Таблица 1
┌─────────┬──────────────────────┬────────────────────────┬─────────────┐
│Категория│ Суточная пропускная │ Грузооборот │ Емкость │
│автостан-│ способность, ├─────────────┬──────────┤ складов, т │
│ ции │ авт./сутки │среднесуточ- │ годовой, │ │
│ │ │ ный, т │ тыс. т │ │
├─────────┼──────────────────────┼─────────────┼──────────┼─────────────┤
│ I │ 200-400 │ 1000-2000 │ 300-700 │ 300-500 │
│ │ │ │ │ │
│ II │ 100-200 │ 500-1000 │ 200-300 │ 150-300 │
│ │ │ │ │ │
│ III │ 25-100 │ 200-500 │ 100-200 │ 100-150 │
└─────────┴──────────────────────┴─────────────┴──────────┴─────────────┘
┌─────────┬──────────────────────┬────────────────────────┬─────────────┐
2.28. Перецепные пункты предназначены для передачи полуприцепов и прицепов с одного тягового плеча на другое при выполнении междугородных перевозок по системе тяговых плеч.
В комплекс перецепных пунктов входят: площадки для автопоездов, тягачей и прицепов; служебно-бытовые помещения для размещения диспетчеров и отдыха водителей; пункт технического осмотра и мелкого ремонта подвижного состава.
2.29. Контрольно-диспетчерские пункты (КПД) осуществляют контроль за использованием грузовых автомобилей на магистральных дорогах независимо от их ведомственной принадлежности и направляют порожние автомобили на загрузку попутным грузом. КПД координируют свою работу с ГАИ МВД СССР. КПД представляют собой специальное помещение, оборудованное средствами связи, с площадкой вне полосы движения для остановки автомобилей при проверке документов.
2.30. Перецепные пункты и контрольно-диспетчерские пункты являются подразделениями системы грузовой автомобильной станции, подчинены ей и работают по общему с ней плану.
2.31. Станции обслуживания представляют собой комплекс производственных, служебно-бытовых помещений и площадок для стоянки автомобилей и подразделяются на городские и дорожные.
Городские станции обслуживания (свыше 10 постов) предназначены для обеспечения техобслуживания и ремонта в стационарных условиях автомобильного транспорта данного города и автомобилей, следующих транзитом. Городские станции обслуживания не входят в систему обустройства автомобильных дорог общего пользования.
Дорожные станции обслуживания (менее 10 постов) предназначены для предоставления услуг владельцам и водителям автомобилей по техническому обслуживанию и устранению неисправностей, возникших в пути. Они имеют в своем распоряжении также и линейную техпомощь, которая обслуживает автомобили на определенных участках дорог.
2.32. Автозаправочные станции предназначены для снабжения подвижного состава топливом, смазочными материалами, водой и воздухом. Автозаправочные станции представляют собой комплекс, состоящий из топливо- и маслораздаточных колонок, служебно-бытового помещения и проездов; классифицируются по количеству заправок автомобилей в сутки.
2.33. Моечные пункты предназначены для мойки автомобилей; классифицируются по количеству механизированных моечных линий.
Раздел 3. Основные нормативы проектирования и размещения сооружений
3.1. Автопавильоны устанавливаются на автобусных остановках, где количество отправляющихся пассажиров не требует кассовой продажи билетов. Вместимость павильона назначается в зависимости от величины населенного пункта. Выбор типа павильона определяется климатическими условиями, требованиями архитектурного оформления дороги и увязки с окружающим ландшафтом. Не следует размещать павильон ниже проезжей части подъезда к остановке.
Учитывая удобства пассажиров, а также стоимость сооружения (с полосами торможения и разгона), нормальные условия эксплуатации автобусов и удобство движения в зоне сооружения, не следует назначать остановки чаще чем через 3-5 км на перегонах и 1,5 км в курортных и густонаселенных районах. Автобусные остановки на перегонах должны иметь туалеты.
3.2. Основными расчетными показателями для пассажирских автостанций* являются:
а) пропускная способность комплекса - количество пассажиров, которое может быть отправлено в течение суток (суточное отправление пассажиров);
б) вместимость - количество людей, которое может одновременно вместить проектируемое сооружение с соблюдением нормативных условий;
в) пропускная способность перрона - количество автобусов, которое может быть отправлено со всех постов посадки или принято на все посты высадки в течение 1 ч.
Исходными показателями являются пропускная способность комплекса и пропускная способность перронов, рассчитанные на 10-летнюю перспективу, выдаваемые заказчиком проекта в задании на проектирование.
Расчетная вместимость определяется в процентном отношении из расчетного суточного отправления пассажиров, зависящем от вида перевозок (междугородных или пригородных).
В зависимости от удельного веса суточного отправления пассажиров по междугородным или пригородным сообщениям пассажирские автостанции разделяются на три группы согласно табл.2.
Таблица 2
┌─────────┬───────────────────────┬─────────┬───────────────────────────┐
│ Группы │Удельный вес пассажиров│ Группы │ Удельный вес пассажиров в │
│ │ в междугородном │ │междугородном сообщении, % │
│ │ сообщении, % │ │ │
├─────────┼───────────────────────┼─────────┼───────────────────────────┤
│ А │ До 20 │ В │ 81-100 │
│ │ │ │ │
│ Б │ 21-80 │ │ │
└─────────┴───────────────────────┴─────────┴───────────────────────────┘
┌─────────┬───────────────────────┬─────────┬───────────────────────────┐
В соответствии с градацией табл.2 вместимость устанавливается в процентах от суточного отправления пассажиров согласно табл.3.
Таблица 3
┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Суточное отправление пассажиров │ Единовременное пребывание по │
│ │ группам, % │
│ ├─────────┬──────────┬──────────┤
│ │ А │ Б │ В │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ 100-250 │ 19 │ 23 │ 26 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ 251-500 │ 18 │ 22 │ 25 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ 501-1000 │ 17 │ 20 │ 24 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ 1001-2000 │ 14 │ 17 │ 22 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ 2001-3000 │ 10 │ 12 │ 19 │
├───────────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼──────────┤
│ Свыше 3000 │ 7 │ 10 │ 19 │
└───────────────────────────────────────┴─────────┴──────────┴──────────┘
┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
Примечания. 1. Показатели табл.3 получены из средних величин наблюдений. При наличии возможности установления фактического соотношения единовременного пребывания людей и суточного отправления пассажиров, расчет вместимости производится по фактической величине этого соотношения.
2. Когда часть перевозок является массовыми пригородными при большой частоте движения автобусов (перевозки к месту работы или в места отдыха и обратно), расчет вместимости производится раздельно для каждого вида перевозок.
3. При раздельном расчете принимают три процента вместимости от суточного отправления пассажиров для массовых пригородных перевозок, а для остальных перевозок - по табл.3.
Общую расчетную вместимость, по которой подбирается тип автостанции, определяют по формуле
,
где В - общая расчетная вместимость;
- расчетное суточное отправление пассажиров по междугородным сообщениям без массовых перевозок на 10-летнюю перспективу;
- расчетное суточное отправление пассажиров по маршрутам, выполняющим массовые перевозки на 10-летнюю перспективу;
П - процент расчетной вместимости от суточного отправления, принимаемый по табл.2 и 3.
Расчетное суточное отправление пассажиров должно учитывать неравномерность пассажиропотоков по сезонам и дням недели. Для этого фактические данные суточного отправления, служащие основой для перспективных расчетов, должны приниматься как среднее арифметическое из двух месяцев и двух дней недели с минимальным и максимальным суточным отправлением. Количество постов посадки определяется по максимальной возможной величине отправления автобусов в 1 ч.
3.3. Мотели устанавливают вблизи крупных городов, в курортных зонах, у исторических, архитектурных, литературных и других памятников, у прочих мест, привлекающих автотуристов и вызывающих их сосредоточение, а также для обеспечения ночлега проезжающих по дороге.
На больших транзитных маршрутах мотели рекомендуется располагать в среднем через 200-300 км. Вместимость мотеля должна быть назначена с учетом выявленной потребности, а также с учетом перспективных планов развития туризма.
3.4. Пункты питания должны размещаться на дороге не реже чем через 100-200 км. При этом учитывается наличие существующих пунктов питания вблизи дороги.
3.5. Площадки длительного отдыха следует располагать в среднем на расстоянии 40-50 км одна от другой.
В местах, привлекающих большое количество отдыхающих, площадки отдыха могут устраиваться чаще. На транзитных маршрутах, в местности, не представляющей интереса для отдыха, площадки могут устраиваться реже.
Вместимость площадок длительного отдыха устанавливается в зависимости от степени привлечения к данному месту туристов и отдыхающих. Оптимальная вместимость стоянки при площадках длительного отдыха - 6-10 автомобилей. Вместимость стоянки может быть увеличена при расположении площадки отдыха у мест, собирающих большое количество туристов. В этом случае могут быть предусмотрены места для стоянки автобусов.
3.6. Площадки кратковременного отдыха на автомобильных дорогах I и II категорий располагаются не реже чем через 10-15 км и на дорогах III категории - через 20-30 км с учетом наличия площадок-стоянок у АЗС, пунктов ГАИ, магазинов, столовых, станций обслуживания и т.д.
Вместимость стоянок принимается не менее пяти автомобилей. На магистральных дорогах I и II категорий при подходах к крупным городам вместимость стоянок может быть увеличена.
3.7. Места устройства площадок-стоянок определяются размещением АЗС, СО, столовых, кафе, магазинов и других предприятий, около которых скапливаются останавливающиеся автомобили. Площадки-стоянки принимаются в расчет при назначении мест для площадок кратковременного отдыха на перегонах.
3.8. Грузовые автомобильные станции устраиваются в пунктах с суточным грузооборотом свыше 200 т. Сеть их или маршрутное размещение определяется на основании экономического обследования, выявляющего существующие и перспективные грузообразующие точки, направление и размер грузопотоков, род грузов, потребность в обычных и специальных автомобилях и другие обстоятельства, определяющие необходимую пропускную способность станции с учетом средних и максимальных значений расчетных величин.
В расчет включаются грузы, прибывающие и отправляемые автомобилями, а также и грузы, поступающие и отправляемые другими видами транспорта. Грузовые автостанции должны устраиваться и в местах перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.