-профилактического учреждения

В соответствии с требованиями специальности врач детский анестезиолог-реаниматолог должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- организацию службы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в стране, службы скорой и неотложной помощи детям, действующие приказы и другие директивные документы, определяющие их деятельность;
- правовые вопросы в анестезиологии и реаниматологии;
- организацию в детских лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, оснащение этих отделений и гигиенические требования к ним;
- организацию службы переливания крови и донорства;
- топографическую анатомию центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей и легких в возрастном аспекте;
- физиологические особенности органов и систем детского организма;
- роль вегетативной нервной системы в регуляции жизненно важных функций организма;
- клиническую физиологию и патофизиологию органов кровообращения (сердце, сосуды, микрорегуляция), внешнего дыхания, нарушения газообмена и его виды, признаки острой печеночной недостаточности;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочное равновесие, возможные типы нарушений и принципы лечения в различных возрастных группах;
- патофизиологию шока, профилактику и лечение его основных форм;
- травматизм и патофизиологию кровопотери;
- патофизиологию тромбоэмболии (жировой и воздушной);
- патофизиологию отека головного мозга и легких;
- физиологию и патофизиологию свертывания крови;
- организацию диспансеризации детского населения;
- формы и методы санитарного просвещения.

2. Общие умения:

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного; оценить тяжесть состояния больного; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты;
- разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции, провести предоперационную подготовку;
- обосновать схему, разработать план и практически осуществить интенсивную терапию больных детей различных возрастных групп, находящихся в неотложных и критических состояниях, обусловленных тяжелыми заболеваниями, отравлениями и травмой;
- определить групповую и видовую совместимость крови, объем кровопотери и выполнить внутривенное переливание или внутриартериальное нагнетание крови, выявить возможные посттрансфузионные осложнения и провести борьбу с ними;
- разработать план послеоперационного ведения больного и профилактики послеоперационных осложнений;
- оформить медицинскую документацию, утвержденную МЗ СССР.

3. Специальные знания и умения:

В области анестезии:
- клиническое и фармакологическое обоснование использования седативных и снотворных средств, возбуждающих лекарств, нейролептических алкалоидов красавки, сердечных и сосудистых средств, кортикостероидов, инсулина, противосудорожных и анальгезирующих веществ;
- миорелаксанты короткого и длительного действия, диуретические и дегидратационные средства; средства, влияющие на свертывание крови; витамины; кровезаменители и кровезаместители; антибиотики и антисептики, их совместимость;
- принципы предоперационной подготовки и премедикации больного к наркозу в различных возрастных группах, включая новорожденных;
- технику безопасности при проведении анестезии, стадии наркоза и клинические признаки этих стадий;
- задачи анестезиологического обеспечения и классификацию методов анестезии; принципы выбора анестезиологического пособия, степень операционного риска у детей, индукцию наркоза;
- показания и противопоказания к применению общего обезболивания; однокомпонентный и многокомпонентный наркоз; ингаляционный и неингаляционный наркоз; масочный и эндотрахеальный способ наркоза;
- показания и противопоказания к общему обезболиванию с применением центральных анальгетиков (промедол, морфин, дипидолор, лаксир и др.);
- показания и противопоказания к общему обезболиванию с применением кетамина, калипсола и других неингаляционных анестетиков;