РД 31.83.04-89 "Правила безопасности труда на промышленных предприятиях Минморфлота СССР" (введен в действие Министерством морского флота СССР и Системой управления охраной труда) стр. 7

На каждом предприятии должна быть разработана и в установленном порядке утверждена "Инструкция по монтажу-демонтажу и эксплуатации лесов на строящихся, ремонтируемых и модернизируемых судах, в цехах и на объектах".
Инструкция по эксплуатации лесов, имеющих устройства для перемещения и подъема грузов и людей, должна быть разработана в соответствии с требованиями ОСТ 5.9029-84. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных Госгортехнадзором.
1.6.81. Подвесные площадки после подъема должны быть закреплены канатами, клиньями и другими устройствами.
1.6.82. На подвесных площадках должны быть предусмотрены ограждения высотой не менее 1,2 м с двумя промежуточными горизонтальными элементами (леерами) с трех внешних сторон и съемное цепное ограждение с внутренней (четвертой) стороны, а также бортики (закраины) высотой не менее 0,15 м с четырех сторон.
1.6.83. При работе с подвесных площадок на работающих должны быть надеты предохранительные пояса с прочным канатом. свободный конец которого должен быть надежно закреплен на судне. У места работы на палубе должен постоянно находиться наблюдающий для подачи нужного инструмента и оказания, в случае необходимости, помощи.
1.6.84. К работам с подвесных площадок допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к работе на высоте.
1.6.85. Работу по газовой и электрической резке и сварке разрешается проводить лишь с подвесных площадок такой конструкции, которая исключает возможность случайного воздействия пламени на канаты, удерживающие подвесную площадку.
1.6.86. Во время грозы либо при скорости ветра 5 м/с и более, а также с наступлением темноты работы с подвесных площадок и люлек не допускаются. В зависимости от местных условий может быть принято решение о прекращении работ при скорости ветра менее 5 м/с.
1.6.87. Люльки, беседки и канаты должны быть прочными и надежными в работе при максимальной нагрузке, для которой они предназначены.
1.6.88. Люльки должны иметь плотный настил и сетчатые или дощатые ограждения с четырех сторон высотой 1,2 м.
1.6.89. Крюки и блоки, на которых подвешивается люлька или беседка, должны иметь приспособления против соскальзывания канатов.
1.6.90. Канаты в местах присоединения к люльке или беседке и к лебедке должны быть надежно закреплены и не соприкасаться с острыми кромками. Канаты пропускают через блоки, надежно прикрепленные к конструкции, способной выдержать подвешенную систему при максимальной нагрузке. Вся система должна иметь необходимый запас прочности в соответствии с требованиями ОСТ 5.9029-84.
1.6.91. Люльки, беседки, канаты к ним и их установка должны быть перед началом работы проверены руководителем работ.
1.6.92. Во время работы с люлек или беседок у закрепленных нижних концов канатов должен находиться дежурный.
1.6.93. Поднимать и опускать люльку с находящимися в ней рабочими можно только в том случае, если в конструкции люльки предусмотрен специальный механизм для ее подъема и спуска, исключающий возможность падения люльки.
1.6.94. Канаты для подъема и спуска люлек должны быть стальными. Под поднятыми люльками или беседками запрещается нахождение людей и выполнение каких-либо работ.

1.7. Цвета сигнальные и знаки безопасности

1.7.1. Цвета сигнальные и знаки безопасности, применяемые на промышленных предприятиях ММФ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76.
Цвета сигнальные и знаки безопасности, применяемые на плавсредствах и плавучих доках, должны соответствовать требованиям ОСТ 31.0013-88.
Форма и размеры знака электрического напряжения, применяемого для предупреждения об опасности поражения электрическим током, а также технические требования, предъявляемые к нему, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.027-76.
1.7.2. В сигнальные цвета должны окрашиваться поверхности конструкций, приспособлений и элементов производственного оборудования, которые могут служить источниками опасности для работающих, а также поверхности ограждений и других защитных устройств.
1.7.3. Знаки безопасности должны быть установлены в местах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, и на производственном оборудовании, которое может быть источником опасности.
1.7.4. Знаки безопасности, установленные на воротах и входных дверях помещений, означают, что зона их действия охватывает все помещение.
Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом. Если возникает необходимость ограничить зону действия знака, соответствующее указание делается в поясняющей надписи. Шрифты для поясняющих надписей и выполнение надписей должны соответствовать требованиям ГОСТ 10807-78.
1.7.5. Цвета сигнальные и знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем их фоне, находиться в поле зрения людей, для которых они предназначаются, располагаться с таким расчетом, чтобы не отвлекать внимание работающих.
1.7.6. Окраску оборудования лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности должно производить предприятие-изготовитель оборудования. Дополнительную и повторную окраску лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности на оборудование, находящееся в эксплуатации, производит предприятие, эксплуатирующее это оборудование.
1.7.7. Места и высоту расположения знаков безопасности, их число должны устанавливать руководители предприятия по согласованию с органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

1.8. Средства индивидуальной защиты

1.8.1. Средства индивидуальной защиты (по ГОСТ 12.4.011-75) от действия опасных и вредных производственных факторов должны применяться в тех случаях, когда безопасность труда не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочными решениями, средствами коллективной защиты, а также во всех других случаях, предусмотренных нормативными документами по безопасности труда.
1.8.2. Администрация предприятия должна обеспечить бесплатную выдачу рабочим и служащим средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами и сроками пользования. Обеспечение рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и пользование специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты должны проводиться в порядке, установленном Инструкцией (приложение 6).
1.8.3. Выбор средств индивидуальной защиты должен определяться характером опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать (или воздействуют) на работающих в процессе труда, а также особенностями технологических процессов, оборудования, материалов и осуществляться с учетом требований безопасности, предъявляемых к тому или иному производственному процессу, оборудованию или виду работ.
1.8.4. Средства индивидуальной защиты должны обеспечивать нормальные условия для трудовой деятельности в конкретных производственных условиях. Они должны соответствовать требованиям государственных стандартов ССБТ подсистемы 4 "Стандарты требований к средствам защиты работающих", других государственных и отраслевых стандартов, технических условий и иметь утвержденную в установленном порядке техническую документацию.
Запрещается применение средств индивидуальной защиты, на которые отсутствует утвержденная техническая документация.
1.8.5. Администрация предприятия должна централизованно организовать стирку, химчистку, дезинфекцию и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; обеспечить в соответствии с установленными сроками испытание и проверку исправности противогазов, респираторов, диэлектрической обуви, перчаток и других средств; своевременную замену фильтров, стекол и других элементов средств индивидуальной защиты с утраченными или понизившимися защитными свойствами.
Запрещается выдача и использование неисправных, загрязненных, с утраченными или понизившимися защитными свойствами средств индивидуальной защиты.
1.8.6. Рабочие и служащие, работающие в противогазах, респираторах, противошумных наушниках и других средствах индивидуальной защиты, должны пройти инструктаж по правилам пользования и способам проверки исправности средств индивидуальной защиты и овладеть навыками работы с использованием этих средств.
1.8.7. Руководители работ должны осуществлять постоянный контроль и не допускать рабочих и служащих к выполнению работ без спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, которые полагаются в соответствии с нормами, а также в неисправных, загрязненных или с просроченными сроками испытаний средствах индивидуальной защиты.
1.8.8. Дежурная специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты коллективного пользования должны выдаваться рабочим и служащим согласно Инструкции о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденной Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 24.05.83 (N 100/п-9).

1.9. Санитарно-гигиеническое и бытовое обслуживание рабочих

1.9.1. Администрация предприятия должна обеспечить здоровые и безопасные условия труда на работах, связанных с воздействием на работающих опасных и вредных производственных факторов, путем выполнения требований соответствующих государственных стандартов ССБТ, санитарных норм, строительных норм и правил.
Планирование и осуществление мероприятий по улучшению условий труда, санитарно-бытовому и медико-профилактическому обслуживанию работающих должны проводиться в соответствии с Положением о порядке заключения коллективных договоров (утвержденным Госкомтрудом СССР и Президиумом ВЦСПС 28.09.84).
1.9.2. На предприятии должны быть предусмотрены специальные помещения санитарно-бытового назначения (гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные; места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения; помещения для обогрева или охлаждения; обработки, хранения и выдачи спецодежды), здравоохранения, общественного питания, торговли и службы быта, культуры.
В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается предусматривать в дополнение к указанным другие санитарно-бытовые помещения и оборудование, санитарно-оздоровительные комплексы.
1.9.3. Состав санитарно-бытовых помещений, их размеры и санитарно-техническое оснащение должны определяться в зависимости от санитарной характеристики производственных процессов (группы производственных процессов) в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87 и РД 31.83.01-80.
Перечень профессий с отнесением их к группам производственных процессов утверждается ММФ по согласованию с Минздравом СССР и ЦК Федеративного независимого профсоюза работников водного транспорта.
1.9.4. Администрация и профсоюзная организация предприятия должны проводить систематические проверки состояния санитарно-бытовых помещений, принимать оперативные меры по устранению выявленных недостатков; изучать мнение рабочих и служащих, учитывать их замечания и предложения по оформлению интерьеров в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, эстетики; оснащению помещений требуемыми санустановками, мебелью, необходимым оборудованием; внедрению новых прогрессивных форм хранения одежды.
1.9.5. Вспомогательные здания и помещения (санитарно-бытовые, общественного питания, здравоохранения, культурного обслуживания, управлений, конструкторских бюро, для учебных занятий и общественных организаций) должны размещаться в местах с наименьшим воздействием шума, вибрации и других вредных и опасных производственных факторов.
Запрещается размещение отделов управления, конструкторских бюро и помещений для учебных занятий в подвальных и цокольных этажах.
1.9.6. В многоэтажных зданиях уборные, душевые и умывальные должны по возможности размещаться над помещениями такого же назначения.
1.9.7. На предприятиях для каждого подразделения должны быть разработаны инструкции о санитарном содержании помещений и оборудования. Эти инструкции разрабатываются совместно с местными органами здравоохранения и утверждаются главным инженером предприятия.