Себестоимость изготовления в данном случае есть сумма затрат на изготовление в условиях заводского производства.
Технологическая себестоимость изготовления или монтажа есть сумма затрат на изготовление или монтаж без учета затрат на основные материалы.
Себестоимость в деле есть сумма технологической себестоимости изготовления, технологической себестоимости монтажа, транспортных затрат и затрат на основные материалы.
Наиболее полным показателем, характеризующим всю совокупность затрат в отрасли строительства, является себестоимость в деле. Из этого не следует, что сравнение вариантов проектных решений всегда необходимо проводить по этому показателю. Если различия в сравниваемых конструкциях проявляются лишь на отдельных этапах строительства, то сравнение нужно вести по частным показателям, характеризующим этапы строительства, различия в которых существенны. Частные показатели позволяют также выявить структуру затрат, что важно при определении направления работы по совершенствованию конструкции.
Далее перечисляются еще несколько технико-экономических показателей, использование которых при проектировании в ряде случаев является полезным.
Стоимость в деле включает те же затраты, что и себестоимость в деле, но к себестоимости изготовления и к затратам при монтаже добавляется расчетная прибыль завода-изготовителя и расчетная прибыль монтажной организации. Стоимость в деле не несет в себе новой информации по сравнению с себестоимостью в деле. Она удобнее для расчета затрат, которые будет нести организация-заказчик объекта строительства.
Приведенная стоимость. Под этим показателем понимается себестоимость или стоимость конструкции в деле с добавлением слагаемых, характеризующих отнесенные к конструкции затраты смежных отраслей, связанные с изготовлением или эксплуатацией конструкции, и слагаемых, характеризующих капитальные вложения в строительство.
При проектировании учет эксплуатационных затрат нужен в случаях, когда сравниваются варианты проектных решений, существенно различающихся с точки зрения эксплуатационных свойств объекта строительства. Учет капитальных вложений в отрасли строительства или в смежных отраслях нужен тогда, когда изготовление или монтаж проектируемой конструкции требуют специальных дополнительных капитальных вложений.
В состав проекта объекта строительства обязательно должна входить сметная документация, в которой приводятся результаты расчета сметной стоимости. Сметная стоимость вычисляется на основе оптовых цен. Оптовая цена не отражает непосредственно преимуществ и недостатков конкретного проектного решения. Например, какое-либо усовершенствование конструкции может обеспечить снижение ее трудоемкости и себестоимости, но оптовая цена может остаться прежней; усовершенствование все равно даст экономический эффект, и он реализуется, поскольку увеличится прибыль завода-изготовителя.
Таким образом, оптовая цена и сметная стоимость не могут использоваться как основаные показатели при проектировании.
Нормативная база расчета
29.3. Расчеты технико-экономических показателей разных вариантов конструкций независимо от применяемого метода расчета должны вестись для одинаковых условий изготовления, транспортирования и монтажа. Поэтому должны быть установлены определенные условия - расчетные условия, применительно к которым должны вестись все расчеты и исходя из которых должны определяться коэффициенты приближенных формул. Расчетные условия могут периодически установленным порядком изменяться с учетом прогресса конструктивной формы, материалов и технологии.
В случае, если для рассматриваемой конструкции на каком-либо этапе строительства имеются существенные отличия от расчетных условий, результаты расчета по соответствующим статьям затрат необходимо корректировать по индивидуальной методике.
29.4. Расчетные условия изготовления и монтажа задаются в виде информационных моделей, включающих следующие составные части:
а) комплект описаний типовых технологических процессов изготовления и монтажа, в том числе перечень технологических операций и соответствующих рабочих мест; перечень оборудования применительно к каждому рабочему месту;
б) нормы трудоемкости и штучно-калькуляционного времени;
в) нормативы затрат по статьям себестоимости, отнесенные к каждому из рабочих мест;
г) прейскуранты на прокат, сварочные и лакокрасочные материалы (в части проката и материалов, используемых в строительстве).
29.5. При неизвестных при проектировании месте строительства или месте изготовления затраты на железнодорожный транспорт определяются для установленных расчетных расстояний перевозки.
29.6. Информационная модель, отвечающая требованиям п. 29.4, разработана применительно к металлоконструкциям каркаса промышленного здания [40]. На основе модели создана нормативная база данных, используемая автоматизированной системой расчета технико-экономических показателей.
За основу технологии изготовления принят комплект типовых технологических процессов [39], разработанных с ориентацией на технологию передовых заводов отрасли.
Технологический процесс в модели разбит на 65 операций. Некоторые операции разделены на переходы. Перечень операций и переходов приведен в [40].
Затраты по статьям себестоимости, отнесенные к основному оборудованию рабочих мест, приняты по данным специального исследования, основные результаты которого опубликованы в [41].
Применительно к монтажу конструкций принята традиционная технология поэлементного монтажа. Основной процесс разбит на четыре укрупненные операции: монтаж, сварка, окраска, работа крана. Учитываются также работы, связанные с доставкой конструкций: разгрузка, транспортирование, работы на складе.
База данных для автоматизированного расчета технико-экономических показателей включает 173 таблицы, наименования которых приведены в [40].
Методы расчета
29.7. Для расчета технико-экономических показателей строительных металлических конструкций могут быть использованы два метода: калькуляционный и укрупненный (аналитический).
29.8. Калькуляционный метод включает:
подетальный расчет потребного проката;
расчет затрат на основные материалы непосредственно по прейскурантам;
пооперационный или попереходный расчет трудоемкости изготовления и монтажа;
пооперационный расчет затрат по статьям себестоимости.
Калькуляционный метод, опирающийся на статистические данные, относящиеся к отдельным операциям или даже переходам, дает возможность проектировщику конкретно учитывать влияние особенностей проектного решения на трудоемкость, себестоимость и другие технико-экономические показатели, а также выявляет структуру затрат, что является ценной информацией для дальнейшего совершенствования конструкции. Метод пригоден для расчета технико-экономических показателей новых конструктивных форм, опыт изготовления которых отсутствует. Любая реализация калькуляционного метода допускает замену нормативной базы.
Для калькуляционного метода необходимы исходные данные, характеризующие конструкцию в целом, и данные, характеризующие входящие в конструкцию сборочные единицы и детали. Поскольку необходимо, чтобы расчет технико-экономических показателей мог производиться как на основе данных чертежей КМД, так и КМ, калькуляционный метод должен включать приближенное доопределение неоговоренных на чертежах КМ габаритов и числа мелких фасонных деталей.
Расчет калькуляционным методом, требующим большого объема вычислений и использования обширной справочно-нормативной информации, следует выполнять на ЭВМ.
29.9. Укрупненный (аналитический) метод сводит определение технико-экономических показателей к некоторой последовательности формул. Нормативные данные непосредственно в расчете не используются. Исходные данные для расчета ограничиваются небольшим числом параметров, характеризующих конструкцию в целом. Основой, на которой составляются аналитические методы, являются зависимости между основными параметрами конструктивной формы и параметрами процессов изготовления и монтажа, полученные путем обработки статистических данных, относящихся к конструкции в целом. Каждая конкретная методика укрупненного расчета ориентирована на определенный вид конструкций, определенные основные проектные решения, уровень развития конструктивной формы и нормативную базу. Замена нормативной базы, переход на новые конструктивные формы, появление новых технологических процессов требуют, как правило, коренной переработки методики.
Укрупненные (аналитические) методы ориентированы на ручной счет [42] -[45].
Калькуляционный метод расчета на ЭВМ технико-экономических показателей металлических конструкций каркаса промышленного здания
29.10. Калькуляционный метод расчета на ЭВМ технико-экономических показателей металлических конструкций каркаса промышленного здания реализован в составе подсистемы расчета технико-экономических показателей металлических конструкций Системы автоматизации проектирования (САПР) ЦНИИпроектстальконструкции им. Н.П. Мельникова. Подробное описание подсистемы приведено в документации САПР, основные положения изложены в трудах*(15);*(16).
Программа расчета технико-экономических показателей, входящая в состав подсистемы и оформленная в соответствии с требованиями Единой системы программной документации (ЕСПД), имеется в Межотраслевом фонде алгоритмов и программ автоматизированных систем в строительстве [40]. Программу можно использовать изолированно (вне системы).
Программу можно эксплуатировать на ЭВМ Единой системы.
Время работы на ЭВМ ЕС-1060 для расчета одной конструкции в среднем равно 4 мин общего монопольного времени, в том числе 1 мин процессорного времени.
29.11. Результаты автоматизированного расчета технико-экономических показателей приведены в табл. 93-96 на примере расчета несложной конструкции - подкрановой балки, изображенной на рис. 66. В табл. 93 приведены результаты расчета трудоемкости изготовления балки с учетом 30 операций заводского изготовления, в табл. 94 - результаты расчета себестоимости заводского изготовления балки, в табл. 95 - показатели затрат при монтаже и себестоимость в деле. Показатели, приведенные в табл. 93-95, рассчитаны для партии, состоящей из 5 конструкций. Основные показатели сведены в табл. 96.
3945 × 2728 пикс.   Открыть в новом окне |
Таблица 93
(Форма)
Трудоемкость изготовления конструкции
Чертеж N 3-Ф1086-5КМ
Марка по чертежу 6К4
Операция | Время на выполнение операции, чел.-ч | Раздел УНВ, на основе которого производится оценка времени | |||
Подготовительные и транспортные операции (нормы ЗМК) | |||||
1. | Подготовка металла | 3,421 | - | ||
2. | Предварительная стыковка, сварка и роспуск листа | 6,526 | - | ||
3. | Комплектование полуфабрикатов | 1,909 | - | ||
4. | Транспортирование в цехе обработки | 7,240 | - | ||
5. | Транспортирование в цехе сборки-сварки | 3,421 | - | ||
6. | Прием и транспортирование полуфабрикатов в цехе сборки-сварки | 1,591 | - | ||
Обработка и изготовление деталей (УНВ) | |||||
7. | Правка | 3,509 | - | ||
8. | Изготовление шаблонов | 0,144 | - | ||
9. | Разметка и наметка | 2,321 | - | ||
10. | Газовая резка | 2,783 | - | ||
11. | Резка на ножницах и прессах | 3,633 | - | ||
12. | Зачистка деталей от грата | 0,793 | - | ||
13. | Строгание | 0,555 | - | ||
14. | Фрезерование | 0,160 | - | ||
15. | Образование отверстий | 2,302 | - | ||
16. | Гибка | - | - | ||
17. | Нанесение номера плавки | - | - | ||
18. | Токарные работы | - | - | ||
Сборка (УНВ) | |||||
19. | Установка базовых деталей на место сборки конструкции | 0,088 | Сб. 5, вып. 1, карта N 12 | ||
20. | Сборка двутавров в кондукторе | 2,280 | Сб. 5, вып. 1, карта N 17 | ||
21. | Сборка копиров для ферм | - | - | ||
22. | Сборка конструкции в целом (оформление базовых деталей) | 9,672 | Сб. 5, вып. 1, карта N 05 | ||
Сварка (УНВ) | |||||
23. | Сварка поясных швов двутавров | 3,759 | Сб. 3, вып. 2, карта N 14 | ||
24. | Сварка конструкции после полной сборки | 10,902 | - | ||
25. | Зачистка швов | 1,890 | - | ||
26. | Подача, установка, кантовка и уборка конструкции на месте сварки | 1,870 | - | ||
Отделка, окраска, погрузка (нормы ЗМК) | |||||
27. | Правка пейнеров | 0,900 | - | ||
28. | Отделка | 9,547 | - | ||
29. | Очистка и окраска | 3,638 | - | ||
30. | Погрузка | 7,956 | - | ||
Итого: | 92,81 | - |