Ведомственные строительные нормы ВСН 7-89"Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий"(утв. Минавтодором РСФСР от 14 июля 1989 г.) стр. 2

Для дорог III категории содержащийся в таких смесях щебень должен иметь марку по прочности не ниже 200, а гравий (щебень из гравия) - марку не ниже Др24.

2.2. Органические материалы для обеспыливания

2.2.1. Для обеспыливания и улучшения гравийных покрытий применяют: нефтяные дорожные жидкие битумы медленно густеющие (МГ 40/70) и густеющие со средней скоростью (СГ 40/70), отвечающие требованиям ГОСТ 11955-82, разжиженные до вязкости не более 25 с по стандартному вискозиметру; эмульсии битумные дорожные анионные (ЭБА-3), отвечающие требованиям ГОСТ 18659-81.
Можно применять также сырые нефти, топочный мазут, обработанные масла и другие подобные материалы, вязкость которых по стандартному вискозиметру составляет не более 25 с.
2.2.2. Лигносульфонаты технические (ЛСТ марки В, лигнодор, сульфитный щелок), применяемые для обеспыливания и улучшения гравийных покрытий, должны удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 2.4.
Таблица 2.4
┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│ │ Лигносульфонаты технические │
│ ├─────────────┬─────────────┬─────────────┤
│ Наименование показателей │Типа В (ЛСТ) │ Лигнодор │ Сульфитный │
│ │ │ (ЛГД) │ щелок (СЩ) │
├─────────────────────────────┼─────────────┴─────────────┼─────────────┤
│Внешний вид и цвет │ Густая жидкость │ Коричневая │
│ │ темно-коричневого цвета │ жидкость │
│ │ │ │ │
│Массовая доля сухих веществ,│ 50 │ 45-48 │ 10 │
│%, не менее │ │ │ │
│Массовая доля золы к массе│ 20 │ - │ - │
│сухих веществ, %, не более │ │ │ │
│Массовая доля нерастворимых в│ 0,8 │ 0,8 │ 1,3 │
│воде веществ к массе сухих│ │ │ │
│веществ, %, не более │ │ │ │
│рН 20%-ного раствора, не│ 4,5 │ 5,0 │ 4,5 │
│менее │ │ │ │
│Предел прочности при│ 0,4 │ 0,8 │ - │
│растяжении высушенных│ │ │ │
│образцов, МПа, не менее │ │ │ │
│Вязкость условная на│ - │ 150 │ - │
│вискозиметре ВЗ-1, с, не│ │ │ │
│более │ │ │ │
│То же на стандартном│ - │ 120 │ - │
│вискозиметре, с, не более │ │ │ │
│Плотность, кг/м3, не менее │ 1240 │ 1230 │ - │
│Массовая доля кальция, %, не│ - │ 1,2 │ - │
│менее │ │ │ │
│Водостойкость, см/мин, не│ - │ 0,6 │ - │
│более │ │ │ │
└─────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘
Примечания.
1. Лигносульфонаты технические (ЛСТ) изготавливают целлюлозно-бумажные предприятия (комбинаты, заводы, объединения) Минлеспрома СССР в соответствии с требованиями ТУ 13-0281036-05-89, а лигнодор (ЛГД) изготавливает и отгружает Сяський ЦБК Минлегпрома СССР в соответствии с ТУ 13-3900001-22-86 "Лигносульфонаты технические модифицированные "Лигнодор".
2. Сульфитный щелок (СЩ) является отходом предприятий Минлеспрома СССР при получении целлюлозы из древесины сульфитным способом. В связи с повышенной коррозионной активностью его применяют только в нейтрализованном виде (см. приложение 4).
3. Можно применять лигносульфонаты и меньшей концентрации, но при этом следует подбирать такую норму расхода, чтобы эффективность этих веществ удовлетворяла требованиям п.4.2.3.

2.3. Гигроскопические материалы

2.3.1. Для обеспыливания гравийных покрытий применяют кальций хлористый технический (ГОСТ 450-77), кальций хлористый, ингибированный фосфатами (ТУ 6-18-173-77), техническую поваренную соль (ГОСТ 13830-84), техническую соль сильвинитовых отвалов, а также концентрированные рассолы (в том числе природные) и пластовые солевые воды.
2.3.2. Хлористый кальций должен удовлетворять требованиям, приведенным в табл.2.5.
Таблица 2.5
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│Наименование показателей │ Хлористый кальций технический │
│ ├────────────┬────────────┬──────────┬────────┤
│ │кальциниро- │ плавленый │ жидкий │ингиби- │
│ │ ванный │ │ │рованный│
│ ├──────┬─────┼─────┬──────┼────┬─────┤ │
│ │Высший│ I │ I │ II │ I │ II │фосфата-│
│ │ сорт │сорт │сорт │ сорт │сорт│сорт │ ми │
├─────────────────────────┼──────┴─────┼─────┴──────┼────┴─────┼────────┤
│Внешний вид │ Порошок, │ Гранулы, │ Раствор │Чешуйки │
│ │ гранулы │ чешуйки от │прозрачный│ серого │
│ │белого цвета│ белого до │или мутный│ цвета │
│ │ │серого цвета│ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Массовая доля хлористого│ 96,5 │ 90 │ 78 │ 76 │ 38 │ 35 │ 72 │
│кальция, %, не менее │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Массовая доля натрия в│ 1,0 │ Не │ 2,0 │ 5,0 │2,5 │ 3,0 │ 7,0 │
│пересчете на хлористый│ │нор- │ │ │ │ │ │
│натрий, %, не более │ │миру-│ │ │ │ │ │
│ │ │ется │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Массовая доля│ 0,1 │ 0,5 │ 0,2 │ 0,5 │0,03│0,15 │ Не │
│нерастворимого в воде│ │ │ │ │ │ │нормиру-│
│остатка, %, не более │ │ │ │ │ │ │ ется │
│ │ │ │ │ │ │ │ │
│Массовая доля│ Не нормируется │ 1,4 │
│водорастворимых фосфатов│ │ │
│в пересчете на пятиокись│ │ │
│фосфора (Р2О5), %, не│ │ │
│менее │ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────┴────────┘
2.3.3. Техническая поваренная соль (ГОСТ 13830-84) представляет собой кристаллический хлористый натрий, добываемый из природных месторождений. В зависимости от степени очистки соль может иметь цвет от розового до белого. Для обеспыливания дорог чаще всего ее применяют в виде 20-30%-ного раствора, транспортируют без тары (навалом).
2.3.4. Техническая соль сильвинитовых отвалов представляет кристаллический отход калийных производств. Для целей обеспыливания такая техническая соль должна отвечать следующим требованиям: крупность частиц не должна превышать 5 мм (допускаются отдельные включения до 10 мм); влажность - не более 5%; содержание NaCl - не менее 90%; содержание нерастворимого остатка - не более 7%. Транспортируют техническую соль сильвинитовых отвалов без тары.
2.3.5. Концентрированные рассолы и пластовые солевые воды должны содержать не менее 20% хлористых солей.

3. Организация и технология производства работ при строительстве гравийных покрытий

3.1. Основные положения по организации производства работ

3.1.1. Гравийные покрытия строят поточным методом. Бригады по строительству должны включать специализированные звенья по видам работ:
приготовление и транспортирование гравийных смесей;
строительство основания и покрытия.
Состав бригады и их оснащение зависят от объема работ и сроков выполнения работ, а также от принятой технологии и местных условий.
3.1.2. Длину сменных захваток назначают в соответствии с заданным темпом работ, а также с учетом оптимальной скорости потока (200-300 м/смену), позволяющей максимально использовать средства механизации.
3.1.3. Продолжительность строительного сезона по устройству дорожных одежд с гравийными покрытиями может не ограничиваться летним периодом, а распространяться и на остальную часть года при условии принятия специальных мер по проведению работ в неблагоприятных погодных условиях.
3.1.4. При использовании в качестве ведущей машины автогрейдера для обеспечения фронта работ материал разрешается вывозить на земляное полотно дороги с заделом на одну-две сменные захватки.

3.2. Подготовительные работы

3.2.1. К строительству гравийных покрытий приступают при полной готовности земляного полотна.
Плотность грунта земляного полотна должна соответствовать требованиям СНиПа. При этом коэффициент уплотнения грунта (т.е. отношение требуемой плотности грунта к максимальной при стандартном уплотнении) верхнего слоя насыпи должен быть не менее 0,95.
3.2.2. Окончательное профилирование поверхности земляного полотна (при серповидном профиле) или устройство полукорыта (при полукорытном профиле) выполняют автогрейдерами.
При устройстве полукорыта отвал автогрейдера устанавливают с углом захвата 45°, углом резания 35-40° и углом наклона ножа до 15°. Проверку установки отвала автогрейдера целесообразно производить угломерной линейкой или угломером (рис. 3.1).
1367 × 544 пикс.     Открыть в новом окне
3.2.3. Уплотнение дна полукорыта после его окончательного профилирования производят легкими катками с металлическими вальцами или катками на пневматических шинах. В сухую жаркую погоду дно корыта целесообразно полить водой из расчета 1,5-2 .
После выполнения указанных работ производят приемку земляного полотна и полукорыта с составлением акта освидетельствования скрытых работ.
3.2.4. В процессе строительства гравийных покрытий необходимо обеспечивать своевременное выполнение разбивочных работ, цель которых:
проверка соответствия фактических отметок земляного полотна проектным;
обеспечение в натуре проектного поперечного профиля покрытия.
Разбивочные работы выполняют в соответствии с требованиями действующей Инструкции по разбивочным работам при строительстве, реконструкции, ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений.
3.2.5. После нанесения высотных отметок каждого слоя покрытия на разбивочных колышках, установленных за бровкой земляного полотна, отмечают толщину слоев в рыхлом теле. Для определения толщины слоев в рыхлом теле необходимо учитывать коэффициент запаса на уплотнение материалов, который определяют опытным путем при контрольном уплотнении. Для предварительных расчетов этот коэффициент принимают в пределах 1,25-1,30.

3.3. Производство работ по строительству гравийных покрытий

3.3.1. Строительство гравийных покрытий включает:
вывозку, распределение и планирование гравийного материала;
послойное уплотнение гравийного материала.
Объем подлежащих вывозке материалов определяют с учетом коэффициента запаса на уплотнение в соответствии с п.3.2.5.
3.3.2. Необходимое качество гравийных покрытий можно обеспечить лишь при условии применения смесей, удовлетворяющих требованиям п. 2.1. Если разрабатываемый гравийный материал в карьере по зерновому составу не отвечает установленным требованиям, то в этот материал следует добавить недостающие фракции из других карьеров. Смесь приготавливают на карьерных грунтосмесительных установках типа ДС-50Б. На этих же машинах производят перемешивание гравийных смесей с обеспыливающими материалами.
3.3.3. Гравийную смесь, удовлетворяющую требованиям п. 2.1, доставляют на дорогу автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 4,5-7 т. Приготовление гравийной смеси непосредственно на дороге допускается в виде исключения. При этом производят послойное распределение каждого материала с последующим перемешиванием автогрейдерами, грейдерами, плужными смесителями (рис. 3.2) и другими машинами аналогичного действия.