Допускается измерение расстояний с помощью нитяного дальномера нивелира или редукционного тахеометра, но при обязательном условии установки нивелира или тахеометра по оси поперечного профиля, а также использования реек с уровнем.
Тахеометры для съемки поперечных профилей от оси пути до бровки земляного полотна на насыпи или дна кювета в выемке допускается применять только при удалении прибора от оси пути не более 20 м и при условии отсчета расстояний по рейке по двум нитям и измерении угла наклона при двух кругах с ошибкой не более 30". Угол наклона не должен превышать 20°. Рейка должна устанавливаться по уровню.
3.128. Абсолютное значение высот точек поперечного профиля получают от головки рельса.
3.129. При съемке поперечных профилей на железнодорожных станциях должны быть пронивелированы головки всех пересекаемых путей, элементы балластной призмы, бровки и подошвы земляного полотна, дно кювета, канав или лотков, верх платформ, а также полы крупных зданий (пассажирских, депо и т.п.) и характерные точки рельефа.
На кривых участках пути, при расположении платформы с внешней стороны, нивелируют оба рельса одного пути. На кривых участках главных путей и ветвей нивелируется внутренний рельс.
При длине поперечного профиля более 100 м в одну сторону или в случае, если на поперечном профиле требуется более 2 стоянок нивелира, должно быть выполнено замыкание нивелирных ходов.
Нивелирование следует производить с применением укороченных реек со штангой или выносных реек.
При нивелировании головок рельсов отсчеты должны быть сняты по двум сторонам реек.
3.130. Если в программе изысканий предусмотрено создание ЦММ, съемку по поперечным профилям на железнодорожных станциях и перегонах не производят.
Съемка плана железных дорог
3.131. Пикетаж по оси пути вместе с элементами железнодорожных кривых составляет план железной дороги, который является основой для проектирования строительства вторых путей и расширения (реконструкции) железнодорожных станций.
Съемку плана главных подъездных путей и ветвей, а также станционных тракционных и прочих путей следует производить в границах, установленных программой изысканий.
Пикетаж
3.132. При производстве инженерно-геодезических изысканий на существующих железных дорогах пикетаж разбивают по оси главного пути на всем протяжении, включая разъезды и станции.
3.133. Перед разбивкой пикетажа по ТРА станции устанавливают положение главного пути, а по эксплуатационному профилю дороги - пикетажное значение оси пассажирского здания.
Пикетаж должен быть привязан к оси пассажирского здания. При отсутствии на эксплуатационном профиле дороги пикетажного значения оси пассажирского здания его устанавливают по пикетажным значениям ближайших искусственных сооружений или километровых столбов.
3.134. Разбивку пикетажа следует выполнять стальной мерной 20-метровой лентой, 30- или 50-метровыми рулетками. Отклонение ленты (рулетки) от оси пути не должно превышать 10 см.
Контрольный промер длин линий (при отсутствии магистрального хода) следует производить между осями искусственных сооружений, при этом расхождение между двумя измерениями не должно превышать 1/2000.
Поправки в длины линий за температуру и компарирование должны вводиться в соответствии с требованиями СНиП 1.02.07-87.
3.135. Пикетаж нумеруют в соответствии с пикетажом эксплуатационного продольного профиля. Соответствие вновь разбиваемого пикетажа с существующим сверяют по пикетажным значениям осей искусственных сооружений на эксплуатационном профиле.
Расхождения, образующиеся при разбивке нового пикетажа, могут устраняться введением неправильного (резаного) пикета, который должен размещаться на прямых участках перед искусственными сооружениями и раздельными пунктами, но не ближе 500 м от входной стрелки.
3.136. При разбивке пикетажа в пикетажной книжке фиксируют основные путевые знаки и сооружения, расположенные в пределах земляного полотна, а также элементы ситуации, расположенные в пределах полосы съемки, предусмотренной программой изысканий.
В пикетажной книжке должны быть показаны:
оси искусственных сооружений, а также передние и задние грани кордонных камней с указанием типа сооружений и их отверстий (по непосредственным измерениям);
пересечения дорог с описанием их назначения, характеристики и технического состояния переездов;
пересечения линий электропередачи и связи (углы пересечения измеряют: теодолитом, если топографическая съемка не производится, при аэрофототопографической съемке - в процессе выполнения стереофотограмметрических работ, при наземной топографической съемке - по топографическому плану);
пересечения выявленных подземных коммуникаций;
километровые столбы, указатели переломов профиля с подписями на них, указатели начала и конца кривых и основные путевые знаки;
изолирующие стыки и границы укладки шпал различного типа, границы плетей бесстыкового пути;
геодезические пункты и реперы с их описанием и указанием пикета и плюса, расстояния от оси пути, организации, которая их установила, и даты установки (если они известны);
светофоры, семафоры, предупредительные диски, видимые противодеформационные сооружения и др.;
при наличии живой снеговой защиты или пескозащиты - длина, ширина, высота, расстояние от оси пути, название насаждений, возраст;
при других видах защиты - их описание, размеры;
водоотводы с указанием их состояния;
оси пассажирских зданий, остановочных пунктов и всех линейно-путевых зданий;
ширина, начало и конец низких и высоких платформ, их материал и состояние;
положение начала остряков стрелочных переводов на главных и станционных путях, мерки крестовины, типы и сторонность стрелочных переводов;
положение столбов контактной сети и мачт станционного освещения;
положение всех сооружений и элементов ситуации в заданной полосе.
3.137. Если второй путь проектируют на раздельном земляном полотне, пикетаж следует вести раздельно по существующему пути и по трассе обхода с последующей увязкой.
3.138. На кривых пикетаж является продолжением пикетажа на прямых, но фиксируется метками на шейке рельса через 20 или 10 м в зависимости от радиуса кривой. Эти метки должны начинаться не менее чем за 50 м до видимого начала и после конца кривой.
3.139. Пикетаж следует закреплять белой масляной краской на внутренней стороне левого по ходу километража рельса. Закреплению подлежат все пикеты и плюсы на осях искусственных сооружений и других характерных местах.
На криволинейных участках пути с поворотом вправо подписи на внутренний рельс не переносят, но при нивелировании рейка должна ставиться на внутренний рельс.
3.140. При использовании электрооптических и электроннных тахеометров или светодальномеров разбивка пикетажа может быть заменена координированием точек на оси пути методом полярных координат с точек магистрального (базисного) хода.
3.141. Стоянки прибора при прокладке светодальномерного хода должны выбираться с учетом удобства и безопасности измерений и закрепления точки. При этом должна быть обеспечена прямая видимость смежных точек светодальномерного хода и оси пути.
Стоянки прибора должны быть привязаны к оси пути и элементам ситуации.
3.142. При аэрофототопографической съемке перегона те точки светодальномерного хода, которые надежно опознаются на аэрофотоснимках, следует использовать как точки планово-высотного обоснования аэрофотосъемки.
3.143. Точки светодальномерного хода, которые располагаются вдоль земляного полотна, закрепляются так же, как точки съемочного обоснования (см. п.3.18).
Точки хода, располагаемые на постоянных сооружениях, должны закрепляться крестообразными насечками, кернением или масляной краской так, чтобы обеспечить их длительную сохранность.
3.144. Светодальномерный ход следует прокладывать по трехштативной системе с измерениями расстояний, горизонтальных и вертикальных углов в соответствии с требованиями пп. 3.12, 3.13, 3.25.