Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации и Департаментом воздушного транспорта Минтранса России разработано Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России, которое учитывает накопленный опыт поддержания летной годности воздушных судов, современное состояние, структурные, организационные и иные особенности эксплуатантов, организаций и учреждений воздушного транспорта.
Приказываю:
1. Утвердить "Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" (НТЭРАТ ГА-93).
2. Издать НТЭРАТ ГА-93 отдельной книгой. Заместителям директора Департамента воздушного транспорта Минтранса России Горлову В.В., Касьяненко В.Н. решить организационные вопросы срочного опубликования документа и его применения.
3. Начальникам региональных управлений ВТ совместно с руководителями предприятий, организаций, учреждений и учебных заведений воздушного транспорта:
3.1. обеспечить изучение и выполнение требований НТЭРАТ ГА-93 руководящим, летным и инженерно-техническим персоналом, осуществляющим эксплуатацию и ремонт авиационной техники, работниками служб и подразделений, обеспечивающих полеты, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов;
3.2. организовать учет и хранение экземпляров Наставления в подчиненных подразделениях;
3.3. обеспечить контроль за своевременным внесением изменений во все экземпляры Наставления.
4. Вести контрольные экземпляры НТЭРАТ ГА-93 в структурных подразделениях юридических лиц, осуществляющих, обеспечивающих и контролирующих эксплуатацию ВС в системе воздушного транспорта.
5. "Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации СССР" (НТЭРАТ ГА-83), введенное в действие приказом МГА от 27.12.83 N 241, все дополнения и изменения к нему, а также противоречащие положениям НТЭРАТ ГА-93 требования документов, изданных МГА СССР, Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, предприятиями, организациями и учреждениями воздушного транспорта (гражданской авиации), считать утратившими силу с даты введения НТЭРАТ ГА-93 в действие.
6. Ввести НТЭРАТ ГА-93 в действие с 1 января 1995 года.
Директор Департамента | В.В. Замотин |
Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93)
Лист регистрации изменений
N п/п | Наименование, дата и номер документа | Номера измененных пунктов |
1. | РД ОТЭРАТ ДВТ от 29.01.96 N 290921/0922 | Приложение 1.1 стр. 273 |
2. | РД ОТЭРАТ ДВТ от 31.01.96 N 311251/1252 | Приложение 1.1 стр. 273 |
3. | Приказ N ДВ-130 от 30.11.95 | Раздел 9.6 глава 9 |
4. | Приказ N 345 от 01.12.98 | отмена п. 6 приказа N ДВ-130 от 30.11.95 |
5. | РД ДПЛГ ГВС от 19.06.02 N 190510 111495/190410 | Раздел 3 п. 3.1.3 |
Сокращения слов и словосочетаний, применяемые в НТЭРАТ ГА-93
АЗС | Автомат защиты сети |
АиРЭО | Авиационное и радиоэлектронное оборудование |
АНО | Аэронавигационные огни |
AT | Авиационная техника |
АТБ | Авиационно-техническая база |
АТП | Авиационно-техническая подготовка |
БПРМЛ | Базовая поверочно-ремонтная метрологическая лаборатория |
ВОФ | Возвратно-обменный фонд |
ВПП | Взлетно-посадочная полоса |
ВС | Воздушное судно |
Госгортехнадзор | Государственный комитет по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору |
ГосНИИ ГА | Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации |
Госстандарт | Государственный комитет по стандартам |
ГОУВТ | Государственный орган управления воздушным транспортом - (ДВТ МТ России) |
ГСМ | Горюче-смазочные материалы |
ДВТ | Департамент воздушного транспорта |
ИАС | Инженерно-авиационная служба |
ИТП | Инженерно-технический персонал |
КПА | Контрольно-поверочная аппаратура |
ЛАиД | Летательный аппарат и двигатели |
МВЛ | Местные воздушные линии |
МЗ | Маслозаправщик |
МС | Место стоянки |
МТ | Министерство транспорта России |
НПП | Наставление по производству полетов |
НТП | Нормы технических параметров |
ОКБ | Опытно-конструкторское бюро |
ОМТС | Отдел материально-технического снабжения |
ОРД | Организационно-распорядительная документация |
ОТК | Отдел технического контроля |
ОТЭРАТ | Отдел технической эксплуатации и ремонта авиационной техники |
ПАНХ | Применение авиации в народном хозяйстве |
ПДО | Производственно-диспетчерский отдел |
ПДСП | Производственно-диспетчерская служба авиапредприятия |
РД | Рулежная дорожка |
РЛЭ | Руководство по летной эксплуатации |
РО | Регламент технического обслуживания |
РЭ | Руководство по технической эксплуатации |
СИ | Средства измерений |
СНО | Средства наземного обслуживания |
СПУ | Самолетное переговорное устройство |
ТЗ | Топливозаправщик |
ТЭ | Техническая эксплуатация |
ТКБ | Технолого-конструкторское бюро |
ТЭРД | Типовая эксплуатационная и ремонтная документация |
ЦЗС | Централизованная заправочная система |
ЭВМ | Электронно-вычислительная машина |
ЭД | Эксплуатационная документация |
ЭРД | Эксплуатационная и ремонтная документация |
Глава 1. Организация технической эксплуатации и ремонта авиационной техники
1.1. Общие положения
1.1.1. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации (НТЭРАТ ГА) является официальным документом государственного органа управления воздушным транспортом (ГОУВТ), определяющим нормативные основы деятельности в области технической эксплуатации (ТЭ), технического обслуживания и ремонта (ТОиР) авиационной техники (AT), используемой в гражданских структурах транспорта, состоящих под юрисдикцией государства, полномочным органом которого НТЭРАТ ГА вводится в действие.
НТЭРАТ ГА входит в комплекс организационно-распорядительной документации (ОРД), устанавливающей организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации AT, ее ТОиР, именуемый эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД).
Действие НТЭРАТ ГА не распространяется на вопросы, регулируемые законодательными актами и нормативными документами, юридический статус которых выше уровня НТЭРАТ ГА. Указанные в НТЭРАТ ГА правила реализуются при отработке типовой эксплуатационной и ремонтной документации (ТЭРД) для конкретных объектов, а эксплуатант (в НТЭРАТ ГА это - эксплуатационные и ремонтные авиапредприятия) обеспечивает ТЭ авиационной техники, производство технического обслуживания (ТО) и ремонта AT - исходя из необходимости их исполнения.
Режимы и технология производства работ ТОиР, нормы отбраковки, параметры состояния, функционирования и работоспособности AT, номенклатуры и качества применяемых средств, материалов и продуктов, правила и меры безопасности - задаются соответствующей ТЭРД воздушных судов (ВС) и изделий авиационной техники.
При расхождении положений НТЭРАТ ГА с директивами ТЭРД для конкретных объектов - формулировки ТЭРД приоритетны в части, регламентирующей технологические параметры операций ТЭ объектов AT, их ТОиР, состояние AT и ее функционирование.
Требования НТЭРАТ ГА, другой соответствующей ОРД по вопросам ТЭ - обязательны для всех структур ГА, определяемых Воздушным кодексом, их должностных лиц и работников, выполняющих и обеспечивающих ТЭ авиационной техники, ее ТО и ремонт.
Должностные лица и работники, осуществляющие и обеспечивающие ТЭ авиационной техники, ее ТОиР, обязаны знать требования НТЭРАТ ГА в объеме своих служебных обязанностей и несут установленную законодательством ответственность за их выполнение.
Изменения НТЭРАТ ГА и трактовку его положений осуществляет ГОУВТ (либо его правопреемник) по представлению головного исполнителя, назначаемого ГОУВТ.
Издание от имени ГОУВТ документов, содержащих несоответствия формулировкам НТЭРАТ ГА, должно сопровождаться введением в действие новой редакции соответствующих положений НТЭРАТ ГА.
При издании документов, конкретизирующих и детализирующих положения НТЭРАТ ГА, должна производиться ссылка на соответствующие разделы и пункты НТЭРАТ ГА.
1.1.2. К авиационной технике относят ВС (самолеты, вертолеты), их оборудование, комплектующие изделия (системы и агрегаты), двигатели, тренажеры, средства наземного обслуживания воздушных судов.
1.1.3. Техническая эксплуатация AT представляет собой состояния и процессы:
- функционирования AT;
- подготовки ВС к полетам;
- контроля и восстановления свойств AT.
Осуществляемую в наземных условиях часть указанных процессов и состояний составляют мероприятия, определяемые как техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Применяемый в НТЭРАТ ГА термин "общие виды работ, выполняемых на ВС" обобщенно определяет группу мероприятий по подготовке ВС к полетам, осуществляемую в той или иной мере на всех типах ВС с использованием существенно близких правил и технологий.
1.1.4. К техническому обслуживанию AT относится комплекс выполняемых на ней работ (операций), имеющих целью подготовку ВС к полетам, поддержание исправности, работоспособности и правильности функционирования AT при использовании ее по назначению, при хранении и транспортировании. Формы и виды ТО, их содержание и регламентация определяются ЭД для конкретного типа авиационной техники.
1.1.5. Ремонт AT является одним из состояний технической эксплуатации авиационной техники. Понятие "ремонт" означает комплекс операций по восстановлению ресурса изделий, их работоспособности и исправности.
Ремонт AT (как цикл ее ТЭ) может планироваться заранее - плановый ремонт (регламентированный) или выполняться в неплановом порядке - внеплановый ремонт (ремонт поврежденной и аварийной AT). Виды и содержание ремонта определяются ремонтной документацией для конкретного типа авиационной техники.
1.1.6. Система технической эксплуатации (СТЭ) представляет собой упорядоченную совокупность норм и правил ТЭ, в сочетании с организационными, производственными и функциональными структурами, комплексом мер и решений, обеспечивающими их выполнение. Составной частью СТЭ конкретной AT являются предусмотренные для данного типа авиационной техники:
- наземные сооружения, ангары, производственные здания;
- техническое оборудование, средства наземного обслуживания;
- материальные ресурсы, имущество.
Основная цель системы ТЭ:
- обеспечение и выполнение задаваемых ЭД требований, технических условий и гарантий безопасного использования AT по назначению;
- сохранение летно-технических характеристик ВС на протяжении установленных ресурсов и сроков службы, в пределах, задаваемых нормативными документами.
1.1.7. Техническую эксплуатацию AT осуществляют специалисты, прошедшие подготовку по конкретному типу AT и получившие допуск к работе на ней. Специалисты при эксплуатации AT руководствуются ЭД, введенной в действие в установленном порядке.
1.1.8. Использование ВС для не запрещенных законодательством целей, техническую эксплуатацию и ремонт AT осуществляют субъекты хозяйствования (юридические и частные лица), получившие разрешение на данные виды деятельности от полномочного государственного органа (в виде документа установленной формы).
В последующем тексте в качестве смыслового аналога понятия "субъект хозяйствования" будет употребляться термин "авиапредприятие", при этом любая персонификация данного термина означает ссылку на полномочия первого лица - руководителя авиапредприятия.