ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ. ПТБ-88 (УТВ. КОЛЛЕГИЕЙ ГУГК СССР 09.02.1989 N 2/21) стр. 29

6.5.14. Бензо-электроагрегаты должны надежно закрепляться на деревянных или металлических основаниях, прибитых или приваренных к палубе судна. Канистры с бензином должны храниться на палубе отдельно от бензоагрегатов укрытыми брезентом с учетом правил пожарной безопасности.
6.5.15. Регулировочные работы, которые необходимо осуществлять с включенной аппаратурой, разрешается выполнять только с помощью изолированного инструмента, используя при этом индивидуальные средства защиты (диэлектрические перчатки, коврики и т.п.).
6.5.16. Над установленной станцией РГС на палубе должно сооружаться укрытие из фанеры, брезента, натянутого на прочный каркас. Операторский участок палубы покрывается диэлектрическим ковриком.
6.5.17. Производство ремонтных работ: замена ламп, транзисторов, деталей, снятие и соединение блоков и т.д., должно выполняться при включенной и обесточенной аппаратуре. Запрещается производить ремонт на мокрых стендах или палубе.

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ В РАЙОНАХ АРКТИКИ

7.1. Подготовка и организация работ
7.1.1. Все виды топографо-геодезических работ в районах Арктики должны производиться в строгом соответствии с техническими предписаниями, настоящими Правилами и инструкциями по технике безопасности при выполнении океанографических работ с помощью самолетов.
7.1.2. Общая подготовка к полевым работам, а также защита организационно-технических проектов по готовности полевых подразделений должна проводиться согласно указаниям, изложенным в разделе 1 настоящих Правил.
7.1.3. Выбор места для организации станций (лагеря) на льду, высадка личного состава партии (бригады), а также выгрузка снаряжения и оборудования должны осуществляться под руководством начальника партии в присутствии руководителя бригады (исполнителя).
7.1.4. Все площадки для работы на льду, организация временного или постоянного лагеря, а также другие объекты должны размещаться на одном ледяном поле.
7.1.5. Перемещение станции (лагеря) в период дрейфа льда, а также в случае разлома ледяного покрова, сжатия льда и других причин должно проводиться под руководством начальника партии или руководителя бригады.
7.1.6. Продовольственные запасы, горюче-смазочные материалы, баллоны с газом и т.п. должны складироваться на территории лагеря и его окрестностях в нескольких местах.
В местах складирования должны устанавливаться вехи на случай заноса их снегом.
7.1.7. Полевым подразделениям, работающим на льдинах, вне расположения базы партии, должны выдаваться дополнительно:
комплект радиостанции с питанием, медикаментами, специальный набор продуктов и топлива в количестве, обеспечивающем потребность не менее чем на 7 суток. Все это должно находиться на нартах около служебной палатки.
7.1.8. Запрещается в одиночку и без оружия отходить на большое расстояние от палаток.
7.2. Работа со льда с применением
авиационного транспорта
7.2.1. К полетам, связанным с выполнением авиадесантных гравиметрических съемок и работ по эксплуатации аппаратуры, задействованной в единой энергетической сети самолета, допускаются работники экспедиций, прошедшие курс по специальной программе подготовки бортоператоров.
7.2.2. Все члены бригады и экипажа, вылетающие в рейс для производства работ на льду, должны обеспечиваться теплой спецодеждой (костюм арктический, унты, рукавицы, шапки) независимо от температуры воздуха в момент вылета.
7.2.3. При подготовке к полетам экспедиционного самолета (вертолета) должно обращаться особое внимание подбору аварийного снаряжения, в число которого должны входить: аварийная радиостанция, теплая палатка, средства обогрева палатки и приготовление пищи, спальные мешки, оружие, шанцевый инструмент (лопаты, топор, пешни и т.п.).
7.2.4. Аварийное снаряжение в самолете (вертолете) должно располагаться так, чтобы его можно было легко и быстро выгрузить из самолета при вынужденных посадках.
7.2.5. Аварийное снаряжение должно находиться в непосредственной близости от выходной двери (люка) самолета и к нему должен быть свободный доступ.
7.2.6. Во время полета в заданный район руководитель бригады совместно с операторами должны постоянно наблюдать за состоянием ледяного покрова по маршруту.
Особое внимание должно обращаться на льдины, пригодные для посадки самолета, и фиксирование времени полета от места их положения.
Данные об отмеченных на маршруте льдин, пригодных для вынужденных посадок самолета, при возможно ограниченном времени сразу же должны сообщаться штурману самолета для нанесения их на полетную карту.
7.2.7. За 10 - 15 мин. до подхода к заданной точке (району), в пределах допустимой точности счисления, необходимо приступать экипажу к поиску и подбору пригодной для посадки самолета льдины (ВПП).
Наиболее целесообразно искать взлетно-посадочную полосу в районе зимних (декабрь - январь) подвижных льдов, где могут находиться разводья, покрытые льдом достаточной толщины.
7.2.8. Обследование взлетно-посадочной полосы с воздуха должно проводиться только экипажем самолета при руководстве их командира.
7.2.9. Перед посадкой самолета на лед руководитель бригады вместе с 2-ым пилотом должны проверить состояние и готовность к выбросу из самолета аварийного снаряжения и только после этого ими дается согласие на выполнение посадки.
7.2.10. При посадке, как только самолет прекращает пробежку, работники бригады должны проводить контрольный замер толщины льда с помощью ледового бура (контрольная толщина 50 см).
Самолет во время контрольных замеров должен рулить по кругу либо стоять с невыключенными моторами.
7.2.11. В случаях затрудненного разворота самолета из-за недостаточной ширины ВПП или значительной скорости ветра разворот самолета должен проводиться вручную членами экипажа совместно с работниками бригады под руководством командира самолета.
7.2.12. Во всех случаях самолет должен ставиться так, чтобы прямо с места стоянки можно было выполнить полет.
7.3. Поведение работников на льду
при производстве работ
7.3.1. Старшим на льду является командир самолета, который принимает решения, касающиеся взлетно-посадочной полосы, сроков пребывания на льду, места стоянки самолета, времени остановки двигателей, а также при аварийных ситуациях. Все указания командира самолета, касающиеся выполнения комплекса работ по оборудованию ВПП, стоянки самолета и т.п., должны выполняться экипажем и работниками бригад прежде всего.
После подготовки ВПП работники бригады могут выполнять намеченный комплекс геодезических работ.
7.3.2. После посадки самолета руководитель бригады должен выполнить определение местоположения самолета и координаты передать по радиосвязи на базу партии.
7.3.3. В случае, если при посадке, рулежке и других обстоятельствах самолет провалится в воду, личный состав полевого подразделения совместно с экипажем в аварийном порядке должны покинуть самолет, предварительно обеспечив выброс на лед аварийного снаряжения.
7.3.4. Посещение зависшего при проваливании самолета (зависает на плоскостях) под лед, с целью снятия ценного снаряжения и оборудования, запрещается.
7.3.5. Работники полевого подразделения, а также личный состав экипажа должны немедленно покинуть льдину, на которой провалился самолет.
Для организации временного лагеря необходимо выбирать паковое поле.

8. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

8.1. Авиационный транспорт
8.1.1. Полеты на самолетах и вертолетах должны выполняться с соблюдением требований наставлений по проведению полетов в Гражданской авиации СССР, руководств, инструкций и указаний, регламентирующих летную работу и определяющих условия конкретного выполнения полетов приданными самолетами и вертолетами.
8.1.2. Рабочее время и время отдыха экипажей самолетов и вертолетов, выделяемых для топографо-геодезических работ, должны устанавливаться в соответствии с "Положением о рабочем времени и времени отдыха летно-подъемного и инженерно-технического состава ГА".
8.1.3. Материальную ответственность за последствия летных и нелетных происшествий, имеющих место на арендованных топографо- геодезическими организациями самолетах и вертолетах, если они являются следствием вины работников Гражданской авиации, несет администрация Гражданской авиации в соответствии с действующим законодательством.
8.1.4. Все условия относительно порядка использования на топографо-геодезических работах самолетов и вертолетов, оборудования и аппаратуры, обеспечения охраны труда должны определяться специальными планами (условиями), являющимися неотъемлемой частью договора на авиационное обслуживание.
8.1.5. Установка аэросъемочной, радиолокационной и другой аппаратуры и оборудования на самолетах и вертолетах должна проводиться персоналом Гражданской авиации под руководством бортоператора и в присутствии операторов (работников) топографо- геодезического подразделения.