1.6.41. Под площадкой трапов (лестниц) или сходней, предназначенных для доступа на судно или док, должна быть натянута предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду или на твердое основание с высоты более 1,5 м. Сетка должна перекрывать лестницу или сходню в плане не менее чем на 1,5 м в каждую сторону.
1.6.42. Деревянные леса (рештования), подмости должны изготовляться из сухой древесины хвойных и лиственных пород не ниже 2-го сорта по ГОСТ 2695-83, ГОСТ 8486-66, ГОСТ 24454-80.
1.6.43. Для сборки лесов (рештований) должны применяться только металлические крепежные летали (болты, хомуты, скобы).
1.6.44. Все основные элементы лесов (рештований) должны быть рассчитаны на прочность, а леса в целом - на устойчивость.
1.6.45. Для обеспечения устойчивости стойки лесов (рештований) должны быть по всей высоте прикреплены к прочным частям конструкции ремонтируемого или строящегося судна (объекта).
1.6.46. Если крепление лесов (рештований) к строящемуся или ремонтируемому судну (объекту) невозможно, их устойчивость должна быть обеспечена иным способом (например, подкосами и растяжками). Места и способы крепления должны указываться в проекте (ГОСТ 12.2.012-75).
1.6.47. Устойчивость металлических лесов (рештований), применяемых при строительстве и ремонте судов и других работах, где крепление их невозможно, должна обеспечиваться способами, утвержденными руководителем подразделения, в ведении которого эти рештования находятся.
1.6.48. Леса (рештования) должны быть оборудованы лестницами или сходнями для подъема и спуска людей, расположенными на расстоянии не более 40 м друг от друга. Для лесов (рештований) длиной менее 40 м должны устанавливаться не менее двух лестниц или сходней. Верхний конец лестницы или сходни должен быть закреплен к поперечинам лесов. Проемы в настиле лесов (рештований) для выхода с лестниц должны быть ограждены поручнями высотой 1 м и бортиками высотой 0,15 м. Угол наклона лестниц не должен быть более 60° к горизонтальной поверхности. Уклон сходней не должен быть более 1:3.
1.6.49. Ширина настилов не должна быть менее 800 мм, а высота между ярусами лесов - менее 1,8 м.
1.6.50. Настил металлических лесов (рештований) должен быть рассчитан на прочность, а его конструкция и крепления к поперечинам не должны допускать сползания или сдвига.
1.6.51. Стойки металлических лесов (рештований) должны быть установлены в башмаки, закрепляемые к горизонтальным подкладкам. Узловые соединения металлических лесов должны исключать возможность их сдвига и перекоса.
1.6.52. Леса (рештования) всех типов должны иметь бортики (закраины) и ограждения, исключающие возможность падения людей, а также различных предметов. Высота поручней должна быть 1 м, бортиков - не менее 0,15 м. Ограждения должны иметь не менее одного промежуточного леера. Расстояние между стойками поручней должно быть не более 2 м.
1.6.53. Металлические и деревянные леса (рештования) должны быть обеспечены грозозащитными устройствами (молниеотводами), состоящими из молниеприемника, токоотвода и защитного заземления. Сопротивление заземления не должно превышать 15 Ом. Расстояние между молниеприемниками должно быть не более 20 м. Соединения всех элементов сборных металлических лесов должны обеспечивать между собой электрический контакт.
1.6.54. Настилы подвесных лесов (рештований) должны быть ограждены с наружной и торцевых сторон. Высота поручней должна быть 1 м, бортиков (закраин) - не менее 0,15 м. Расстояние между стойками поручней должно быть не более 2 м. Подвесные леса (рештования) должны быть ограждены также средним леером.
1.6.55. Сообщение между ярусами подвесных лесов (рештований) должно осуществляться по жестко закрепленным лестницам.
1.6.56. Подвесные леса (рештования) во избежание раскачивания должны быть прикреплены к прочным частям конструкции сооружения.
1.6.57. Не допускается соединение смежных секций подвесных лесов (рештований) переходными настилами, стремянками и приставными лестницами.
1.6.58. Ограждения и перила лесов (рештований) должны выдерживать сосредоточенную статическую нагрузку 700 Н (70 кгс).
1.6.59. Рабочие площадки передвижных стремянок, телескопических столов и других передвижных рештований должны быть ограждены поручнями высотой 1 м со средним леером.
1.6.60. Самоходные и передвижные рештования должны иметь надежные тормозные и стопорные устройства.
1.6.61. Между настилами лесов (рештований) и бортами ремонтируемых судов или переборками должно быть расстояние не более 25 мм. На период очистных и малярных работ это расстояние может быть увеличено до 200 мм.
1.6.62. На рештованиях должны быть вывешены таблички с указанием допускаемого количества одновременно находящихся на них людей и массы материалов. Запрещается скопление людей и укладка материалов на рештованиях в количестве, превышающем установленную допустимую нагрузку.
1.6.63. Подвешивать внутренние рештования к бимсам, карлингсам следует на специальных скобах и серьгах, предварительно проверенных на прочность. Подвешивание рештований на тросах запрещается.
1.6.64. При работе на высоте более 1,5 м леса (рештования) должны быть оборудованы перилами высотой 1 м со средним леером и бортиками высотой не менее 0,15 м.
1.6.65. Не допускается одновременная работа отдельных лиц или бригад друг над другом по одной вертикали. При необходимости выполнения таких работ должны быть устроены специальные навесы, предохраняющие работающих внизу от случайного падения предметов.
Работающие наверху и внизу должны быть предупреждены о работах, выполняемых под и над ними.
1.6.66. Щиты или доски настилов лесов (рештований), снятые при ремонте судовых конструкций, необходимо поставить на место и закрепить сразу после окончания работ.
1.6.67. Использование лесов (рештований) как опорных точек конструкций для укладки проводов и кабеля, а также закрепление к ним блоков и талей запрещается.
1.6.68. Запрещается оставлять в нерабочее время на рештованиях и подмостях инструмент, детали, промывочные, смазочные, лакокрасочные и другие материалы.
1.6.69. На судах, ремонтируемых у причала, забортные подвесные рештования устанавливают по месту на металлических кронштейнах или на консолях из профильной стали. Устройство настилов и ограждений на них должно отвечать требованиям, предъявляемым к инвентарным рештованиям.
1.6.70. Разборка инвентарных лесов (рештований) должна проводиться сверху. Опускать демонтируемые части разрешается после ограждения опасных зон и выставления наблюдающего. Запрещается сбрасывать отдельные предметы. Разбирать леса (рештования) способом обрушения запрещается.
1.6.71. При монтаже и разборке лесов (рештований) должен быть закрыт доступ к месту работы лицам, не участвующим в работе.
1.6.72. Гвозди на разбираемых лесах (рештованиях) необходимо немедленно вынуть после спуска лесов на причал, палубу судна или стапель-палубу дока.
1.6.73. При монтаже и демонтаже лесов (рештований), не имеющих сплошных настилов, работающие должны быть снабжены предохранительными поясами с прочными канатами, закрепленными на судне. Длина каната в каждый момент работы должна регулироваться так, чтобы в случае падения работающего высота падения не превышала 0,75 м.
1.6.74. Во время грозы либо при скорости ветра 12 м/с и более, а также с наступлением темноты (при отсутствии искусственного освещения) работы с лесов (рештований), их монтаж и демонтаж не допускаются.
1.6.75. Самоходные леса (рештования), смонтированные на автопогрузчиках, должны быть надежно закреплены на каретке погрузчика. Запрещается устанавливать леса на погрузчики, имеющие выдвигающиеся каретки и поворотные вилы. Способ обеспечения устойчивости лесов и допускаемые нагрузки и углы наклона рамы должны указываться в проекте. Если на погрузчике имеется сталкивающее устройство, оно должно быть снято. При работе на лесах (рештованиях) цепные леера и люки площадок должны быть закрыты. Во время маневрирования погрузчика рабочие не должны находиться на лесах. При работах на передвижных подъемных и телескопических беседках запрещается передвижение установки с людьми, если беседка не спущена на минимальную высоту.
1.6.76. На самоходных рештованиях, передвигающихся по башне дока, троллейное электропитание запрещается. Перемещать рештования следует плавно, без резких изменений направления движения.
1.6.77. Работа на самоходных рештованиях должна быть прекращена в случае:
повреждения канатов, выходящего за пределы норм допускаемого износа, схода канатов с блоков или барабанов;
нарушения правильной работы тормозов;
появления ненормальных шумов в механизмах;
деформации или разрыва отдельных стержней металлоконструкций рештований;
произвольного срабатывания системы защиты;
неисправности конечных выключателей механизмов;
перегрева электродвигателей и аппаратуры;
скорости ветра 12 м/с и более.
1.6.78. При устройстве подмостей на козлах доски должны быть уложены в виде сплошного настила, прочно скреплены между собой и с козлами, не иметь выступающих концов; подмости должны иметь леерные ограждения и трапы, оборудованные в соответствии с требованиями пп. 1.6.33 и 1.6.52 настоящих Правил.
1.6.79. Применение подмостей на козлах не допускается при высоте последних более 3,5 м.
1.6.80. Для отдельных видов работ при невозможности или нецелесообразности применения других видов лесов разрешается применять леса-люльки (платформы) и устройства для подъема людей краном (люльки, навешиваемой на один крюк крана).
Конструкция люлек и их эксплуатация должны соответствовать требованиям ОСТ 5.9029-84 "Леса для постройки и ремонта судов. Общие технические условия".