Методические рекомендации по разработке коммерческой части тендерной документации заказчика и оферты претендента МДС 80-7.2000 (утв. протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое РФ от 17 февраля 1995 г. N 5)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации составлены в развитие требований Положения о подрядных торгах в Российской Федерации (приложение к распоряжению Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. N 660-/18-7).
1.2. В Методических рекомендациях предложен общий методический подход к разработке коммерческой части тендерной документации и оферт. В зависимости от специфики предмета торгов и условий их проведения тендерному комитету и оферентам рекомендуется корректировать номенклатуру показателей коммерческой части оферт и методы их определения.
1.3. Основными показателями коммерческой части тендерной документации являются:
вид цены предмета торгов с указанием условий (сроки строительства и т.п.), порядка ее исчисления и распределения по основным комплексам или видам работ;
требования по условиям и порядку пересмотра цен;
условия, виды и методы осуществления платежей в зависимости от уровня цен, предлагаемые формы оплаты, порядок авансирования, условия кредитования сделки;
размер, форма, порядок, срок внесения и возврата первого задатка;
требование о предоставлении гарантии исполнения оферентом обязательства заключить контракт и выполнить работы, предусмотренные предметом подрядных торгов;
возможность представления претендентами альтернативных предложений по некоторым из вышеперечисленных показателей коммерческой части;
образец контракта или его основные положения;
требование о страховании подрядчиком незавершенных работ и других видов его риска.
Кроме того, в состав коммерческой части тендерной документации может входить информация:
о базисной стоимости предмета торгов в целом и по его основным составным частям, подготовленная на основе смет (расчетов) заказчика;
о тарифах, налогах, сборах, штрафах, санкциях, таможенных пошлинах;
о транспортных, страховых и инспекционных расходах;
об условиях и порядке перевода средств за границу и другая коммерческая информация.
1.4. Основными показателями коммерческой части оферты подрядчика являются:
предложения по цене предмета торгов с указанием условий ее определения и увязке со сроками выполнения работ;
подтверждение принятия претендентом требований заказчика, изложенных в коммерческой части тендерной документации, или альтернативные предложения (по виду цены, условиям, видам и методам платежей, формам оплаты, порядку авансирования, условиям кредитования сделки, методам учета последующих изменений в технической части предмета торгов при установлении и корректировке контрактной цены и при расчетах за выполненные работы, гарантиям, страхованию и другим коммерческим условиям).

2. Разработка коммерческой части тендерной документации

2.1. Одним из основных показателей (критериев) оценки оферт* является предложение по цене предмета торгов, и поэтому по вопросам ее определения в тендерной документации должны быть помещены самые подробные разъяснения.
В составе Требований по условиям разработки оферты рекомендуется сделать ссылку на то, что при обосновании предложений по цене предмета торгов претендентам следует руководствоваться документом Госстроя России - Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенным в действие 01.04.94 письмом от 29.12.93 N 12-349, а также Перечнем нормативных документов Госстроя (Минстроя) России и действующих законодательных актов Российской Федерации, приведенных в прил. 3 и 4 к указанному выше Порядку.
2.2. В зависимости от технической базы для исчисления цену предмета торгов можно устанавливать на весь объем работ или на единицу объема.
Если предметом торгов является выполнение одного или нескольких однородных комплексов работ и не имеется достоверной информации об объемах этих работ (земляных, по водоотливу и т.п.), то в тендерной документации может быть отмечено, что претендентам надлежит представить предложения по цене единицы объема соответствующих видов работ.
Возможно также и комбинирование, когда по одной части объекта предлагается дать предложение цены на всю часть, а по отдельным видам работ - на единицу их объема.
2.3. В зависимости от метода учета последующих изменений цен на ресурсы и влияния новых ценообразующих факторов цена предмета торгов может устанавливаться "твердой" (фиксированной) или "скользящей", и только в исключительных случаях - "ограниченно открытой".
2.4. Условиями выбора формы "твердая" цена являются:
устоявшиеся технические решения предмета торгов;
стабильные или малоизменяющиеся цены в рублях на ресурсы, потребляемые в строительстве;
использование в качестве измерителя цены стабильной иностранной валюты.
Форма "твердая" цена может быть также рекомендована и при высоком уровне инфляции, преимущественно по предметам торгов с относительно коротким периодом выполнения подрядных работ.
Изменение уровня цен претендент может учесть при подготовке своего предложения о цене.
Учитывая, что при твердой цене экономический риск принимает на себя подрядчик, заказчику рекомендуется использовать все потенциальные возможности применения именно этой формы контрактной цены.
2.5. Условием выбора формы "скользящая" цена, при которой претенденту рекомендуется согласиться на использование региональных индексов к базисной стоимости строительства за каждый месяц (квартал) срока его осуществления, является наличие в рассматриваемом регионе налаженной системы непрерывного наблюдения за ценами в строительстве, расчета и публикации региональных (областных, городских) индексов цен.
В тендерной документации при этом целесообразно указать наименование организации или фирмы, разрабатывающей или публикующей эту информацию (местная администрация, региональный или межрегиональный центр ценообразования в строительстве, другая независимая организация, специализирующаяся на мониторинге цен).
Эффективность этой формы цены определяется тем, что при использовании региональных индексов заказчик получает гарантию того, что его издержки не превысят среднерегиональный уровень, а у подрядчика создается стимул к сокращению издержек в сравнении с их среднерегиональным уровнем.
2.6. При организации подрядных торгов заказчику не рекомендуется использовать форму "открытая" цена, при которой экономический риск при реализации предмета торгов ложится целиком на заказчика, так как основой цены становятся индивидуальные затраты подрядчика.
2.7. В случае нестабильности технических решений предмета торгов или отсутствия региональных систем наблюдения и публикации текущих региональных индексов и в связи с этим вынужденного выбора заказчиком формы "открытая" цена в тендерной документации рекомендуется оговорить ряд условий ценообразования, которые превратили бы эту форму в "ограниченно открытую" цену, например:
установить, что расчеты с подрядчиком по статье затрат "оплата труда рабочих" будут производиться на основании сметной нормативной трудоемкости с использованием среднестатистических данных об оплате труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, за соответствующий период выполнения работ (квартал, месяц);
установить, что расчеты по статьям затрат "накладные расходы в строительстве" и "прибыль" заказчик будет производить с использованием нормативов по видам работ, установленных в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в Методических рекомендациях по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12), Методических рекомендациях о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248), Методических рекомендациях по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12);
установить ряд величин других процентных нормативов для расчета прочих затрат;
оговорить ряд условий осуществления расчетов по комплексной статье "Материалы" или отдельным видам материальных ресурсов (по ценам такого-то поставщика, по среднебиржевым ценам и т.п.).
2.8. В зависимости от уровня ее измерения цена предмета торгов может устанавливаться:
в постоянных ценах (например, в уровне базисных сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 или с 01.01.84, в уровне цен месяца, предшествующего сроку представления оферт);
в реальных ценах каждого из месяцев периода продолжительности строительства (в смешанных ценах).
"Твердая" цена базируется на расчете стоимости в реальных (смешанных) ценах, а "скользящая", "открытая" и "ограниченно открытая" цена - на расчете в постоянных (базисных) ценах и системе индексов цен.
2.9. С учетом нынешнего состояния разработки смет на строительство в Российской Федерации, когда проектные организации представляют заказчику инвесторские сметы, разработанные, как правило, в базисном уровне цен, введенных с 01.01.84 или с 01.01.91, рекомендуется включать в состав тендерной документации сводные сметные расчеты или объектные сметы в указанном базисном уровне цен.