МДС 80-12.2000 Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов стр. 2

Описательное положение - положение (норма или правило), которое содержит характеристики соответствия продукции своему назначению и связанные с ее производством.
Методическое положение - положение, указывающее один или несколько способов достижения соответствия требованию нормативного документа (направленное на достижение соответствия).
Инвестор (заказчик) - лицо, для которого строится, реконструируется или переоснащается объект торгов.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций заказчика, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.
Если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.
В случае строительства сооружений, предприятия по правительственному заказу в роли заказчика может выступать само предприятие, а в роли организатора торгов - федеральное правительство, федеральное ведомство, местный орган власти, которые, в свою очередь, могут поручить проведение торгов специализированной на проведении торгов организации.
Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса.
Объект торгов - производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет торгов.
Предмет торгов - конкретные виды работ и услуг, по которым проводятся торги.
Участник торгов - лицо, имеющее право принимать участие в торгах, в их подготовке, проведении, утверждении результатов торгов.
Организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.
Тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
Тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.
Тендерный комитет - постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором для организации и проведения торгов.
Альтернативное предложение - предложение, представляемое одновременно с основным, содержащее отличающиеся от основного предложения условия.
Претендент - организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), под чьим именем подана заявка. Организация получает статус претендента после регистрации ее заявки на участие в подрядных торгах в тендерном комитете.
К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, обладающие опытом работ или услуг, зарегистрированные на территории Российской Федерации и выразившие в письменном виде согласие участвовать на условиях, изложенных в объявлении о торгах или тендерных предложениях.
Оферент - претендент, приславший тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией, содержащее согласие оферента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.
Инженерно-консультационные (инжиниринговые) организации (ИКО) - организации, специализирующиеся на оказании инженерно-консультационных услуг. ИКО имеют статус формально независимых и не подчиняются каким-либо промышленным, строительным или торговым фирмам. Фактически ИКО работают в тесном контакте с фирмами - поставщиками основного технологического оборудования, разработчиками новых технологических процессов и банками, кредитирующими строительство капиталоемких подрядных объектов.
В международной практике можно выделить следующие группы инжиниринговых фирм:
инженерно-консультационные - оказывают услуги без последующих поставок оборудования;
инженерно-строительные (контракторы) - могут представлять весь комплекс услуг, связанных с созданием промышленных и других объектов на условиях "под ключ";
консультационные - услуги по управлению предприятиями, организации производства, сбыта;
инженерно-исследовательские - специализируются главным образом на разработке технологических процессов и технологий производства новых материалов.
Инженерно-консультационная организация может привлекаться тендерным комитетом также для проведения исследований о целесообразности выставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации, разработки оферт.
Инженерно-консультационная организация должна иметь лицензии на те виды работ, по которым она привлекается тендерным комитетом, организатором торгов или претендентом.
Одна и та же инженерно-консультационная организация не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком и претендентом.
Взаимоотношения между ИКО и заказчиком регулируются Подписанным между ними договором, между ИКО и подрядчиком - основным контрактом, заключенным между подрядчиком и заказчиком.
Инжиниринг - инженерно-консультационные услуги, связанные с подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции.
К ним относятся:
предпроектные - подготовка ТЭО, проведение исследования рынка, топографической съемки, исследование грунтов, разработка планов застройки регионов, планов развития транспортной сети и др., а также консультации и надзор за проведением перечисленных работ;
проектные - подготовка генплана, предварительная оценка стоимости проекта, расходов по созданию и эксплуатации объекта, разработка архитектурного плана, рабочих чертежей, технических спецификаций и др., надзор и консультации по проведению указанных работ;
послепроектные - подготовка контрактной документации, организация торгов, надзор за проведением строительных работ, управление строительством, проведение приемосдаточных испытаний объекта, составление заключения о строительстве, подготовка инженерно-технического персонала и др.;
специальные услуги, обусловленные конкретными условиями создания данного объекта (анализ проблем утилизации отходов, юридические процедуры и др.).
Инжиниринговые услуги оказываются специализированными инженерно-консультационными (инжиниринговыми) фирмами, а также строительными и промышленными компаниями. Ввиду большого разнообразия работ и услуг, входящих в инжиниринговые услуги, фирмы специализируются на выполнении определенных групп и услуг.
Комплексный инжиниринг (КИ) - совокупность услуг и поставок, необходимых для строительства промышленного предприятия или объекта инфраструктуры.
По желанию заказчика КИ может быть расширен путем включения услуг инжиниринговой фирмы на последующую эксплуатацию построенного объекта или даже реализацию продукции, производимой на этом предприятии.
В широком смысле КИ включает: консультационный, или чистый инжиниринг, связанный с проектированием объекта, разработкой планов строительства и контроля за проведением работ (авторский надзор); он не включает в себя поставки оборудования, производство каких-либо строительных работ, предоставление лицензий или передачу технологии;
технологический инжиниринг - предоставление заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (передача производственного опыта и знаний, передача технологии и патента);
строительный, или общий инжиниринг, относящийся к проектированию, поставке оборудования и его монтажу.

3. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации

Инвестиционное законодательство - это система нормативных правовых документов, обеспечивающих от имени государства экономическую целесообразность инвестиционной деятельности и гарантию сохранения инвестиций для всех форм собственности и всех уровней управления экономикой. Данная система разрабатывается и рассматривается как единая система взаимосвязанных документов в целях создания правовых предпосылок для перевода управления экономикой на рыночные механизмы, которая включает следующие документы:
законы Российской Федерации;
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
нормативные документы министерств и ведомств Российской Федерации - государственных заказчиков;
территориальные нормативные документы субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные документы в области инвестиционной деятельности (первые четыре), в составе которых неотъемлемой частью является тендерное законодательство, обязательны на все объекты федеральных программ развития Российской Федерации, а также на все объекты, финансирование или финансовая поддержка реализации которых осуществляются из средств федерального бюджета.
Территориальные нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов устанавливаются и применяются в пределах соответствующих государственно- и административно-территориальных образований Российской Федерации (обязательные и рекомендуемые), учитывают местные климатические и экономические возможности, а также национальные традиции республик, краев и областей Российской Федерации.
Территориальные нормативные документы принимают и вводят в действие органы власти республик, краев, областей (городов), входящих в состав Российской Федерации.