Типовая инструкция по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним ТОИ Р-200-17-95 (утв. приказом Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ от 27 февраля 1996 г. N 16)

Инструкция вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при вывешивании автомобиля и работе под ним.
1.2. Работник при вывешивании автомобиля и работе под ним должен:
соблюдать требования инструкции по охране труда, разработанной на основе данной типовой инструкции;
знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях;
выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Заметив нарушение требований безопасности другим работником, предупредить его о необходимости их соблюдения.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по вывешиванию автомобиля и работе под ним допускаются лица, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и обученные безопасным методам работы.
2.2. Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) не должен приступать к работе.
2.3. При вывешивании автомобиля и работе под ним необходимо знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
неправильной установке домкрата в процессе вывешивания автомобиля;
дополнительном подъеме вторым домкратом частично вывешенного автомобиля;
работе под вывешенным, но ненадежно закреплением автомобилем;
пуске двигателя вывешенного автомобиля;
неправильном подъеме автомобиля талью, тельфером, автопогрузчиком, подъемником;
вывешивании части автомобиля при незаторможенном и незафиксированном (противооткатными упорами под колеса) автомобиле;
применении неисправного оборудования, инструмента и приспособлений.
2.4. Запрещается пользоваться оборудованием, инструментом и приспособлениями, обращению с которыми работник не обучен и не проинструктирован.
2.5. Работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним, должен соблюдать правила личной гигиены. После окончания работы, перед приемом пищи или курением мыть руки с мылом.
2.6. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции, работник, производящий вывешивание автомобиля и работу под ним несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы по вывешиванию автомобиля и работы под ним работник должен:
3.1.1. Осмотреть и подготовить свое рабочее место.
3.1.2. Проверить наличие и исправность инструмента и приспособлений.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Вывешивание автомобиля.
4.1.1. Вывешивание части автомобиля следует производить подъемниками, домкратами или другими подъемными средствами.
В случае отсутствия подъемника вывешивание части автомобиля производится домкратом, талью или погрузчиком. Вывешивание части автомобиля талью или погрузчиком разрешается только с использованием специальных грузозахватных устройств.
Запрещается вывешивать часть автомобиля путем зацепления крюка подъемного механизма непосредственно за буксирный крюк автомобиля.
4.1.2. Перед вывешиванием части автомобиля подъемным механизмом необходимо:
выключить зажигание (для бензиновых двигателей), перекрыть подачу топлива (для дизельных двигателей), перекрыть магистральный и расходные вентили (для газобаллонных автомобилей);
затормозить автомобиль стояночным тормозом (при вывешивании передних колес);
установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
под неподнимаемые колеса подложить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух;
установить домкрат строго вертикально под специально предназначенные для этого на автомобиле места*;
при подъеме талью цепь или трос должны быть в вертикальном положении;
подъем осуществлять плавно, без рывков;
под вывешенную часть автомобиля немедленно установить козелки и спустить на них вывешенную часть автомобиля**.
4.1.3. Для вывешивания автомобиля (его части) разрешается применить только грузоподъемные механизмы и козелки, допустимая нагрузка на которые не превышает массы поднимаемой части автомобиля.
Грузоподъемные механизмы и козелки должны иметь бирку или надпись с указанием грузоподъемности и срока испытания.
4.1.4. Запрещается применять неисправные подъемные механизмы и козелки и использовать в качестве козелков случайные предметы.
4.1.5. Автомобиль может находиться в вывешенном состоянии на подъемном механизме (кроме подъемника) в течение времени, необходимого на установку козелков (при замене колеса на линии - штатной подставки). При постановке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в места, предусмотренные инструкцией по эксплуатации данной модели автомобиля.
4.1.6. Запрещается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению.
При необходимости осуществить дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелки, а затем производить дополнительный подъем.
4.1.7. Перед подъемом автомобиля подъемником необходимо следить, чтобы все лапы-подхваты были надежно установлены под автомобиль и при подъеме не возникало перекосов.
4.1.8. При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".