Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 39

К управлению самоходными судами допускаются лица, имеющие удостоверения на право судовождения и управления судовыми машинами.
15.2.2. Все плавучие средства грузоподъемностью свыше 1 т, а также со стационарными механическими двигателями должны иметь судовое свидетельство и удостоверение на годность к плаванию.
15.2.3. Весельные и моторные лодки с двигателем до 10 л.с. при плавании в ночное время должны иметь закрепленный в носовой части фонарь с белым огнем, видимым со всех сторон.
15.2.4. На каждую весельную лодку, используемую для перевозки людей, назначается старший, прошедший специальную подготовку и сдавший экзамен.
15.2.5. Минимальная высота надводной части борта должна составлять при плавании на реке: для весельных лодок и палубных (закрытых) понтонов - 25 см, открытых понтонов - 50 см, прочих судов - по нормам речного регистра.
Запрещается перевозить в плавсредствах предметы, мешающие работе гребцов или мотористов, а также огнеопасные и взрывчатые вещества вместе с пассажирами.
15.2.6. На плавучих средствах должна быть указана установленная норма перевозки, превышать которую запрещается.
15.2.7. Плавсредства должны отвечать следующим требованиям:
быть прочными и водонепроницаемыми;
иметь ограждения в виде прочных перил высотой 1 м (кроме лодок);
канат для перемещения дощаника (барки) должен быть испытан на прочность при повышенной нагрузке, на что составляется соответствующий акт;
обеспечиваться средствами сигнализации: сигнальными фонарями, колоколом, отрезком рельса или рожком, флажком белого цвета;
освещаться в темное время суток и при плохой видимости.
15.2.8. Причальная площадка (пристань) оборудуется швартовыми устройствами, перильными ограждениями, трапами и прочно укрепляется на берегу.
15.2.9. Средства переправы необходимо обеспечить в достаточном количестве спасательными принадлежностями (лодки, спасательные круги, пояса).
15.2.10. При расположении паромной переправы или наплавного моста вне населенных пунктов на расстоянии 150 - 250 м от переправы должен быть установлен предупреждающий знак "Разводной мост"; при расположении переправы в городах и других населенных пунктах предупреждающий знак должен быть установлен на расстоянии 50 - 100 м от переправы.
15.2.11. Дежурный, отвечающий за обслуживание и безопасность эксплуатации плавучих средств, назначается приказом.
15.2.12. При работе паромных переправ должны выполняться следующие требования:
транспортные средства и дорожные машины в ожидании переправы должны останавливаться на дороге у указательного знака "Место стоянки" и въезжать на паром только по сигналу дежурного;
погрузку на паром и выгрузку с него необходимо производить после закрепления парома у причальных устройств и установки переходных щитов и трапов. Входить на паром и сходить с него разрешается только по трапу;
погрузка на паром производится в такой последовательности: сначала транспортные средства и машины, затем люди, а разгрузка - в обратном порядке;
двигатели транспортных средств и дорожных машин во время переправы необходимо выключить, машины затормозить и надежно закрепить. Двигатели разрешается включать после швартовки парома и подачи трапов;
машинисты и водители не должны оставлять без присмотра машины во время движения парома;
запрещается работа паромных переправ при сильном ветре, шторме, ледоходе и сплаве леса.
15.2.13. В случае переправы по льду администрация должна назначать ответственных лиц из ИТР, которые обязаны систематически проверить состояние льда и намечать маршруты движения пешеходов и транспортных средств.
15.2.14. Переходить или переезжать реку вброд разрешается при скорости течения и глубине реки, указанных и табл. 15.
Таблица 15
Объект переезда или перехода вброд
Наибольшая глубина брода м при скорости течения м/с
<1
<2,5
Пешеходы
1,00
0,5
Верховые
1,25
0,8
Повозки
0,70
0,5
Автомобили
0,80
0,7
Тракторы
1,00
1,0
Примечание. При герметизации кабины автомобиля допускаемая глубина брода может составить до 1,2 м.
15.2.15. При переходе вброд, чтобы не кружилась голова, необходимо смотреть вперед прямо перед собой, а не на воду.
Опасные места вблизи брода (ямы, водовороты, коряги) следует отмечать опознавательными знаками, хорошо различимыми на фоне воды (рейки с красными и белыми полосами, шесты с красными флажками и др.). Устанавливать их нужно не ближе 5 м к опасному месту.
15.2.16. Вброд разрешается переносить груз массой по 50 кг при скорости течения не выше 1,5 м/с и глубине брода до 0,5 м.
15.2.17. Автомобиль, преодолевающий водную преграду, должен двигаться на низших передачах и, как правило, при максимальных оборотах коленчатого вала двигателя.
15.2.18. При движении колонны автомобилей через брод следующий автомобиль начинает преодолевать водную преграду только после выхода на противоположный берег впереди идущего автомобиля. В тех случаях, когда дно реки или ручья сложено слабыми грунтами, брод необходимо укреплять бревенчатыми или жердевыми настилами, каменными выстилками и другими средствами.

15.3. Работы на льду

15.3.1. Движение по льду или работа на нем разрешается начальником строительной организации специальным приказом после обследования состояния ледяного покрова, определения его прочности, установки ограждений опасных мест и указательных знаков (вехи, дорожные знаки, сигнальные огни).
15.3.2. Толщина льда в зависимости от массы груза брутто определяется по табл. 16.
Таблица 16
Нагрузка
Масса груза, т
Толщина льда при температуре от -10 до-2000, см
Предельное расстояние до кромки льда, м
Человек в походном снаряжении
0,1
10
5
Автомобиль с
3,5
25
19
грузом
6,5
35
25
 
10,0
40
26
Трактор с грузом
20,0
55
30
 
40,0
95
38
Примечание. При расчете принимается только толщина прочных слоев льда; слои снежного и пористого льда, пропитанного водой, из общей толщины исключаются. Следует также учитывать, что с удалением от берегов, а также весной прочность льда снижается.
15.3.3. В случае появления на льду воды под действием прилива или нагона льда расчетная нагрузка на лед должна быть снижена на 50 - 80%.
15.3.4. Значение допустимой толщины льда необходимо увеличить при интенсивности движения от 50 до 2000 авт./сут. в 1,1 раза; свыше 2000 авт./сут. - в 1,25 раза.
15.3.5. Значение допустимой толщины льда следует увеличить в 1,1 раза при средней температуре воздуха за последние 3 суток минус 5 °C, в 1,4 раза - при 0 °C, в 1,5 раза - выше 0 °C.
15.3.6. Лед должен быть прозрачным. Если лед наморожен или мутный, то допустимая толщина льда (см. табл. 16) увеличивается в 2 раза. При нарушении кристаллической структуры льда езда по нему запрещается.
15.3.7. Для стационарных нагрузок допустимую толщину льда увеличивают в 1,5 раза.
15.3.8. Толщина льда по трассе будущей ледяной дороги должна определяться через интервалы 1:20 ширины реки.
15.3.9. Надежность ледяной дороги на реках со скоростью течения 1,5 м/с проверяют через каждые 5 сут., на реках с меньшей скоростью течения - через 10 сут., а с наступлением оттепели - 2 - 3 раза в сутки.
Результаты промеров толщины льда во всех случаях следует оформлять актом.
15.3.10. Ледяные дороги следует устраивать на максимальном расстоянии от полыней, но не ближе 150 м. Дороги должны быть ограждены вехами, установленными на расстоянии 50 м одна от другой.
15.3.11. Около переправы должны быть установлены знаки ограничения массы, а в периоды ослабления прочности льда и во время оттепели организованы дежурства.