Ведомственные строительные нормы ВСН 182-91"Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства"(утв. Минтрансстроем СССР 16 мая 1991 г. N МО-72) стр. 12

установленную маркшейдерскую и геологическую документацию;
план развития горных работ, утвержденный вышестоящей организацией.
4.2. Карьер по добыче горных пород в объеме менее 50 тыс. м3 в год без применения взрывчатых работ может вместо проекта иметь утвержденный вышестоящей хозяйственной организацией план горных работ, предусматривающий порядок и способ разработки полезного ископаемого.
4.3. Разработку породных отвалов шахт, карьеров, гидроотвалов, золоотвалов ТЭЦ и обогатительных фабрик, а также шлаков металлургических предприятий следует производить по специальному проекту.
4.4. Основные параметры вскрытия и разработки месторождений дорожно-строительных материалов, высоту рабочих уступов, ширину рабочих площадок, транспортных и предохранительных берм, параметры буровзрывных работ, расход взрывчатых материалов (ВМ) и вместимость складов для них следует принимать в соответствии с "Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом", "Нормами технологического проектирования предприятий нерудных строительных материалов" (ОНТП 18-85) (М., 1985), "Элементами горных работ на карьерах промышленности нерудных строительных материалов (типовой проект 409-023-43), "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".
4.4.1. Разработка грунта в боковых резервах и разработка выемок с целью возведения насыпей автомобильных дорог может производиться прицепными грейдерами, автогрейдерами, грейдер-элеваторами, бульдозерами, скреперами, одноковшовыми погрузчиками или экскаваторами. Типы землеройного оборудования выбираются на основании технико-экономического расчета с учетом имеющегося в наличии оборудования, объемов работ, свойств разрабатываемого грунта, высоты насыпей, дальности транспортирования грунта, категории автомобильной дороги и т.д.
Работы по сооружению земляного полотна, как правило, должны выполнять специализированные механизированные колонны, а также специализированные подразделения дорожно-строительных организаций (прорабские участки, отряды, бригады). При скоростном строительстве автомобильных дорог земляные работы следует выполнять механизированными колоннами. Уровень механизации работ должен быть не менее 85%. Разработку карьеров с целью добычи материалов для земляного полотна автомобильных дорог следует производить в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем разделе, и с учетом требований "Руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог" (М,: Транспорт, 1982).
В целях оптимизации разработки карьеров с целью добычи материалов для земляного полотна для каждого способа выполнения работ (экскаваторный, скреперный и т.д.) должны быть разработаны специальные технологические карты, включающие следующие разделы: область применения, указания по ведению технологического процесса, указания по организации труда, график выполнения производственного процесса, калькуляцию затрат труда на ведение производственного процесса, основные технико-экономические показатели, материально-технические ресурсы, карту операционного контроля качества работ.

Экскаваторные работы

4.5. Разработку притрассовых карьеров с применением экскаваторов следует, как правило, производить по циклической схеме.
4.6. Одноковшовые экскаваторы следует применять на вскрышных и добычных работах, проходке траншей, погрузке готовой продукции.
Максимальную ширину заходки экскаватора с механической лопатой следует принимать равной:
для рыхлых и мягких пород - 1,5 радиуса черпания на уровне стояния экскаватора;
для скальных пород, разрыхленных взрывом, при использовании автомобильного транспорта - 1,7 радиуса.
4.7. Высота уступа не должна превышать при разработке месторождений;
а) без применения буровзрывных работ - максимальную высоту черпания экскаватора;
б) с применением взрывных работ (для крепких пород): при одно-, двух- и многорядном взрывании - более чем в 1,5 раза высоту черпания экскаваторов (при этом высота развала не должна превышать высоту черпания экскаватора);
в) с применением драглайнов - максимальную глубину черпания экскаватора.
4.8. Углы откосов рабочих уступов при работе экскаваторов с механической лопатой и экскаваторов-драглайнов допускаются до 80°.
Предельные углы откоса нерабочих уступов (углы устойчивости) устанавливаются проектом или по данным маркшейдерских наблюдений.
4.9. Экскаваторы могут работать по трем основные схемам: с боковым, тупиковым и фронтальным забоем (рис. 1). Наиболее предпочтительна работа с боковым забоем, так как она обеспечивает более высокую производительность экскаватора (средний угол его поворота не превышает 90°) и удобную подачу самосвалов под погрузку.
4.17. Минимальная длина фронта работ на один экскаватор, работающий с боковым забоем, при использовании автомобильного транспорта должна приниматься по табл. 10.
Таблица 10
┌────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ Вместимость ковша │ Минимальная длина, м, активного фронта работ │
│ экскаватора, м3 ├──────────────────────┬───────────────────────┤
│ │ Рыхлые породы │ Скальные породы │
├────────────────────────┼──────────────────────┼───────────────────────┤
│ 1,0-2,0 │ 100 │ - │
│ 2,5-3,0 │ 150 │ 250 │
└────────────────────────┴──────────────────────┴───────────────────────┘
При отсутствии специальных карьерных экскаваторов на притрассовых карьерах допускаются к применению строительные экскаваторы с ковшом вместимостью до 2,5 м3.
4.11. Производительность экскаваторов с механической лопатой при погрузке горной массы в автомобили-самосвалы при укрупненных расчетах следует принимать по табл. 11, а экскаваторов-драглайнов при работе в навал - по табл. 12.
Таблица 11
┌──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┐
│ Вместимость ковша, м3 │ Производительность в целике, м3/смена, │
│ │ для пород группы* │
│ ├─────────────┬────────────┬─────────────┤
│ │ I-II │ III │ IV-V │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 1,0 │ 500 │ 400 │ - │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 1,6 │ 800 │ 600 │ - │
├──────────────────────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 2,5 │ 1250 │ 1000 │ 850 │
└──────────────────────────────┴─────────────┴────────────┴─────────────┘
──────────────────────────────
* По ЕНВ 1979 г.
Таблица 12
┌────────────────────────────────┬────────────┬───────────────┬─────────┐
│ Вместимость ковша, м3 │ 1,0 │ 1,5 │ 3,0 │
├────────────────────────────────┼────────────┼───────────────┼─────────┤
│Производительность в целике,│ 450 │ 600 │ 1100 │
│м3/смена │ │ │ │
└────────────────────────────────┴────────────┴───────────────┴─────────┘
4.12. Грузоподъемность автомобилей-самосвалов для транспортирования породы следует принимать в зависимости от вместимости ковша экскаватора по табл. 13.
Таблица 13
┌─────────────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┐
│ Тип экскаватора │ Вместимость ковша, │ Грузоподъемность │
│ │ м3 │ самосвала, т │
├─────────────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤
│С механической лопатой │ 1,0 │ 5-8 │
│ ├────────────────────┼────────────────────┤
│ │ 1,25-1,60 │ 8-12 │
│ ├────────────────────┼────────────────────┤
│ │ 2,00-2,50 │ 12-18 │
├─────────────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┤
│Драглайн │ 1,5 │ 12-18 │
└─────────────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┘
4.13. Обводненные месторождения песчано-гравийных пород, если применение водоотвода неэкономично, при соответствующем технико-экономическом обосновании следует разрабатывать экскаваторами-драглайнами или экскаваторами с грейферным оборудованием (грейферными ковшами) по следующей схеме:
добыча обводненной горной массы;
складирование горной массы для обезвоживания;
погрузка обезвоженной горной массы экскаватором с механической лопатой или ковшовым погрузчиком в автомобили-самосвалы.
4.14. Технические характеристики экскаваторов приведены в справочном приложении 10.

Скреперные работы

4.15. Колесные скреперы следует применять на вскрышных, добычных, рекультивационных работах, при устройстве дорог, площадок и на других вспомогательных работах. Для эффективной работы колесных скреперов разрабатываемая порода должна быть полностью или частично рыхлой, а плотные породы перед выемкой следует разрыхлять; влажность породы не должна превышать 15-20%. Расстояние доставки пород в отвалы к транспортным устройствам или к бункерам перерабатывающих установок должно быть оптимальным. Дальность транспортирования горной массы скреперами необходимо принимать по табл. 14.
Таблица 14
┌─────────────┬─────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Скреперы │ Вместимость │ Наибольшая эффективная дальность │
│ │ ковша, м3 │ транспортирования, м │
├─────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Прицепные │ 3 │ 300 │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ │ 6-7 │ 400 │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ │ 8-10 │ 600 │
├─────────────┼─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Самоходные │ 8-10 │ 1500 │
│ ├─────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ │ 15 │ 2500 │
└─────────────┴─────────────────┴───────────────────────────────────────┘
4.16. Для повышения производительности самоходных скреперов, улучшения условий эксплуатации и увеличения срока их службы следует применять вспомогательное оборудование: тракторы-толкачи, рыхлители. Их использование целесообразно, если длина пути заполнения ковша выше значений, приведенных в табл. 15.
Таблица 15
┌────────────────────┬────────────┬───────────┬────────────┬────────────┐
│ Вместимость ковша, │ 3 │ 6-8 │ 10-12 │ 15-18 │
│ м3 │ │ │ │ │
├────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────┼────────────┤
│Предельная длина│ 12-14 │ 18-22 │ 26-28 │ 35-38 │
│пути заполнения│ │ │ │ │
│ковша, м │ │ │ │ │
└────────────────────┴────────────┴───────────┴────────────┴────────────┘
Расчетное количество скреперов, обслуживаемое одним трактором-толкачом, следует принимать по табл. 16.
Таблица 16