4.42. Отведенные для устройства насыпей грунтовые карьеры и резервы должны быть заблаговременно подготовлены к разработке в неблагоприятные сезоны года: обеспечены водоотводом, подъездными дорогами (с максимальным использованием существующей дорожной сети), а при разработке в зимнее время утеплены вспашкой, снегозадержанием или искусственными теплоизоляционными материалами.
4.43. До начала устройства земляного полотна с отведенной площади должен быть снят плодородный слой почвы. Использование почвы в насыпи не допускается.
Толщина снятого слоя, а также места его складирования устанавливаются по соответствующим данным проекта, согласованным с землепользователями и землеустроительными органами.
Складирование почвенного грунта из снятого слоя, как правило, следует производить в штабеля, размещаемые на границе полосы отвода с удобным подъездом. При наличии выемки штабель почвенного грунта размещают на расстоянии от бровки откоса, равном глубине выемки или превышающем ее.
Почвенный грунт из штабеля используется для рекультивации грунтовых выработок и мест с нарушенной поверхностью, а также для укрепления откосов насыпей и выемок. Оставшийся объем почвенного грунта передается землевладельцу для использования в агротехнических целях.
Снятие дерново-почвенного слоя следует предусматривать в составе комплекса земляных работ непосредственно перед отсыпкой насыпи или разработкой выемки.
4.44. Земляное полотно должно возводиться, как правило, без разрывов. Разрывы в земляном полотне по длине трассы допускаются на участках строительства больших и средних мостов.
Сосредоточенные земляные работы, специальные работы по закреплению основания земляного полотна, а также строительство малых мостов и труб, как правило, должны быть закончены до подхода отряда, выполняющего линейные земляные работы.
Допускается строительство водопропускных труб в поперечных траншеях, отрытых в отсыпанной и уплотненной насыпи. Заполнение пазух грунта при этом следует проводить с послойным уплотнением до плотности не менее требуемой для основного массива насыпи.
4.45. Земляное полотно следует возводить с опережением (заделом) последующих работ, объем которых определяется проектом организации строительства из условия непрерывности и равномерности устройства дорожных одежд.
На участках задела должны быть выполнены следующие работы: земляное полотно должно быть возведено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована; обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.
4.46. На время технологического перерыва между окончанием возведения земляного полотна и устройством дорожной одежды на участке задела допускается устраивать временную дорожную одежду и открывать временное движение с установленными по эксплуатационным условиям ограничениями скорости и нагрузки. Время технологического перерыва не включают в общую продолжительность строительства объекта.
После окончания технологического перерыва перед укладкой монолитных слоев дорожной одежды необходимо выполнить доуплотнение поверхности нижележащего слоя до требуемой плотности и провести профилировку.
4.47. Насыпи следует сооружать послойно с выравниванием и уплотнением каждого слоя. Плотность грунта перед укладкой слоев дорожной одежды должна быть не менее величин, приведенных в табл. 4.4. Толщина слоев в зависимости от вида грунта и применяемых уплотняющих машин ориентировочно назначается по табл. 4.10 и уточняется по данным пробного уплотнения, исходя из достижения требуемой плотности на всю толщину слоя при использовании данного вида уплотняющих средств.
4.48. В процессе уплотнения грунт должен иметь влажность, близкую к оптимальной, определенной ГОСТ 22733-77. Допускаемые отклонения в долях от оптимальной влажности приведены в табл. 4.3.
При влажности, близкой к нижней границе, необходимое уплотнение грунта достигается увеличением числа проходов или массы катка.
Просушивание грунта повышенной влажности в сухую теплую погоду может осуществляться естественным путем с рыхлением и перемешиванием верхнего слоя. Улучшение свойств грунта достигается введением сухого дисперсного грунта или иных инертных материалов (зола, торфяная пыль и т.п.). Увеличение прочности грунта повышенной влажности обеспечивается введением активных добавок: извести, цемента, зол уноса и т.п. Активные добавки применяются также для улучшения свойств основания земляного полотна.
Таблица 4.10
Вид уплотняющей машины | Толщина, см, слоя грунта | ||||||
песка, супеси легкой | суглинка, глины | крупнообломочного, мерзлого (комья) | |||||
при коэффициенте уплотнения | |||||||
0,95 | 0,98- 1,0 | 0,95 | 0,98- 1,0 | 0,95 | 0,98- 1,0 | ||
Каток на пневматических шинах массой 20-30 т (ДУ-29, ДУ-39А, ДУ-16В, ДУ-55) | 14 ----- 40 | 18 ----- 30 | 16 ----- 35 | 20 ----- 20 | 16 ----- 20 | 20 ----- 15 | |
Каток на пневматических шинах массой 15-16 т (ДУ-37Б) | 16 ----- 25 | 20 ----- 20 | 20 ----- 20 | 22 ----- 15 | - | - | |
Каток кулачковый массой 16-20 т, решетчатый (ДУ-57, ДУ-52) | 8 ----- 40 | 12 ----- 30 | 8 ----- 35 | 12 ----- 20 | 6 ----- 40 | 8 ----- 30 | |
Каток кулачковый массой 8 т (ДУ-26) | 6 ----- 30 | 9 ----- 20 | 8 ----- 30 | 12 ----- 20 | 6 ----- 20 | - | |
Каток вибрационный массой 4-8 т | 4 ----- 75 | 6 ----- 40 | - | - | 4 ----- 60 | 6 ----- 40 | |
Каток вибрационный массой 12-16 т (ДУ-52) | 6 ----- 100 | 8 ----- 60 | - | - | 6 ----- 80 | 8 ----- 60 | |
Трамбовочная плита массой 5,5 т, высота падения 5-7 м | 3 ----- 160 | 6 ----- 120 | 3 ----- 120 | 6 ----- 90 | 4 ----- 120 | 8 ----- 90 | |
Автомобили-самосвалы массой 10-15 т (КамАЗ, МАЗ и др.) | 15 ----- 20 | 20 ----- 20 | 20 ----- 20 | - | - | - | |
Скрепер с вместимостью ковша 9-15 ![]() | 16 ----- 25 | 20 ----- 20 | 18 ----- 20 | 22 ----- 20 | 20 ----- 20 | - | |
Скрепер с вместимостью ковша 7-8 ![]() | 16 ----- 25 | 20 ----- 20 | 16 ----- 20 | 20 ----- 20 | - | - |
Примечания: 1. Над чертой указано число проходов катка по одному следу, под чертой - толщина уплотняемого слоя.
2. Показатели для катков приведены с полной загрузкой балластом и полным давлением в шинах.
3. Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует начинать более легкими катками или с уменьшенным давлением в шинах (2-3 прохода).
4. Для уплотнения мерзлых грунтов применяются решетчатые катки.
4.49. Для обеспечения требуемого уплотнения в насыпях топливных золошлаковых смесей их влажность не должна быть выше 1,1 оптимальной.
4.50. При наличии признаков просадочности грунт в основании земляного полотна следует уплотнять при влажности не менее оптимальной (при необходимости с заливкой водой) трамбованием с последующей укаткой тяжелыми катками.
4.51. Уплотнение грунта в основании выемок, а также в нулевых местах и под низкими насыпями следует выполнять непосредственно перед устройством дорожной одежды. Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, на которую он может быть уплотнен имеющимися средствами, то лишний слой грунта снимают, перемещают на другую захватку или во временный кавальер и уплотняют нижний слой, затем удаленный грунт возвращают на уплотненный слой, выравнивают его и уплотняют.
4.52. Отсыпку насыпи следует вести на всю ширину проектного сечения с учетом требуемого заложения откосов. Не допускается разделение очередности работ по ширине поперечника (последующая досыпка краевых частей, уположение откосов подсыпкой и т.п.).
Разрабатывать выемки следует также на всю ширину проектного сечения послойно или забойным способом. Откосам следует придавать проектную крутизну в процессе разработки выемки.
При разработке выемок в недренирующих грунтах должен быть постоянно обеспечен водоотвод, для чего используются нагорные и отводные канавы, защитные валы и т.п.
Разработка выемок, а также водоотводных сооружений должна выполняться, как правило, с низовой стороны.
4.53. При увеличении ширины земляного полотна (при реконструкции дороги) грунт старой насыпи следует распределять в общий слой на всю ширину нового поперечника с выравниванием и уплотнением до требуемой плотности.
Материалы слоев старой дорожной одежды, если проектом не предусмотрено использование их в основании новой одежды, должны быть удалены и складированы для повторного применения.
4.54. Подсыпку грунта на обочины и его уплотнение производят, как правило, одновременно с планировкой и укреплением откосов в составе отделочных работ после укладки основных слоев дорожной одежды.
5. Дорожные одежды
5.1. Проектирование дорожных одежд включает выбор:
типа дорожной одежды (капитального, облегченного, переходного);
вида покрытия (цементобетонное, асфальтобетонное, щебеночное и т.п.) и его конструкции (количество и материалы слоев, наличие шероховатых и защитных слоев и слоев износа);
конструкции основания (количество и материалы слоев) и необходимости устройства дополнительного слоя (морозозащитный, теплоизолирующий, дренирующий и др.);
мероприятий по снижению влажности подстилающего грунта.
5.2. Область применения различных типов дорожных одежд и основных видов покрытия определяется следующими факторами:
сроком службы дорожной одежды до капитального ремонта;
категорией дороги;
обеспеченностью района строительства дороги материалами;
санитарно-гигиеническими требованиями;
стадийностью строительства;
стабильностью земляного полотна;
особенностями состава транспортного потока (наличие машин на гусеничном ходу и др.).
5.3. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения приведены в табл. 1.1 и 5.1.
Таблица 5.1
Основные виды покрытий, применяемых в дорожных одеждах типа | Категория дороги | ||
капитального | облегченного | переходного | |
Цементобетонные монолитные. | Не применяются | Не применяются | III |
Железобетонные сборные. | |||
Асфальтобетонные | |||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные. | Не применяются | IV |
Железобетонные сборные. | Дегтебетонные. | ||
Асфальтобетонные | Из щебня и гравия, обработанных вяжущими | ||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные, | Не применяются | I-c |
Железобетонные сборные. | Дегтебетонные | ||
Асфальтобетонные | |||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные. | Щебеночные и гравийные. Из местных каменных материалов, обработанных вяжущими* | II-с |
Железобетонные сборные. | Дегтебетонные. | ||
Асфальтобетонные | Из щебня, гравия и песка, обработанных органическими вяжущими |