Информационная подсистема нормативных правовых актов обеспечивает хранение и эффективное распространение нормативных правовых актов как в системе Минприроды России, так и во внешних информационных системах.
Подсистема научно-технической информации обеспечивает организацию сбора, оценки и пропаганды научно-технических достижений подведомственных институтов, территориальных природоохранных органов и других организаций в разработке новых технологий, природоохранного оборудования, приборов и информационной продукции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также сбор, анализ, обобщение информации о конференциях, семинарах, совещаниях, выставках, организуемых Министерством, подведомственных ему организациями, территориальными природоохранными органами, другими Министерствами и ведомствами по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
Подсистема государственных кадастров природных ресурсов обеспечивает все заинтересованные подразделения Министерства информацией о состоянии природных ресурсов в федеральном разрезе.
Подсистема государственной статистической отчетности обеспечивает все заинтересованные подразделения Министерства данными государственной статистической отчетности (в том числе специализированной отчетности территориальных органов Минприроды России).
Информационная подсистема государственного экологического контроля обеспечивает обобщенной информацией (атмосферный воздух, поверхностные воды суши, почв и земельных ресурсов, отходы производства и потребления, заключения государственной экологической экспертизы, информация населения о чрезвычайных экологических ситуациях) работу Департамента государственного экологического контроля и других заинтересованных подразделений Министерства в части решения управленческих задач, возложенных на соответствующие подразделения.
Подсистема информационного обеспечения разработки и реализации экологических программ (ПИЭП) обеспечивает организацию сбора, передачи, хранения и обработки данных о федеральных и региональных экологических программах, их разработке, утверждении, реализации, экономической и экологической эффективности. ПИЭП должна давать исчерпывающую информацию для осуществления государственного контроля в период разработки и реализации экологических программ. ПИЭП функционирует в едином информационном поле с территориальными органами Минприроды России, министерствами, ведомствами, другими организациями.
Подсистема информационного обеспечения подготовки ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации (ПИГД) обеспечивает данными по качеству природной среды и состоянию природных ресурсов, по экологической оценке состояния территорий, воздействию на окружающую среду отраслей народного хозяйства и государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды в Российской Федерации. ПИГД функционирует в едином информационном поле с территориальными органами Минприроды России, министерствами, ведомствами, другими заинтересованными организациями.
Регламентное функционирование базовых подсистем обеспечивают соответствующие Департаменты (Главные управления, Управления) Минприроды России.
3.3. Специализированные подсистемы
К специализированным подсистемам относятся информационные системы:
- кадровая информационно-поисковая система;
- подсистема массовой экологической информации и связей с общественностью;
- подсистема информационного обеспечения территориальных природоохранных органов;
- подсистема информационного обеспечения государственной экологической экспертизы;
- подсистема информационного обеспечения международного сотрудничества;
- подсистема информационного обеспечения финансирования и материально-технического обеспечения, бухгалтерского учета, отчетности и контроля;
- информационная подсистема внебюджетных экологических фондов;
- информационная система по биологическим ресурсам;
- информационная система по вопросам заповедного дела;
- подсистема информационного обеспечения деятельности природоохранной морской службы;
- подсистема информационного обеспечения деятельности государственной инспекции по маломерным судам;
- информационная система по запасам полезных ископаемых.
Регламентное функционирование специализированных подсистем обеспечивают соответствующие Департаменты (Главные управления, Управления) Минприроды России.
3.4. Заказчики информационно-аналитической системы Минприроды России
Для эффективной организации процесса проектирования, монтажа, пуско-наладки и эксплуатации подсистем, подразделения Министерства, обеспечивающие регламентное функционирование, выступают в роли Заказчиков соответствующих подсистем. Генеральным заказчиком ИАС в целом является Департамент научно-технического обеспечения экологической безопасности Минприроды России.
Заказчики осуществляют формирование заказа на разработку и эксплуатацию соответствующих базовых и специализированных подсистем при выполнении технологических и методических требований на функционирование в информационно-технологической среде ИАС.
Заказчики подсистем по согласованию с Генеральным заказчиком устанавливают уровень доступа к информации, используемой в работе соответствующих базовых и специализированных подсистем ИАС, исходя из функций подразделения и конфиденциальности информации.
4. Структура территориальной информационно-аналитической системы
Территориальные информационно-аналитические системы функционируют в территориальных органах Минприроды России и руководство их функционированием возлагается на руководство территориальных органов.
Структура ТИАС формируется с учетом следующих факторов:
- необходимостью решения задач, стоящих перед территориальным органом Министерства;
- обязательностью участия в работе базовых функциональных систем ФИАС (базовые функциональные подсистемы имеют "жесткую" структуру на территориальном уровне);
- согласованностью с функционированием специализированных подсистем;
- существующих и планируемых финансовых, материально-технических возможностей территориальных органов;
- методической и кадровой базой территориальных органов.
С учетом указанных факторов Минприроды России с участием головных научно-методических организаций рекомендует территориальным органам типовые решения (проекты) организации функционирования ТИАС.
5. Порядок создания информационно-аналитической системы
5.1. Существующие предпосылки
В настоящий момент в Минприроды России и большей части территориальных органов существуют объективные и субъективные предпосылки по формированию ИАС в части приоритетных направлений и подсистем.
К их числу следует отнести:
- опыт формализации управленческих задач и опыт общения с персональной вычислительной техникой;
- наличие финансовых ресурсов в реализуемых программах ("Экологическая безопасность России, 1993-1995", региональные программы и др.);
- научно-методические наработки, реализованные в последние годы в системе природоохранных органов;
- необходимость реализации эффективного информационного обмена как в системе Минприроды России (между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными природоохранными органами), так и Минприроды России с высшими органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными органами);
- наличие кадрового состава Минприроды России и его территориальных органов соответствующей квалификации пользователей информационных систем или готового и обучению пользованию информационными системами.
5.2. Порядок проведения работ по созданию информационно-аналитической системы
Для создания ИАС необходимо провести работы по созданию программно-технической, нормативно-методической и организационной базы. Все работы по указанным направлениям производятся по определенной программе и в тесной взаимосвязи.
Создание необходимой организационной базы опирается на формирование службы ИАС на федеральном и территориальном уровнях при участии подведомственных организаций. В составе службы ИАС работают подразделения (сотрудники) Министерства, территориальных природоохранных органов, подведомственных организаций, в должностные обязанности которых входит обеспечение функционирования ИАС Минприроды России в соответствии с распределением задач между подразделениями Министерства, подведомственными организациями. Соответствующими приказами (распоряжениями) определяются Заказчики и Подрядчики создания и обеспечения функционирования ИАС Минприроды России и ее функциональных подсистем, порядок производства работ, источники финансирования.
Создание необходимой нормативно-методической базы осуществляется Заказчиками и Подрядчиками ИАС Минприроды России и ее подсистем в соответствии с требованиями Заказчиков, материально-техническими и финансовыми возможностями, приоритетами выполнения работ. Генеральный заказчик обеспечивает координацию работ по созданию и обеспечению функционирования ИАС, Заказчики - обеспечение функционирования соответствующих подсистем. Головная организация обеспечивает координацию выполнения работ по созданию и обеспечению функционирования ИАС Минприроды России, создание базовых программно-технических комплексов и средств коммуникации. Подрядчики обеспечивают разработку и функционирование соответствующих подсистем ИАС Минприроды России.
Формирование программно-технических комплексов ИАС Минприроды России производится на федеральном уровне за счет корректировки заданий соответствующих программ и планов работ, и осуществляется Головной организацией и Подрядчиками по согласованным с Заказчиками планам. Формирование программно-технических комплексов ТИАС происходит за счет средств территориальных природоохранных органов при участии федерального бюджета (в части взаимодействия с ФИАС и решения специфических федеральных задач). После согласования основных функциональных задач и подсистем ИАС осуществляется эскизное проектирование ИАС в целом и отдельных ее элементов. Формирование подсистем осуществляется параллельно с максимально возможным использованием отработанных методических и технологических решений, оптимизирующих капитальные вложения и сокращающих срок разработки научно-технической продукции.