4) закреплять съемные полустойки на полувагоне с помощью фиксаторов;
5) грузить лесоматериалы в полувагон, оснащенный съемными полустойками, торцевыми или радиальными грейферами; допускается применять при погрузке двух- и четырехветвевые стропы;
6) раскладывать полужесткие стропы на борта полувагона и вручную поправлять круглые лесоматериалы второго яруса погрузки с площадок съемных полустоек или непосредственно с поверхности пакета; грейфер при этом должен быть выведен из зоны полувагона;
7) при погрузке лесоматериалов находиться на площадках полустоек, расположенных со стороны полувагонов, противоположной направлению перемещения груза, или на поверхности пакетов, расположенных в другом конце полувагона от формируемого пакета;
8) утягивать пакет на полувагоне с помощью грейфера или крановой подвески;
9) отключать привод щитков торцевого грейфера или челюстей радиального грейфера при утяжке пакета и замыкании верхних стяжек стропов;
10) выполнять замыкание верхних стяжек при натянутых грузовых стропах;
11) полувагоны и платформы по фронту погрузки закреплять башмаками.
238. Штабели пакетов круглых лесоматериалов должны располагаться секциями длиной 12 - 15 м по фронту погрузки. В секции пакеты следует укладывать вплотную, без разрывов по длине и ширине секции. Ярусы пакетов следует располагать ступенчато со сдвигом каждого последующего яруса на полпакета, но не выше четырех ярусов. Допускается смещение торцов пакетов в штабеле лесоматериалов одной длины не более 0,1 длины пакета.
Для подъема стропальщика на пакеты каждая секция должна быть снабжена переносной лестницей длиной не менее 2 м.
239. При укладке и разборке штабелей круглых лесоматериалов запрещается:
1) производить работы одновременно на соседних штабелях;
2) находиться ближе 10 м от укладываемых или разбираемых штабелей.
240. При разборке плотных штабелей лебедками необходимо применять обеспечивающие безопасность работ приспособления: цепные амортизаторы, бревнозахваты.
Работы на штабеле (поправка бревен, стропов, установка покатов) с момента подъема работников на штабель до схода с него должны производиться при выключенной лебедке.
Нахождение работников на плотных штабелях или возле штабеля (ближе 10 м) во время работы лебедки запрещается.
При разборке плотных штабелей должен поддерживаться уклон не более угла естественного скатывания бревен (не более 35°).
241. Разборка покосившихся и опасных штабелей должна производиться в светлое время суток по предварительно разработанной технологии.
242. При разборке плотных и пачковых штабелей кранами работники должны находиться на штабеле от места строповки пачек в момент опускания краном стропов и подъема застропленной пачки на расстоянии не менее 10 м.
Строповка пачек на штабеле пачковой укладки (с применением прокладок, разделяющих пачки по вертикали) должна производиться посредством гибких металлических прутьев, которые просовывают в зазоры между прокладками. При отсутствии прокладок по вертикали застропка пачек должна производиться с края каждого ряда за выступающие концы бревен.
Стропы должны заводиться с обоих концов вглубь штабеля на расстояние не менее 0,5 м.
243. Штабелевку хлыстов (деревьев) в запас трелевочным трактором и челюстным погрузчиком разрешается производить без разделения пачек вертикальными прокладками, при этом высота укладываемых трактором штабелей не должна превышать 2 м, а укладываемых челюстным погрузчиком - 3 м.
244. Штабелевка хлыстов (деревьев) в запас на складах должна производиться с помощью мостовых, козловых кранов и установок грузоподъемностью не менее 20 т. Перед штабелевкой на подштабельное место нужно укладывать не менее трех лежней.
Пачки хлыстов (деревьев) следует укладывать в штабель уступом с концов, сначала в нижний ярус на всю длину штабеля с разделением пачек вертикальными прокладками, затем на поверхность яруса класть три линии прокладок из хлыстов и формировать второй ярус штабеля.
Второй и последующий ярусы допускается формировать без горизонтальных прокладок при крестообразной укладке пачек.
Раскалывание круглых лесоматериалов
245. Оборудование и рабочие места для раскалывания круглых лесоматериалов необходимо располагать не ближе 5 м от штабелей, с которых поступает сырье.
246. Пусковые приспособления оборудования для раскалывания должны быть расположены так, чтобы работник мог ими пользоваться непосредственно со своего рабочего места.
247. При подаче чураков для раскалывания должна быть обеспечена безопасность работника: места падения и вылета чураков должны быть ограждены.
При устройстве площадки для чураков на границе ее примыкания к раскалывающему станку во всю длину приемного стола должны быть устроены перила высотой не менее 1,1 м без среднего и нижнего элементов.
Требования охраны труда при производстве лесотранспортных работ наземным транспортом
248. Каждая лесовозная дорога с примыкающими к ней ветками должна быть обозначена предупредительным знаком "Технологическая дорога".
249. Техническое состояние лесовозных дорог (магистрали, ветки, усы) должно обеспечивать безопасность движения транспорта с установленной скоростью в зависимости от нагрузки на рейс и продольного профиля.
250. При устройстве пересечений лесовозных дорог с другими наземными дорогами в одном уровне должна быть обеспечена видимость подходов к переездам как со стороны лесовозной дороги, так и со стороны пересекаемых дорог.
251. Техническое состояние сооружений (мостов, лотков) должно обеспечивать беспрепятственный и безаварийный пропуск полногрузных составов установленной для данной дороги грузоподъемности.
252. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.
253. На однополосных дорогах двухстороннее движение необходимо обеспечивать устройством разъездов полезной длиной не менее 30 м, расположенных в пределах прямой видимости, но не далее 500 м один от другого.
Переход однополосной дороги в двухполосную на разъездах необходимо осуществлять на участке длиной не менее 10 м.
254. На крутых косогорах и участках дорог с насыпями высотой более 2 м, а также на участках пересекающих топкие болота и разливы рек, при съезде с дороги необходимо устанавливать сигнальные столбики, тумбы, сплошные металлические, железобетонные или канатные ограждения на прямых участках через 50 м, на кривых - через 5 - 25 м.
Вдоль глубоких ущелий с обрывистыми стенками необходимо устанавливать удерживающие и отбойные ограждения.
255. В полосе шириной не менее 30 м от оси лесовозной дороги (по обе стороны) должны быть убраны деревья, представляющие опасность.
256. Автомобили, прицепы, роспуски, полуприцепы, вагоны-сцепи, предназначенные для вывозки леса, должны быть оборудованы кониками со стойками. Открывающиеся стойки должны быть надежно закреплены и иметь приспособления для их открытия со стороны, противоположной направлению выгрузки.
257. При вывозке древесины по автомобильным дорогам прицепы, роспуски, полуприцепы должны быть оборудованы тормозами и световыми сигналами.
258. Автомобили должны быть обеспечены исправным инструментом и приспособлениями (буксирным канатом длиной 4-6 м, увязочным приспособлением, тормозными башмаками, знаками аварийной остановки).
Погрузочно-разгрузочные работы
259. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует руководствоваться Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов*(10).
260. Лесовозный автопоезд, ожидающий погрузки или разгрузки, должен находиться за пределами максимального радиуса действия рабочих органов погрузочного средства и ставиться под погрузку или разгрузку только после разрешающего сигнала машиниста.
261. Не допускается одновременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ на двух соседних штабелях хлыстов или деревьев с расстоянием между ними менее 50 м, сортиментов - менее 25 м и на обоих концах одного штабеля (головке и хвосте).
262. Погрузка круглых сортиментов с "шапкой" в полувагоны и на платформы железной дороги широкой колеи должна быть механизирована; мелкоштучный сортимент следует грузить уложенным в специальные контейнеры, стропы и другие приспобления.
263. Погрузка лесоматериалов с "шапкой" вручную при отсутствии механизмов допускается в исключительных случаях и только при наличии специально сооруженных эстакад или выемок железнодорожного пути, верхний уровень которых находится на высоте нормально загруженного полувагона или платформы.