Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. N 4613-1, Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, утвержденными Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14 декабря 1993 г. NN НП-4-02/199н; 148; 7.
I. Общие положения
1. В соответствии со ст. 66 Основ лесного законодательства Российской Федерации* пользование лесным фондом является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст. 73 Основ. Система платежей за пользование лесным фондом включает:
- отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
- арендную плату;
- лесные подати (плата за право пользования лесным фондом).
2. Порядок взимания и целевого использования отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов установлен Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы лесного хозяйства России от 3 марта 1993 г. NN 18; 20; 7.
3. Принципы определения размеров арендной платы за участки лесного фонда и сроки ее внесения в соответствии с Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 712, устанавливаются органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, по согласованию с органами местного самоуправления районов (городов), органами власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
4. В соответствии со ст.68 Основ лесные подати являются платой, взимаемой за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.
5. Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются настоящей Инструкцией.
Порядок и условия внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливаются органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Инструкция Министерства финансов СССР от 31 марта 1987 г. N 84 "По лесному доходу" утрачивает силу в части платы за древесину, отпускаемую на корню, с момента опубликования настоящей Инструкции, а в части платы за пользование иными лесными ресурсами - после вступления в силу соответствующих нормативных документов, принятых органами власти субъектов Российской Федерации.
II. Плательщики лесных податей за древесину, отпускаемую на корню
6. Плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, являются лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде Российской Федерации, а также в лесных насаждениях, не входящих в лесной фонд.
Лесопользователями в Российской Федерации согласно ст.27 Основ могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на сосуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не являются плательщиками лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, осуществляющие заготовку древесины субъекты малого предпринимательства - индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек (предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях), применяющие в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
7. Владельцами лесного фонда согласно ст.10 Основ являются лесхозы, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные формирования, заповедники, национальные природные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства в лесном фонде Российской Федерации.
Отпуск древесины на корню в лесах Российской Федерации производится владельцами лесного фонда в соответствии с Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
III. Объект обложения лесными податями
8. Объектом обложения лесными податями является объем древесины на корню, отпускаемый лесопользователям.
9. Заготовка древесины согласно ст.41 Основ осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях, рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создания противопожарных разрывов и для других подобных целей).
10. Плата за древесину, отпускаемую на корню, исчисляется владельцами лесного фонда** на основании ставок лесных податей при отводе лесосек и насаждений в рубку и указывается в ведомости материально-денежной оценки лесосек и в лесорубочном билете (ордере). Наставление по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 июня 1993 г. N 155.
11. Лесорубочные билеты (ордера) должны быть получены лесопользователями до начала работ по заготовке древесины на разрешенных площадях (лесосеках), за исключением случаев, предусмотренных Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Иные письменные или устные разрешения должностных лиц органов местного самоуправления или органов управления лесным хозяйством не могут служить основанием для заготовки древесины. Заготовка древесины по таким разрешениям считается произведенной самовольно и лесопользователи возмещают ущерб, причиненный лесному хозяйству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12. При передаче лесорубочных билетов (ордеров) лесопользователями, освобожденными от внесения в бюджет платы за древесину, лесопользователям, не имеющим права на бесплатное получение древесины на корню, владельцы лесного фонда обязаны при оформлении надписи о передаче прав на лесорубочных билетах (ордерах) начислять соответствующую плату. При этом применяются ставки лесных податей, действующие на момент передачи прав пользования лесосечным фондом.
13. Учет отпускаемой древесины на корню в зависимости от способов рубок производится по площади, числу деревьев, назначенных в рубку, и по количеству заготовленных лесоматериалов.
14. При отпуске древесины по количеству заготовленных лесоматериалов, в случаях, когда общее количество фактически заготовленной древесины не совпадает с количеством, предусмотренным в лесорубочном билете (ордере), производится перерасчет платежей. При этом причитающаяся сумма доплаты за древесину вносится в бюджет в 5-дневный срок со дня освидетельствования заготовленной древесины, а излишне внесенная сумма засчитывается лесопользователю при очередном платеже.
15. Если при отпуске древесины с учетом по площади и числу деревьев, назначенных в рубку, количество фактически заготовленной древесины превысило количество, указанное в лесорубочных билетах (ордерах) более чем на 10 процентов, то лесопользователь оплачивает все дополнительно заготовленное количество древесины.
С лесопользователей, получивших более высокий выход деловой древесины в связи с переработкой дров и древесных отходов, плата за дополнительно полученную деловую древесину не взимается.
16. Перерасчет платежей за древесину производится также в следующих случаях:
- изменения в установленном порядке ставок лесных податей;
- исправления технических ошибок, допущенных владельцами лесного фонда при производстве материальной и денежной оценки древесины на корню (неправильного применения сортиментных таблиц, ставок лесных податей и т.д.);
- аннулирования лесорубочного билета (ордера) в связи с возникновением обстоятельств, не зависящих от лесопользователя, а также в связи с выдачей лесорубочного билета (ордера) с нарушением правил пользования лесным фондом; излишне выписанным лесосечным фондом; заменой лесосек (в том числе начатых рубкой), отведенных в здоровых насаждениях, на лесосеки в насаждениях, поврежденных стихийными бедствиями, болезнями и вредителями леса.
При аннулировании лесорубочного билета (ордера) по причине отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда, нарушений установленных правил пользования лесным фондом и причинения значительного ущерба лесному фонду, систематического (более двух раз) невнесения платежей перерасчет платы за древесину не производится.
17. При изменении ставок лесных податей перерасчет платежей за древесину, отпущенную по ранее выданным лесорубочным билетам (ордерам), производится только в том случае, если срок уплаты наступает после пересмотра ставок.
18. Независимо от способа учета древесины, отпускаемой на корню, за допущенные недорубы и не начатые рубкой лесосеки платежи за древесину лесопользователю не возвращаются, а за неполное использование древесины на начатых рубкой лесосеках с лесопользователей взыскивается неустойка.
19. Неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и суммы ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, исчисляются владельцами лесного фонда исходя из действующих ставок лесных податей и в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1992 г. N 67.
20. Основанием для окончательных расчетов с лесопользователями являются лесорубочные билеты (ордера), акты освидетельствования мест рубок, данные бухгалтерского учета и отчетности, справки лесопользователей, подтверждающие количество фактически заготовленной древесины, документы по перерасчету платежей, протоколы о лесонарушениях, акты документальных проверок владельцев лесного фонда и лесопользователей, составленные природоохранными, финансовыми, налоговыми и другими органами.
IV. Ставки лесных податей на древесину, отпускаемую на корню
21. В соответствии с Основными положениями о порядке и условиях взимания лесных податей, принятыми Госналогслужбой России, Минфином России и Рослесхозом 14 декабря 1993 г. NN НП-4-02/199н; 148; 7, размеры лесных податей при отпуске древесины на корню рассчитываются исходя из ставок за один кубический метр отпускаемой древесины.
Конкретные ставки и размеры лесных податей устанавливаются органами местного самоуправления районов (городов), органами власти Москвы и Санкт-Петербурга по результатам лесных торгов и конкурсов или иным способом. Ставки целесообразно устанавливать на уровне не ниже минимальных ставок, устанавливаемых органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга при участии территориальных органов государственного управления лесным хозяйством.
22. Минимальные ставки лесных податей при отпуске древесины на корню устанавливаются на основе Методических рекомендаций по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду, утвержденных федеральной службой лесного хозяйства России по согласованию с Комитетом Российской Федерации по политике цен от 1 февраля 1994 года.
23. Минимальные ставки лесных податей целесообразно регулярно пересматривать в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление.
Периодичность пересмотра минимальных ставок лесных податей определяется органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием территориальных органов управления лесным хозяйством.
24. Органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов по согласованию с органами местного самоуправления районов (городов), органы власти городов Москвы и Санкт-Петербурга могут вводить иной порядок установления конкретных ставок и размеров лесных податей при отпуске древесины на корню и принципов их определения.
25. Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, используются при организации лесных торгов, конкурсов, аукционов, при передаче участков лесного фонда в аренду и при иных формах организации лесопользования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
26. Органы местного самоуправления районов (городов) могут предоставлять лесопользователям скидки по отношению к минимальным ставкам лесных податей на отдельных участках лесного фонда вследствие необычно низкой эффективности лесопользования на них (при разработке горельников, ветровальной, снего- и буреломной древесины, насаждений с повышенным содержанием низкотоварной и маломерной древесины, мелкоконтурности эксплуатируемых участков лесного фонда, при пониженном выходе полезной продукции и в иных случаях).