3.119. Поперечные профили для детального проектирования земляного полотна и водоотводных сооружений снимают в характерных точках трассы новой железной и автомобильной дороги или по оси существующего железнодорожного пути или действующей автомобильной дороги.
При инженерно-геодезических изысканиях новых железных и автомобильных дорог к характерным точкам трассы относят:
пикеты;
переломы рельефа земле и продольном направлении по оси трассы и вблизи от нее (в полосе съемки);
пересечения водотоков;
пересечения трассой существующих дорог, ЛЭП, ЛС, магистральных трубопроводов и других коммуникаций.
При инженерно-геодезических изысканиях вторых путей и расширении (реконструкции) действующих железных и автомобильных дорог, станций и разъездов к характерным точкам существующего железнодорожного пути относят:
пикеты (по существующему пикетажу);
переходы из насыпи в выемку (нулевые места);
переломы профиля земли в продольном направлении;
наибольшие и наименьшие высоты насыпей и глубины выемок;
изменения ширины земляного полотна (как правило, на раздельных пунктах);
оси труб, мостов, путепроводов, эстакад и др.;
оси переездов (очертание земляного полотна в других сечениях устанавливают при съемке переезда).
Дополнительные поперечные профили следует назначать по указанию главного инженера (автора) проекта.
3.120. Съемка поперечных профилей должна производиться в обе стороны от трассы или оси существующего железнодорожного пути.
Если поперечные профили используют для составления инженерно-топографических планов или дополнения тахеометрической съемки, их длина должна соответствовать заданной ширине съемки.
Если поперечные профили используют для проектирования земляного полотна, водоотводных сооружений, а также временной автомобильной дороги, проектируемой вблизи земляного полотна, их концы должны находиться не ближе 5 м от границ проектируемого сооружения, но не ближе 20 м от подошвы проектируемых насыпи или бровки выемки со стороны проектируемого второго пути.
3.121. При съемке существующего земляного полотна все поперечные профили должны начинаться на оси пути и заканчиваться на границе, указанной в программе изысканий. На каждом профиле должны быть зафиксированы следующие элементы существующего пути и прилегающей местности:
головка рельса (ГР);
бровка балластной призмы (ББ);
подошва балластной призмы (ПБ);
бровка земляного полотна (БЗ);
переломы крутизны откосов;
для насыпи: подошва насыпи, бровка бермы или резерва, подошва резерва, дно резерва в двух точках и все характерные точки местности;
для выемки: дно кювета в двух точках, бровка кювета (БК) на уровне бровки земляного полотна, бровки выемки (БВ), далее положение банкета, кавальера, водоотводных канав и все характерные точки местности.
На поперечных профилях должны быть зафиксированы пересечения с продольными линиями электропередачи, связи, с подземными коммуникациями и надземными сооружениями, а также границы территорий и угодий.
При съемке существующей автомобильной дороги должны быть зафиксированы также:
середина проезжей части;
границы покрытия и укрепленной обочины.
3.122. При съемке железнодорожных станций на поперечных профилях кроме того должны быть зафиксированы:
положение осей станционных путей;
лотки, канавы, платформы, искусственные сооружения;
видимые при съемке подземные коммуникации.
3.123. Съемку поперечных профилей на новых линиях и перегонах следует выполнять методами, указанными в табл.8.
3.124. При составлении поперечных профилей на перегонах по материалам аэрофотосъемки в закрытой местности и на затененных участках, по осям водопропускных труб и тальвегам логов, устоям мостов, откосам насыпей и выемок заросших растительностью, поперечные профили следует снимать наземными методами.
В логах длина поперечного профиля должна быть не менее 60 м с верховой стороны и 40 м с низовой.
Полученные профили можно использовать также и для корректировки инженерно-топографических планов, составленных на стереофотограмметрических приборах.
3.125. Съемку поперечных профилей в пределах верхнего строения пути и верхней части (бровок) земляного полотна следует выполнять наземными геодезическими методами, как правило, с помощью нивелира и мерной ленты (рулетки) или электрооптическими и электронными тахометрами.
3.126. Поперечные профили разбивают:
на новых железных и автомобильных дорогах перпендикулярно трассе, вынесенной на местность;
на перегонах существующих железных дорог перпендикулярно оси пути;
на железнодорожных станциях, состоящих из одного парка, перпендикулярно основным путям парка.
Таблица 8
┌────┬──────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ N │ Условия местности, на │ Рекомендуемый метод съемки поперечных │
│п.п.│ которой снимается │ профилей │
│ │ поперечный профиль │ │
├────┼──────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│ 1 │Горная местность, крутые│ │
│ │скальные косогоры: │ │
│ │ │ │
│ │обнаженные и покрытые│Наземная стереофотограмметрическая│
│ │редкой растительностью │съемка (в том числе короткобазисная)│
│ │ │или крупномашстабная аэрофотосъемка с│
│ │ │последующим получением поперечных│
│ │ │профилей на стереофотограмметрических│
│ │ │приборах │
│ │ │ │
│ │покрытые густой│То же, в безлистный период,│
│ │растительностью │тахеометрическая съемка с соблюдением│
│ │ │техники безопасности │
│ │ │ │
│ 2 │Глубокие выемки или│ │
│ │высокие насыпи, склоны│ │
│ │подходящей к ним│ │
│ │местности, не покрытые│ │
│ │растительностью (травяной│ │
│ │покров высотой не более│ │
│ │0,3 м), Н, м: │ │
│ │ │ │
│ │более 10 │То же │
│ │ │ │
│ │менее 10 │Аэрофототопографическая съемка,│
│ │ │наземная тахеометрическая съемка (с│
│ │ │одной станции несколько поперечных│
│ │ │профилей), наземная короткобазисная│
│ │ │стереофототопографическая съемка │
│ │ │ │
│ 3 │Насыпи и выемки с│Тахеометрическая съемка, при рабочих│
│ │откосами, покрытыми│отметках менее 3 м - геометрическое│
│ │высокой травой, склоны│нивелирование │
│ │местности, подходящей к│ │
│ │откосам, - кустарником и│ │
│ │лесом │ │
│ │ │ │
│ 4 │Болотистая местность,│Тригонометрическое или геометрическое│
│ │высота насыпей│нивелирование одновременно с│
│ │незначительна │зондированием болот │
│ │ │ │
│ 5 │Больные места земляного│Тахеометрическая съемка, геометрическое│
│ │полотна │нивелирование │
└────┴──────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘
На железнодорожных станциях, имеющих несколько парков, положение поперечников устанавливают в программе изысканий.
Разбивку поперечных профилей выполняют эккером (при длине профиля в одну сторону до 40 м) или теодолитом.
При съемке поперечных профилей на перегонах и станциях их сторонность следует устанавливать, как правило, по ходу километража.
Створы поперечных профилей фиксируют белой масляной краской на шейке рельса.
3.127. Для работ по съемке поперечных профилей наземными методами рекомендуется использовать электрооптические и электронные тахеометры или светодальномеры, установленные как насадка на колонки теодолита. При их отсутствии следует использовать внутрибазные тахеометры.