Приказ Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" стр. 2

1.1.9. Научно-техническое и методическое сопровождение ТЭ и ремонта AT осуществляют научно-исследовательские структуры воздушного транспорта (ВТ) и разработчиков AT, в порядке и на основаниях, определяемых законодательством. Решениями органов государственного управления указанным структурам могут придаваться дополнительные полномочия (статус ведущей или головной организации, органа официальных экспертиз и др.).
1.1.10. Общее управление ТЭ авиационной техники осуществляет руководитель с соответствующими полномочиями, выбор которого относится к компетенции субъекта хозяйствования.
Указанный руководитель несет ответственность за деятельность подчиненных ему структур, в состав которых в типовом случае входят службы и подразделения, организующие, осуществляющие и обеспечивающие эксплуатацию авиационной техники. Используемый в НТЭРАТ ГА термин "типовой случай" означает обязательную к руководству формулировку пункта НТЭРАТ ГА, если иное не устанавливается документом субъекта хозяйствования.
1.1.11. Деятельность структур, осуществляющих ТЭ и ремонт AT, организуется на основе законодательно установленного правового статуса предприятия и в соответствии с требованиями ТЭРД и НТЭРАТ ГА, других нормативных документов ГОУВТ по вопросам ТЭ и ремонта авиационной техники.
1.1.12. Ответственность за соблюдение правил и процедур ТЭ и ремонта AT и, тем самым, за поддержание летной годности каждого ВС возлагается на авиапредприятия, осуществляющие использование AT, ее ТЭ и ремонт, с учетом разграничений функций и компетенции субъектов хозяйствования.
1.1.13. Государственное регулирование систем ТЭ и ремонта AT осуществляется путем сертификации (в порядке, определяемом законодательством) соответствующих структур и объектов, издания и согласования нормативных документов по вопросам, относящихся к компетенции ГОУВТ, инспектирования структур ВТ и подконтрольных видов их деятельности.
Область государственного контроля, конкретные прерогативы по инспектированию структур ВТ и регулированию ТЭ и ремонта AT устанавливаются государственными учредительными документами, регламентирующими деятельность ГОУВТ, его подразделений и других государственных органов.

1.2. Инженерно-авиационная служба

1.2.1. Подразделения структур ВТ, организующие и обеспечивающие ТЭ авиационной техники (в рамках отдельного авиапредприятия или их любой юридически определенной ассоциации) представляют собой организационно и функционально связанный комплекс с четко выраженной ориентацией деятельности. Обобщенно указанный комплекс именуется инженерно-авиационной службой (ИАС), а его деятельность - инженерно-авиационным обеспечением полетов.
Структура ИАС, распределение функций и ответственности между подразделениями и работниками ИАС, полномочия и механизмы координации и контроля всех видов участия в технической эксплуатации AT - определяются авиапредприятием.
Руководитель ИАС несет ответственность за ее деятельность.
1.2.2. Главными задачами ИАС являются:
- поддержание летной годности и исправности эксплуатируемых ВС и их подготовка к полетам;
- инженерно-авиационное обеспечение безопасности и регулярности полетов;
- поддержание и повышение профессионального уровня персонала инженерно-авиационной службы.
1.2.3. Состав возлагаемых на ИАС функций определяется авиапредприятием. В типовом случае минимальный перечень относимых к компетенции ИАС функций включает в себя следующие виды деятельности:
- планирование использования ВС, технического обслуживания и ремонта AT;
- организация и выполнение ТО и ремонта AT (в том числе - восстановление ресурса AT), ее доработок, проверок и осмотров, контроля качества AT и ее ТОиР - в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации;
- сбор, учет и обработка данных о выявленных в полете и на земле отказах и неисправностях авиационной техники;
- анализ надежности, анализ и обобщение опыта ТЭ авиационной техники, ее ТОиР - с мероприятиями по предупреждению авиационных инцидентов, отказов и неисправностей AT, в целях обеспечения безопасности полетов и совершенствования собственной деятельности;
- ведение рекламационно-претензионной работы, предъявление требований к Поставщикам AT об устранении недостатков их продукции;
- контроль соответствия летно-технических характеристик ВС требованиям руководства по летной эксплуатации (РЛЭ);
- обеспечение охраны ВС при их техническом обслуживании и ремонте;
- участие в разработке и реализации прогрессивных технологий контроля состояния AT, ее ТОиР, организации труда и производства;
- разработка предложений по совершенствованию ЭРД авиационной техники;
- обеспечение потребностей в ЭРД для AT, ее ведение и обеспечение сохранности, включая пономерную (судовую) документацию;
- ведение установленных форм учета и отчетности по доработкам AT, деятельности ИАС, составу, состоянию, использованию и движению парка самолетов, вертолетов и авиадвигателей, материальному имуществу, запасным частям и оборудованию;
- метрологическое обеспечение ТЭ и производства ТОиР AT, осуществляемых авиапредприятием;
- осуществление мер по обеспечению нормативных условий труда работников ИАС и организации производства ТОиР авиационной техники, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, обеспечению производства необходимыми помещениями, оборудованием, запасными частями и авиатехническим имуществом, их содержания, хранения, использования и обслуживания;
- организация и проведение работ по эвакуации и восстановлению поврежденных судов;
- организация и оснащение учебной технической базы, организация технической подготовки персонала ИАС и стажировки специалистов на авиационной технике;
- подбор и расстановка кадров ИАС, проведение систематической работы по формированию ответственного отношения каждого работника к своим служебным обязанностям.
1.2.4. Государственный контроль за соблюдением правил ТЭ авиационной техники, ее ТОиР (в том числе - требований НТЭРАТ ГА), инспектирование структур ИАС и их деятельности, а также установленное законодательством нормативное регулирование указанной области - осуществляются полномочными государственными органами.

1.3. Авиационно-технические базы

1.3.1. Авиационно-техническая база (АТБ) является основным в ИАС, организационно обособленным комплексом производственных и функциональных структур авиапредприятия, осуществляющим инженерно-авиационное обеспечение полетов.
1.3.2. Термин "авиационно-техническая база" предполагает и другие формы и наименования ее производственно-функциональных аналогов, включая структуры типа АТБ, обладающие правовым статусом субъекта хозяйствования.
1.3.3. В зависимости от технического уровня производства, парка ВС, степени освоения ТЭ авиационной техники, других факторов - авиационно-технической базе решением ГОУВТ может (по согласованию с авиапредприятием) придаваться статус ведущей.
1.3.4. Ведущей АТБ передаются полномочия по экспертизе и разработке проблемных вопросов сопровождения ТЭ закрепляемой за ней (профильной) AT (по заказам других авиапредприятий и ГОУВТ).
По согласованию сторон передача указанных полномочий может сопровождаться необходимыми гарантиями их осуществления.
В типовом случае (по согласованию с ГОУВТ) к компетенции ведущей АТБ по профильной AT относятся:
- первоначальное освоение ее ТЭ;
- экспертиза ЭД, методов и средств ТО;
- ведение эталонных экземпляров ЭД;
- разработка требований по устранению недостатков AT, ее ЭД, методов и средств ТО;
- разработка РО и технологических указаний для несертифицированной AT, их корректировка и переиздание;
- разработка дополнительной ЭД для различного рода специальных условий эксплуатации AT (Арктика, Антарктида и др.);
- разработка технической документации на нестандартную оснастку и приспособления, на установку нештатного оборудования;
- анализ и обобщение опыта ТЭ, разработка профилактических мероприятий;
- анализ трудозатрат и фактических расходов материальных средств на ТЭ, разработка проектов норм и нормативов труда, расхода материальных средств. Решением ГОУВТ указанные полномочия могут быть переданы и другим структурам ГА (производственным, научно-исследовательским) в том же порядке.

1.4. Ремонтные предприятия гражданской авиации