МДС-80-11.2000 Методические рекомендации по разработке условий договора подряда по мерам имущественной ответственности Том IV

Введение
Радикальные изменения хозяйственного механизма и поиск новых методов управления инвестиционным процессом коренным образом изменили экономическую и правовую среду для договорных отношений. Этому способствовал и ряд законодательных актов, изменивший содержание договорных отношений в новых условиях. Прежде всего это Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", принятый Верховным Советом РСФСР 26 июня 1991 года.
Законом установлено, что основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор подряда между ними. Заключение договора подряда, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. Не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц при осуществлении договорных отношений, выходящих за пределы их компетенции.
Общие положения и порядок заключения и исполнения договоров подряда, учитывающие изменения во взаимоотношениях участников инвестиционного процесса при строительстве в условиях рыночной экономики, предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Руководством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, одобренным коллегией Минстроя России 27 мая 1992 г., согласованным Минэкономики России и Минфином России.
В целях повышения экономической заинтересованности и ответственности участников инвестиционного процесса, укрепления договорной дисциплины, эффективного использования средств, выделенных на строительство объектов для федеральных государственных нужд, и обеспечения их своевременного ввода в действие Правительством Российской Федерации 14 августа 1993 г. принято постановление N 812, которым утверждены Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, предусматривающие наряду с другими условиями наличие мер имущественной ответственности сторон за нарушение принятых в государственном контракте обязательств. Рыночная экономика обусловлена уменьшением доли безвозмездного финансирования капитальных вложений за счет государственного бюджета и переходом на финансирование строительства за счет банковского (в основном коммерческого) кредита под четкие гарантии с выплатой высоких процентов, реальными возможностями в судебном порядке взыскания ссуд, прекращения финансирования, объявления неплатежеспособными и банкротства ссудополучателей.
В этих условиях роль договора подряда на строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - договор подряда) и ответственность за выполнение договорных обязательств объективно возрастают.
При должном уровне договорной дисциплины, обеспечения выполнения участниками инвестиционного процесса обязательств по контракту (договору подряда) реальными санкциями такой документ может стать основным правовым регулятором хозяйственных связей в капитальном строительстве в новых условиях, поднять эффективность и ускорить инвестиционный процесс.
Эти условия требуют выработки принципиально новых договорных отношений, и прежде всего повышения юридического статуса и расширения функций договора подряда.
В системе мер, направленных на совершенствование экономических методов управления строительством, важное место принадлежит механизму регулирования взаимной ответственности сторон - участников строительного процесса, повышению эффективности имущественных санкций.
При подготовке проекта договора подряда стороны могут ограничиться указанием на то, что невыполнение одной из сторон условий договора подряда налагает на нее обязательство возместить другой стороне фактически причиненные убытки. Однако во многих случаях такого общего положения недостаточно, так как в каждом конкретном случае могут возникнуть трудности с определением размера убытков и особенно с их доказательствами.
Для обоснования размера понесенных убытков необходимо представление надлежащих доказательств. Такими доказательствами могут быть акты приемки выполненных работ, оказанных услуг, свидетельствующие о характере нарушения обязательства, акты экспертизы об оценке допущенных неисправностей, калькуляции на выполнение ремонта, документы о расходах по хранению и др.
Особую сложность представляет доказательство убытков в форме упущенной выгоды, так как это будущие убытки. При этом сумму убытков доказывает лицо, которое требует их возмещения.
Доказательствами могут служить наличие договора на реализацию неполученной продукции (у заказчика) или нового договора подряда на строительство объекта с другим заказчиком (у подрядчика), если к моменту начала работ по последнему договору подрядчик не сможет закончить работы по вине заказчика в соответствии с ранее заключенным договором, и другие доказательства.
Наибольшие сложности возникают при использовании такой меры ответственности при сооружении крупных промышленных предприятий. Поэтому стороны, заключающие договор подряда, часто испытывают необходимость предусмотреть в договоре подряда либо общую конкретную сумму убытков, либо конкретные размеры неустойки (штрафа, пени) в качестве санкций за невыполнение условий договора.
Предлагаемая в настоящих Рекомендациях система санкций разработана таким образом, чтобы оказывать экономическое воздействие на своевременное и качественное исполнение заказчиком и подрядчиком договорных обязательств, компенсировать материальный ущерб, нанесенный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения этих обязательств.
Меры имущественной ответственности сторон в зависимости от значимости и от характера нарушенных обязательств следует дифференцировать. Они могут быть либо непрерывно действующими в течение всего периода нарушения обязательства по договору, как наиболее эффективная мера воздействия, либо применяться единовременно.
Обеспечение ввода в действие производственных мощностей, объектов, сооружений в установленные сроки и надлежащего качества - основная и главная обязанность подрядчика и заказчика. Нарушение сроков ввода в действие производственных мощностей и объектов приводит к диспропорциям в развитии инвестиционного процесса, сдерживает решение социальных задач и отрицательно влияет на стабилизацию и дальнейшее развитие промышленного потенциала государства. Поэтому устанавливаемые в договоре меры имущественной ответственности сторон прежде всего должны воздействовать на выполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, непосредственно оказывающих влияние на достижение конечных результатов - ввод в действие производственных мощностей и объектов.
Во многих случаях сроки окончания строительства, предусмотренные договором, нарушаются из-за несвоевременного и неритмичного финансирования. Поэтому и ответственность за это нарушение должна быть достаточно высока и адекватна сумме убытков или утраченной прибыли. Например, в договоре можно предусматривать взыскание с заказчика не только неустойки в определенном проценте, но и возникшие в связи с этим убытки в полном объеме, т.е. сверх полученной неустойки. При этом и неустойку за нарушение финансовой дисциплины следует дифференцировать в зависимости от срока продолжительности нарушения обязательства.
Не менее высокая ответственность должна быть предусмотрена в договоре подряда и к подрядчику, если по его вине нарушены установленные договором сроки окончания строительства.
Если, например, в договоре подряда обязанность по обеспечению объекта строительства оборудованием возлагается на заказчика и за нарушение установленного срока передачи оборудования в монтаж предусматривается ответственность заказчика в виде определенного размера неустойки (штрафа, пени), то в договоре следует предусмотреть и соответствующую ответственность подрядчика за нарушение сроков предоставления площадей под монтаж оборудования.
Эффективность предусматриваемых в договорах мер имущественной ответственности зависит от уровня подготовки договора подряда, степени детализации обязательств сторон по договору, определения условий выполнения этих обязательств и других условий хозяйственных взаимоотношений.
Перечень обязательств и условий хозяйственных взаимоотношений заказчика и подрядчика, за нарушение которых могут определяться меры имущественной ответственности, обширен и зависит от вида строительства и его конкретных условий. В него может включаться ответственность к виновной стороне: за нарушение сроков передачи документации, необходимой для заключения договора подряда, за невыполнение взаимных обязательств в ходе подготовки и заключения договора подряда, за нарушение срока заключения договора, установленного в предварительном договоре, за задержку передачи площадки под строительство и документов, разрешающих производство работ в охранных зонах, за задержку начала строительства, за нарушение условий приемки скрытых работ, устранения допущенных дефектов в выполненных работах в ходе строительства, применения некачественных материалов, конструкций и деталей, не соответствующих ГОСТам, стандартам, сертификатам, за задержку промежуточных расчетов за выполненные работы и окончательного расчета после сдачи объекта заказчику, за задержку начала приемки законченного строительством объекта, за несвоевременное и/или некачественное исправление дефектов, обнаруженных в период приемки объекта или его гарантийной эксплуатации, и др.
Изучение и анализ порядка заключения договоров подряда и их реализации, а также обобщение причин возникающих хозяйственных споров позволили определить направления совершенствования системы мер и механизмов имущественной ответственности и показали, что подавляющее большинство хозяйственных конфликтов может быть решено с привлечением арбитражного суда.
Учитывая значительный размер госпошлины при обращении в органы арбитражного суда, длительность процедуры рассмотрения споров, а также определенные сложности при реализации решений органов арбитражного суда, что резко отражается на экономических показателях деятельности участников строительства, предлагается ряд организационных мер и экономических санкций к участникам строительства при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих обязательств, позволяющих реализовывать свои договорные отношения в максимальной степени без обращения в арбитраж.
Четкое распределение ответственности и оптимальная система мер и механизмов воздействия должны поставить всех участников инвестиционного процесса в такие условия, при которых договора подряда заключались сторонами только при условии обязательного обеспечения ими принятых на себя обязательств, реальной оценки поставленных задач и имеющихся возможностей по их выполнению.
Вопросы имущественной ответственности, представленные в принятых нормативных документах по заключению и исполнению государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов, включенных в перечень государственных нужд, нуждаются в детализации и более четкой регламентации, в силу чего разрабатываемые Рекомендации должны стать неотъемлемой частью комплекта нормативно-методических документов, используемых при заключении договоров подряда, на строительство объектов.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации по разработке условий договора подряда по имущественной ответственности (далее - Рекомендации) являются методическим пособием и не носят директивный характер. Они могут быть использованы при заключении договоров подряда (контрактов) на строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - договор подряда) независимо от форм собственности и источников финансирования.
Рекомендации направлены на повышение договорной дисциплины, обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных сторонами в договоре подряда.
1.2. Рекомендации составлены в развитие и применительно к требованиям законодательных, нормативных и методических документов по регулированию хозяйственных взаимоотношений участников инвестиционной деятельности.
Они определяют общий методический подход к разработке мер и механизмов имущественной ответственности за возможные нарушения обязательств, определенных в договоре подряда, и предлагают ряд организационных мер, позволяющих воздействовать на виновную сторону в момент нарушения обязательства без обращения в органы арбитражного суда и экономических санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
1.3. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.
Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником стороны в том, что она обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419 Гражданского кодекса РФ), если иные не предусмотрены правилами главы 27 "Понятия и условия договора" и правилами об отдельных видах договоров Гражданского кодекса РФ.
1.4. В обязательстве в качестве каждой из его сторон, кредитора или должника, могут участвовать одно или одновременно несколько лиц.
Недействительность требований кредитора к одному из лиц, участвующих в обязательстве на стороне должника, равно как и истечение срока исковой давности по требованию к такому лицу, сами по себе не затрагивают его требований к остальным этим лицам.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц).
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обоих сторон обязательства.
1.5. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Возможность применения мер имущественной ответственности целиком зависит от полноты, точности и адекватности понимания условий обязательств. Сроки исполнения сторонами обязательств и любых иных условий хозяйственных взаимоотношений целесообразно определять конкретными датами.
В случаях недостаточности или неясности условий обязательства его исполнение должно производиться в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов. Такими, по общему правилу, будут нормативные акты о соответствующем обязательстве или договоре, например, Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации.
1.6. Правоотношения по обеспечению выполнения обязательств тесно связаны с основным обязательством, которое они обслуживают. Как правило, стороны обеспечительного обязательства совпадают со сторонами основного обязательства. Обеспечительное обязательство является дополнительным по отношению к основному. При этом обеспечительные правоотношения не имеют возможности каким-либо образом влиять на содержание и действительность основного обязательства.
Недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства).
Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом.
По общему правилу основное обязательство влияет на судьбу обеспечительного тремя способами:
прекращение основного обязательства влечет за собой прекращение обеспечивающего. Исключением из этого правила является банковская гарантия, которая независима от основного обязательства;
степень исполнения основного обязательства может с согласия кредитора уменьшить количественные характеристики обеспечивающего обязательства;
признание недействительным основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего. При этом основания признания недействительности не имеют никакого значения. Это правило не распространяется на банковскую гарантию.
1.7. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.