Приказ Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 20 июня 1994 г. N ДВ-58 "Об утверждении "Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России" стр. 41

2. Дополнительные сигналы, подаваемые сигнальщиком командиру вертолета в режиме висения

3. Сигналы, подаваемые командиром воздушного судна сигнальщику

21. "ТОРМОЗА ВКЛЮЧЕНЫ" - левая рука с вытянутыми пальцами поднята до уровня лица, затем пальцы сжимают в кулак.
22. "ТОРМОЗА ОТПУЩЕНЫ" - левая рука с пальцами, сжатыми в кулак, поднята до уровня лица, затем пальцы разжимают.
23. "УСТАНОВИТЬ КОЛОДКИ" - руки, поднятые вверх ладонями наружу, скрещивают перед лицом.
24. "УБРАТЬ КОЛОДКИ" - руки, скрещенные перед лицом ладонями наружу, разводят в стороны.

4. Световые сигналы, подаваемые с автомашины сопровождения

25. "РУЛИТЬ НА МЕНЯ (ЗА МНОЙ)" - зеленый свет.
26. "ПРЕКРАТИТЬ РУЛЕНИЕ" - красный свет.
Приложение 1.7

Команды, подаваемые при буксировке воздушного судна, и доклады об их выполнении

Обозначения:
Р-руководитель буксировки;
К-должностное лицо, находящееся в кабине судна при буксировке;
В-водитель тягача;
Т-авиатехник (авиамеханик), входящий в состав бригады по буксировке.
Р. После проверки готовности к работе членов бригады и водителя тягача, а также готовности ВС, исправности оборудования тягача и буксировочного устройства:
"СОЕДИНИТЬ ВОДИЛО (ТРОСА) С САМОЛЕТОМ (ВЕРТОЛЕТОМ).
Т. Соединив водило (троса) с самолетом: "ЕСТЬ СОЕДИНИТЬ".
Р. Проверив соединение: "ЗАНЯТЬ РАБОЧИЕ МЕСТА".
К. В. Т. Поочередно: "МЕСТО ЗАНЯТО".
Р. Убедившись, что члены бригады на своих местах:
"НА БУКСИР".
В. "ЕСТЬ НА БУКСИР". Подводит тягач к ВС на расстояние, обеспечивающее сцепление водила с крюком тягача.
Р. "СТОП. СОЕДИНИТЬ ТЯГАЧ С ВОДИЛОМ".
В. "ЕСТЬ СТОП". Останавливает и ставит тягач на тормоз.
Т. Соединяет водило с крюком тягача: "ВОДИЛО С ТЯГАЧОМ СОЕДИНЕНО".
Р. "ПРИГОТОВИТЬСЯ К БУКСИРОВКЕ, ПРОВЕРИТЬ РАБОТУ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ".
К. "ЕСТЬ ПРИГОТОВИТЬСЯ К БУКСИРОВКЕ. ДАВЛЕНИЕ В ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМАХ И РАБОТА ТОРМОЗОВ ПРОВЕРЕНЫ".
Р. "УБРАТЬ КОЛОДКИ".
Т. "ЕСТЬ УБРАТЬ КОЛОДКИ". Убрав колодки: "КОЛОДКИ УБРАНЫ".
К. Отпустив стояночный тормоз: "К БУКСИРОВКЕ ГОТОВ. СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ОТПУЩЕН".
Р. Для указания начала движения: "ВПЕРЕД". Дублирует команды сигналами (сигналы в приложении 1.6).
В. "ЕСТЬ ВПЕРЕД". Подает звуковой сигнал, плавно начинает движение в заданном направлении.
Р. Для указания изменения направления движения и при установке на стоянку: "РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ ВЛЕВО (ВПРАВО)". "СТОП". Дублирует команды сигналами.
При появлении опасности для людей или повреждения ВС команду "СТОП" подает любой член бригады, заметивший опасность. Водитель тягача обязан прекратить движение.
Р. При подводе ВС на предназначенное место стоянки: "СТОП".
В. "ЕСТЬ СТОП". Останавливает тягач, ставит его на тормоз.
Р. После установки тягача: "УСТАНОВИТЬ КОЛОДКИ. ВКЛЮЧИТЬ ТОРМОЗА".
Т. Устанавливает под колеса основных опор колодки: "КОЛОДКИ УСТАНОВЛЕНЫ".
К. "ЕСТЬ ВКЛЮЧИТЬ ТОРМОЗА". Включив стояночный тормоз: "ТОРМОЗА ВКЛЮЧЕНЫ".
Р. "ОТСОЕДИНИТЬ ВОДИЛО". После отсоединения водила от ВС:
"ТЯГАЧУ ОТОЙТИ ОТ САМОЛЕТА (ВЕРТОЛЕТА)".
В. "ЕСТЬ ОТОЙТИ ОТ САМОЛЕТА (ВЕРТОЛЕТА)". Подает звуковой сигнал, медленно отводит водило и устанавливает его в предназначенное место.
Приложение 1.8
Приложение 1.9
Приложение 1.10