Ведомственные строительные нормы ВСН 16-73 "Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах" (утв. Минавтодором РСФСР 28 мая 1973 г.)

Срок введения 1 июля 1974 г.

Раздел 1. Общие сведения

1.1. Настоящими указаниями устанавливается классификация зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб по признакам их функционального назначения и даются рекомендации по выбору их расчетных параметров и размещению на внегородских автомобильных дорогах общего пользования в зависимости от перспективной интенсивности движения (категории автомобильной дороги).
1.2. Указания используются при составлении технико-экономических обоснований строительства и реконструкции автомобильных дорог; технико-экономических докладов по развитию сети автомобильных дорог; комплексных технических проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и при разработке генеральных схем обустройства существующих дорог.
1.3. В Указаниях приведены рекомендации по компоновке различных по назначению сооружений на отдельных площадках и на одной общей; перечислены основные требования, предъявляемые к площадкам, и необходимые согласования.
1.4. При выборе площадок под здания и сооружения автотранспортной и дорожной служб, а также при их проектировании следует руководствоваться требованиями СНиП и указаниями по безопасности движения ВСН 39-67 в части размещения их относительно дороги и устройства подъездов к ним. Генеральные планы должны разрабатываться с учетом расчетной перспективы.
1.5. При компоновке отдельных зданий в пределах площадки и относительно окружающей застройки должны соблюдаться действующие нормы приближения к существующим зданиям, сооружениям, аэродромам, линиям электропередач и т.п., противопожарные и санитарные нормы, нормы проектирования в районах вечной мерзлоты, подвижных песков, оползней, карст, в районах опасных в сейсмическом отношении и другие нормы строительного проектирования.
1.6. Для обеспечения обслуживающего персонала необходимыми бытовыми удобствами (школы, магазины, жилье, культурно-бытовые учреждения и т.д.) линейные сооружения и комплексы автотранспортных и дорожных служб целесообразно размещать у населенных пунктов.
1.7. При расположении сооружения в условиях, требующих возведения жилых строений для обслуживающего персонала, нормы обеспечения жилой площадью принимаются по СНиПу.
1.8. Вопросы общественного питания, медицинского обслуживания, пожарной охраны в отдельных случаях могут решаться путем кооперирования с местными предприятиями и организациями.
1.9. Автомобильная дорога с размещенными на ней сооружениями автотранспортной и дорожной служб должна быть обеспечена ведомственной линейной радиотелефонной и телефонной связью. Для обеспечения связи с автотранспортной и дорожной службами непосредственно с дороги, что необходимо в экстренных случаях, рекомендуется устройство телефонных установок на перегонах.
Проектирование дорожной линейной связи выполняется по специальному заданию с учетом действующих норм и правил проектирования и эксплуатации средств связи.
1.10. Пункты ГАИ не входят в систему автотранспортной и дорожной служб на автомобильных дорогах общего пользования. Пункты ГАИ, как правило, размещаются на входах в крупные города (областные и областного подчинения), а также на пересечениях автомобильных дорог I-III категорий. Местоположение их устанавливается Областным управлением ГАИ. При пунктах ГАИ должны устраиваться площадки - стоянки для служебных транспортных средств и автомобилей, останавливаемых для контроля.
1.11. Руководство и планирование обустройства дорог сооружениями автотранспортной и дорожной служб осуществляется дорожными органами Минавтодора РСФСР.

Раздел 2. Классификация сооружений

2.1. Для обеспечения нормальной эксплуатации, ремонта и содержания всех автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также обслуживания автотранспортных средств и пассажиров, двигающихся по автомобильным дорогам, обязательной принадлежностью автомобильных дорог должны быть сооружения дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб.
2.2. К сооружениям линейной дорожно-эксплуатационной службы в зависимости от установленной организационной структуры ее относятся комплексы зданий: дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ); дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ); линейных управлений автомобильных дорог (ЛУАД); производственных дорожных участков (ПДУ); дорожно-ремонтных пунктов (ДРП); пунктов охраны больших мостов и содержания паромных переправ.
2.3. Сооружения автотранспортной службы на автомобильных дорогах разделяются на три группы: сооружения для обслуживания пассажирских перевозок; сооружения для обслуживания грузовых перевозок; сооружения для обслуживания подвижного состава.
2.4. К сооружениям для обслуживания пассажирских перевозок относятся: автопавильоны; пассажирские автостанции; автовокзалы; мотели; предприятия общественного питания; остановочные площадки.
2.5. К сооружениям для обслуживания грузовых перевозок относятся: грузовые автостанции; перецепные пункты; контрольно-диспетчерские пункты.
2.6. К сооружениям для обслуживания подвижного состава относятся: станции обслуживания; автозаправочные станции; моечные пункты.

А. Сооружения дорожной службы

2.7. Основными задачами дорожно-ремонтного строительного управления (ДРСУ) являются: содержание и ремонт автомобильных дорог и мостов, строительство и реконструкция участков дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
Для выполнения своих функций ДРСУ должно располагаться в комплексе зданий и сооружений, включающим в себя: административные помещения, жилые здания, ремонтные мастерские для дорожных машин, гаражи и стоянки для автомобилей, АБЗ (ЦБЗ), пескобазы, склады, хозяйственные постройки.
2.8. Дорожно-эксплуатационный участок является административно-производственным подразделением службы ремонта и эксплуатации автомобильных дорог общегосударственного значения протяженностью 100-300 км. В комплекс дорожно-эксплуатационного участка входят следующие здания и сооружения:
а) производственного значения - ремонтная мастерская, административно-бытовое помещение, мойка (или эстакада) для автомобилей и дорожных машин, хранилище ГСМ с раздаточными колонками, открытые и закрытые стоянки для автомобилей и дорожных машин;
б) хозяйственно-бытового назначения - хозяйственные службы (сараи, навесы), овощехранилище, котельная, трансформаторная подстанция, жилой дом, душевые, санузлы.
Строительство комплексов ДЭУ осуществляется, как правило, по типовым проектам, привязанным к местным условиям.
 ┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб│
└────────────────────────┬────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
 ┌─────────────────────────────────┴──────────────┐
│ │
┌───────┴───────┐ ┌───────────┴───────────┐
│Дорожная служба│ │Автотранспортная служба│
└───────┬───────┘ └───────────┬───────────┘
┌─────────────────────────────────┴──────────────┐
 ┌───────┴──────────┐ ┌──────────────────┼────────────────┐
│ │ │ │ │
┌──────┴──────┐ ┌───────┴────────┐ ┌──────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴─────────┐
│Комплексы │ │Комплексы │ │Сооружения │ │Сооружения │ │Сооружения │
│зданий и │ │зданий │ │по обслуживанию│ │по обслуживанию│ │по обслуживанию │
│сооружений │ │и сооружений │ │пассажиров │ │грузовых │ │подвижного │
│управления │ │производственных│ │ │ │перевозок │ │состава │
│автомобильных│ │управлений │ └───────┬───────┘ └───────┬───────┘ └─────────┬──────┘
┌───────┴──────────┐ ┌──────────────────┼────────────────┐
│дорог │ │строительства │ │ │ │
│ │ │и эксплуатации │ │ │ └────────────────────┐
│ │ │автомобильных │ │ │ │
└─────┬───────┘ │дорог │ │ └──────────────────────────────┐ │
│ └────────┬───────┘ └─────────────────────────────────┐ │ │
│ │ │ │ │
│ └───────────────────┬────────┬─────┐ │ │ │
 ┌─┴────────────────────────┐ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │
┌─┴──┐ ┌─┴─┐ ┌─┴──┐ ┌──┴─┐ ┌─┴─┐ ┌────────┐ │ ┌────────┐ │┌───────┐│
│ДРСУ│ │ДЗУ│ │ДРСУ│ │ЛУАД│ │ПДУ│ ┌┤Автопа- ├───┤ │Грузовые│ ││ АЗС ├┤
└─┬──┘ └─┬─┘ └─┬──┘ └──┬─┘ └───┘ │вильоны │ │ │авто- ├───┤└───────┘│
┌─┴────────────────────────┐ │ │ │ │ │ │
 ├─────────┐ ┌───────┘ ┌────┴────┐ └───┐ │└────────┘ │ │станции │ │ │
┌───┴───┐ ┌───┴───┐ ┌──┴─┐ ┌───┴───┐ ┌───────┐ ┌─┴─┐ ┌──────────┐ │ └────────┘ │ │
├─────────┐ ┌───────┘ ┌────┴────┐ └───┐ │└────────┘ │ │станции │ │ │
 │Эксплу-│ │Строи- │ │ДРП │ │Эксплу-│ │Строи- │ │ДРП│ ││Пассажир- │ │ ┌────────┐ │┌───────┐│
│атаци- │ │тельное│ │ │ │атаци- │ │тельное│ │ │ │ские авто-├─┤ │Пере- │ ││Моечные││
│онное │ │прораб-│ │ │ │онное │ │прораб-│ │ │ ││станции │ │ │цепные ├───┤│пункты ├┤
│прораб-│ │ство │ │ │ │прораб-│ │ство │ │ │ └──────────┘ │ │пункты │ │└───────┘│
│Эксплу-│ │Строи- │ │ДРП │ │Эксплу-│ │Строи- │ │ДРП│ ││Пассажир- │ │ ┌────────┐ │┌───────┐│
 │ство │ │ │ │ │ │ство │ │ │ │ │ │┌──────────┐ │ └────────┘ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Автовок- ├─┤ ┌───────────┐│┌───────┐│
└───┬─┬─┘ └───────┘ └─┬─┬┘ └───┬─┬─┘ └───────┘ └─┬─┤ ││залы │ │ │Контрольно-│││Станции││