Методические рекомендации по разработке коммерческой части тендерной документации заказчика и оферты претендента МДС 80-7.2000 (утв. протоколом Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое РФ от 17 февраля 1995 г. N 5) стр. 2

Наличие таких смет несколько облегчит претендентам обоснование своего предложения по цене, так как повсеместно разрабатываемые и используемые индексы цен в качестве своей базы имеют эти уровни стоимости.
В то же время в тендерной документации необходимо подчеркнуть, что основой для разработки предложения претендента по цене являются чертежи, спецификации, ведомости объемов и календарный график выполнения работ и другие элементы технической части оферт, а не сметы в базисном уровне цен.
2.10. В тендерной документации должен быть четко оговорен круг затрат, подлежащий учету претендентами при подготовке своего предложения по цене предмета торгов, например: строительные и монтажные работы по объекту 1; строительные работы по объекту 2; работы нулевого цикла по объекту 3; монтаж систем контроля и автоматики по объекту 4; поставка, монтаж и наладка технологического оборудования по объекту 5 и т.п.
Если заказчик предоставляет в распоряжение подрядчика свои площади для размещения служб подрядчика, свои материалы, энергетические ресурсы, строительные машины и т.п., то это также должно быть оговорено в тендерной документации в качестве важного условия, подлежащего учету при подготовке подрядчиком предложения по цене.
2.11. Тендерные комитеты могут требовать не только представления претендентами суммарной цены по предмету торгов, но и расшифровки ее по основным комплексам и видам работ. При этом рекомендуется указать, что в случае несоответствия между суммой и отдельными составляющими вопрос о выборе победителя торгов решается однозначно на основе сопоставления суммарных цифр.
Показатели по отдельным комплексам и видам работ предназначаются для использования тендерным комитетом для анализа и могут служить основанием для запроса на получение от оферента дополнительных разъяснений, если оферент, к примеру, не полностью учел какие-то объемы работы или не разобрался в проектной документации.
2.12. В состав тендерной документации рекомендуется включать специальную форму "Предложение претендента по цене предмета торгов". Представленные предложения по "твердой" цене следует оформлять согласно прил. 1, по "скользящей" или "ограниченно открытой" цене - по прил. 2.
2.13. Условия, виды и методы осуществления платежей за выполненные работы рекомендуется устанавливать в зависимости от вида и уровня цены предмета торгов. Эти условия, а также порядок авансирования рекомендуется представлять в составе тендерной документации в виде специальной формы. В прил. 3 дан пример такой формы для случая представления предложения по "скользящей" цене.
2.14. В связи с происходящим снижением покупательной способности рубля и иностранных валют на российском строительном рынке целесообразно предложить претендентам представить в составе оферты кроме предложения по суммарной цене предмета торгов также график распределения стоимости по месяцам (кварталам) периода строительства.
2.15. С целью сокращения риска заказчика рекомендуется включать в качестве одного из коммерческих требований требование о страховании подрядчиком незавершенных работ и других видов его риска.
2.16. В тендерной документации рекомендуется особо оговаривать возможность представления претендентами альтернативных предложений по некоторым из перечисленных показателей коммерческой части тендерной документации.
Это необходимо, когда заказчик заинтересован в получении от претендентов радикальных предложений по ускорению строительства и другим вопросам. Наличие альтернативных предложений может стать важным источником повышения эффективности проведения подрядных торгов, хотя и несколько усложняет процедуру оценки оферт.
2.17. С целью оказания содействия в изучении, оценке и сравнительном анализе коммерческих предложений тендерный комитет может предусмотреть в "Условиях и порядке проведения торгов" положение о запросе у любого оферента разъяснения его предложения. Запрос о разъяснении и ответ должны быть выполнены в письменном виде, но никакие изменения цен или предложений не будут рассматриваться, предлагаться и допускаться, кроме тех случаев, когда требуется исправление арифметических ошибок, обнаруженных тендерным комитетом в ходе оценки предложений.
2.18. К комплекту тендерной документации рекомендуется приложить образец или основные положения контракта, в котором целесообразно учесть принятые заказчиком решения по виду контрактной цены, методам ее расчета и другим показателям коммерческой части тендерной документации, названным в данном разделе.
2.19. В тендерной документации рекомендуется указать, что претендент будет нести все расходы, связанные с осмотром строительной площадки, с подготовкой и подачей его предложения, и что заказчик, организатор торгов и тендерный комитет ни при каких обстоятельствах не будут иметь обязательства в отношении этих расходов. Участник подрядных торгов должен получить для себя под свою ответственность и на свой собственный риск всю информацию, которая необходима ему для подготовки оферты.
2.20. В качестве основной формы первого задатка, представляющего собой форму обеспечения исполнения принятого на себя претендентом обязательства участвовать в торгах на условиях, предложенных организатором торгов, рекомендуется внесение оферентом залоговой суммы-задатка на счет в банке по указанию тендерного комитета.
При определении величины первого задатка необходимо установить его на таком уровне, чтобы, с одной стороны, задаток в основном компенсировал ущерб заказчика в случае отказа оферента - победителя торгов от подписания контракта, а с другой, - чтобы не создалось препятствий для привлечения к участию в торгах достаточного числа конкурирующих претендентов (в международной практике величина этого залога составляет до 2% предполагаемой цены предмета торгов, а в Российской Федерации в 1994-1995 гг., как правило, назначалась сумма, не превышающая 1%).
2.21. В качестве основных форм второго задатка, представляющего собой форму обеспечения исполнения принятого на себя оферентом обязательства заключить контракт и выполнить подрядные работы или поставку продукции, выставлявшейся на торги, могут применяться:
внесение оферентом залоговой суммы-задатка на счет в банке по указанию тендерного комитета;
депонирование чеков, векселей и других ценных бумаг в банке по указанию тендерного комитета;
представление банковских гарантий;
временное поручительство поручителя, известного организатору торгов.
При выборе одной или нескольких форм второго задатка и для включения их в раздел "Условия и порядок проведения торгов" тендерной документации организатор торгов должен проанализировать реальные финансовые возможности потенциальных претендентов и их предполагаемых поручителей.
В условиях высоких темпов инфляции величину второго задатка в рублях рекомендуется устанавливать в виде фиксированной суммы в текущих ценах на момент внесения этого задатка.
Если цену предмета торгов предложено установить в стабильной валюте, то можно определить величину второго задатка в процентах от цены предмета торгов, предложенной оферентом-победителем (в Российской Федерации в 1994-1995 гг. величина второго задатка устанавливалась на относительно невысоком уровне или не устанавливалась, функции второго задатка в этом случае выполняет банковская гарантия).

3. Обоснование подрядчиком своих коммерческих предложений в составе оферты

3.1. Важнейшей предпосылкой успешного участия претендента в торгах является тщательное изучение им технической и коммерческой частей тендерной документации. Всем претендентам рекомендуется широко пользоваться правом получения разъяснений тендерного комитета по всем аспектам подготовки коммерческой части оферты, так как недоработки и несоответствия в этой части могут отрицательно сказаться на конечной оценке оферты тендерным комитетом.
3.2. Претенденту, как правило, рекомендуется учитывать коммерческие условия и требования заказчика и тендерного комитета. В то же время претендент может внести предложения по их изменению, если в условиях тендера допускается внесение альтернативных предложений.
В зависимости от степени учета коммерческих условий и требований заказчика претендент может:
безусловно принять коммерческую часть тендерной документации заказчика;
считать ее в принципе приемлемой, но с условием внесения частичных поправок для последующих переговоров;
считать ее абсолютно неприемлемой с направлением контрпредложений в виде стандартных условий сделок.
3.3. Особо тщательно следует изучить систему и значимость отдельных критериев, по которым намечено проводить оценку оферт и выбирать победителя торгов. На основе этого изучения и оценки собственных возможностей претендентом может быть разработана стратегия назначения предлагаемой цены предмета торгов, условий авансирования и расчетов, сроков выполнения работ, представления заказчику гарантий и других услуг, которые могут быть учтены при определении победителя торгов.
Так, если в качестве одного из весомых критериев оценки оферт выступает продолжительность строительства и претенденту предложено дать альтернативные предложения по этому показателю, если претендент располагает реальными средствами для ускорения строительства, то он может предложить более высокую цену, зная, что сокращение числа баллов по этому показателю будет компенсировано и перекрыто увеличением числа баллов по показателю "продолжительность строительства" (см. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору победителя подрядных торгов).
3.4. Экономической основой предложения цены предмета торгов является себестоимость производства продукции или услуг на предприятии претендента, при определении которой рекомендуется руководствоваться Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ и формированию финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (письмо Госстроя России от 30 ноября 1993 г. N 7-14/187).
Эту оценку рекомендуется изложить в форме расчетов (смет, калькуляций издержек производства) претендента. Указанные расчеты должны включать все реально возможные издержки при реализации предмета торгов и строго соответствовать проектной документации, установленным срокам и календарному графику строительства и другим показателям технической части тендерной документации.
3.5. При определении величины прибыли, которую претендент считает возможным заложить в предлагаемой цене предмета торгов, рекомендуется наряду с оценкой потребности своего предприятия в прибыли учесть конъюнктуру рынка продукции или услуг в данном и соседних регионах.
При этом рекомендуется использовать систематизированную межрегиональную информацию о динамике цен на строительную продукцию различных типов, по видам работ, материалов, конструкций и оплате труда (например, публикуемую ежеквартально в информационно-аналитическом бюллетене "Индексы цен в строительстве" КО-Инвеста).
3.6. При назначении размера прибыли в предлагаемой цене претенденту целесообразно также принять во внимание возможность участия в подрядных торгах претендентов из других регионов, особенно из тех, где недоиспользуются строительные мощности, а уровень оплаты труда ниже, чем в его регионе.
3.7. Если основной состав работников и основные фонды претендента находятся за пределами района предполагаемого строительства, за границей Российской Федерации, такому претенденту при обосновании своей цены рекомендуется проанализировать варианты цены, в которых предусматривается различный уровень использования местных материальных и трудовых ресурсов. Важность этого анализа возрастает, когда в числе критериев оценки оферт весомое значение имеет показатель "доля использования местных ресурсов".
3.8. При обосновании претендентом своего предложения по форме "твердой" цены ее величину рекомендуется рассчитывать в строгой увязке со сроками строительства, планируемым распределением объемов работ по кварталам и месяцам и прогнозируемыми значениями индексов цен. При этом могут быть использованы Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы (письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133).
3.9. При обосновании предложения по форме "скользящей" цены претенденту рекомендуется сопоставить индивидуальные индексы цен на строительно-монтажные работы, по которым осуществляет расчеты с заказчиками его предприятие, с соответствующими региональными индексами, разрабатываемыми и публикуемыми местными центрами ценообразования в строительстве, или с индексами, указанными в п. 3.5. Если величины этих индексов корреспондируются между собой или индексы предприятия ниже региональных, то это повышает вероятность его победы на подрядных торгах.
3.10. Обоснования уровня цены (расчет себестоимости, оценка ожидаемой прибыли) являются внутренней коммерческой информацией претендента и не включаются в состав оферты.
______________________________
* См. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги, разработанные ЦНИИЭУС Госстроя России и одобренные МВК по подрядным торгам при Минстрое России 28 января 1994 г.
Приложение 1

Предложение претендента по "твердой" цене предмета торгов (условный пример)

┌──────────────┬────────────────────────┬───────────────┬───────────────┐
│ Наименование │ Сроки выполнения работ │ Измеритель │"Твердая" цена │
│ зданий, ├───────────┬────────────┤"твердой" цены │ │
│ сооружений, │ начало │ окончание │ (рубли РФ, │ │
│работ, затрат │ │ │ доллары США, │ │
│ │ │ │ марки ФРГ и │ │
│ │ │ │ т.п.) │ │
├──────────────┴───────────┴────────────┴───────────────┴───────────────┤
│ Пример 1 │
├──────────────┬───────────┬────────────┬───────────────┬───────────────┤
│Планировка │ 15.02.96 │ 5.03.96 │ тыс.руб. │ 21 715,0 │
│площадки и│ │ │ │ │
│отрывка │ │ │ │ │
│котлована │ │ │ │ │
├──────────────┴───────────┴────────────┴───────────────┴───────────────┤
│ Пример 2 │
├──────────────┬───────────┬────────────┬───────────────┬───────────────┤
│Строительство │ 20.03.96 │февраль 1997│ доллары США │ 1 215 700 │
│корпуса 1 -│ │ г. │ │ │
│строительно- │ │ │ │ │
│монтажные │ │ │ │ │
│работы │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ Претендент ______________________________ │
│ (наименование предприятия) │
│ Руководитель ______________________________ │
│ (подпись) │
│ М.П. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┬────────────────────────┬───────────────┬───────────────┐
Приложение 2