МДС 80-12.2000 Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов

1. Общие положения

Методические рекомендации (далее - рекомендации) разработаны в соответствии с "Положением о подрядных торгах в Российской Федерации"*, утвержденным совместным распоряжением Госкомимущества и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. N 660-p/18-7.
В настоящих рекомендациях предполагается, что условия инвестора (заказчика) - это набор требований (необходимых и достаточных), без выполнения которых подрядные торги состояться не могут или их результаты не могут быть утверждены. При этом процесс проведения подрядных торгов рассматривается как этап (одно из условий) успешной реализации инвестиционного проекта. Это предположение базируется на статье 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в которой определено, что "инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций".
Из этого определения следует, что, если результаты торгов не утверждены или, что особенно важно, конечные результаты инвестиционной деятельности неудовлетворительны, то можно предположить, что одна из причин этого заключается в том, что при подготовке, организации и проведении торгов были недостаточно проработаны и сформулированы условия инвестора.
В общем случае среди условий инвестора могут быть требования, необходимые к обязательному исполнению, а также менее жесткие достаточные условия.
Примером необходимых условий, высказанных от имени государства, является положение п. 2 Постановления Совета Министров Российской Федерации от 8 июля 1993 г. N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных кредитов", в котором определено, что "... если по результатам открытых подрядных торгов к строительству указанных объектов привлекается иностранная фирма, предусматривается в контрактах максимальное использование изготовляемых Российской Федерацией оборудования и материалов, а также выполнение российскими организациями не менее 30 процентов объема работ и услуг от общего объема строительства".
Настоящие Методические рекомендации предназначены службе инвестора для работы на самой ранней стадии инвестиционного проекта, когда у него имеется только "идея" по организации и впоследствии по реализации инвестиционного проекта, т.е. при отсутствии расчетов по экономической целесообразности проекта и разрешительной документации на проектирование и строительство.
Цель данной работы заключается в оказании помощи заказчику еще до принятия решения на проведение торгов в формировании его требований в постановке и формулировке необходимых задач и путей их решения с указанием возможных исполнителей.
В основу материалов настоящих Методических рекомендаций положено представление о том, что для обеспечения формирования условий заказчиком (инвестором) при проведении подрядных торгов необходимо обеспечение его информацией (законодательные, нормативные документы и положения и т.п.), содержащие указания обязательного или рекомендательного характера, которые реализуются в виде задач, решаемых участниками торгов на различных этапах проведения торгов.
Настоящие рекомендации включают следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Определения (терминологический словарь).
3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации, где определено "инвестиционное законодательство", его состав и дан перечень основных нормативно-правовых документов, в рамках которых разрабатываются требования инвестора.
4. Разработка условий инвестора (заказчика) на подготовительном этапе проведения подрядных торгов. В данном разделе даны рекомендации по порядку получения разрешительной документации на закрепление участка под проектирование и строительство на основе существующего в настоящее время инвестиционного законодательства и рекомендации по привлечению для реализации этих целей существующей сети проектных организаций.
5. Разработка условий инвестора (заказчика) при подготовке и объявлении подрядных торгов. В разделе приводятся рекомендации по организации проведения подрядных торгов в различных регионах России на основе существующего законодательства, дана классификация торгов, а также показан круг задач, решение которых следует поручить инженерно-консультационной организации, и даны практические рекомендации по выбору такой организации.
6. Основные задачи, требования при разработке условий инвестора (заказчика).
Данный раздел состоит из трех частей:
6.1. Рекомендации по обоснованию инвестиций, в состав которых включены специально разработанные для этой цели девятнадцать таблиц. В них приводятся исходные данные и предложен укрупненный алгоритм обоснования инвестиций на основе выбора оптимального варианта из возможных альтернативных решений.
6.2. Рекомендации по разработке технической части тендерной документации, где приведены основные требования к различным разделам этой документации. Данная информация необходима тендерному комитету при организации разработки технической части для конкретного предмета торгов и разработки таблиц физических объемов работ, а также объемов и площадей зданий, сооружений и коммуникацию, которые позволят претендентам определить стоимость выполнения представленных на торги работ.
6.3. Основные критерии реализации проекта (цены, сроки и т.д.).
7. Литература. В работе приведено 29 литературных источника для углубленной проработки представленных в рекомендациях материалов.
Рекомендации по составу ориентированы, главным образом, на круг вопросов разработки условий инвестора (заказчика) при создании новых основных производственных фондов. Однако они в значительной мере приемлемы и в случае расширения, реконструкции и модернизации основных фондов действующих предприятий.
Рекомендации разработаны с учетом требований, вытекающих из новых законодательных актов, ориентированных на формирование в стране рыночной экономики.
Применение их предполагает творческий подход при выборе экономических и технических аспектов, постановке конкретных задач анализа, выборе показателей и порядке формирования условий.
Процесс разработки условий инвестора (заказчика) при проведении подрядных торгов концептуально включает в себя следующие стадии:
1. Формулировка потребностей или возможностей, которые определяют интересы инвестора (заказчика).
2. Формулировка группы предварительных альтернативных вариантов, способных удовлетворить исходные требования инвестора (заказчика).
3. Выбор альтернатив(ы), которые могли бы соответствовать требованиям с точки зрения сроков и условий, приемлемых для инвестора (заказчика).
При разработке настоящих рекомендаций использован опыт работ и материалы Экспертно-консультативного центра при Минстрое России, а также материалы организационно-методических документов, обеспечивающих принятие обосновывающих решений об инвестициях и инженерное сопровождение инвестиционной деятельности, АО ЦНИИпроект и Ассоциации проектных организаций АСПОпроект. Перечень этих документов приведен в списке литературы.

2. Определения

Инвесторы - участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения государственных, собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, обеспечивающих их целевое использование.
Допускается объединение средств инвесторами для организации совместного инвестирования, экономические взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности регулируются договорными (контрактными) отношениями.
Участники (субъекты) инвестиционной деятельности - инвесторы-заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица (государственные и коммерческие структуры), в том числе иностранные, а также государственные и международные организации.
Государственный заказчик - заказчик инвестиционного проекта, определенного федеральной инвестиционной программой.
Нормативный документ в строительстве - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей.
Положение нормативного документа - логическая единица содержания нормативного документа. В системе нормативных документов в строительстве положения подразделяются по:
форме представления - на нормы, правила и сообщения;
степени обязательности - на обязательные, рекомендуемые и справочные;
содержанию - на эксплуатационные, описательные и методические.
Правило - положение, описывающее действия, предназначенные для выполнения.
Обязательное положение - положение (норма или правило), применение которого обязательно по заказу.
Рекомендуемое положение - положение (норма или правило), содержащее совет или указание, не носящие обязательного характера.