Ведомственные строительные нормы ВСН 014-89"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды"(утв. приказом Миннефтегазстроя от 3 мая 1989 г. N 103) стр. 12

9.38. Рекультивацию карьеров производят в следующем порядке:
срезка грунтов на участках, загрязненных горюче-смазочными материалами;
снятие растительного покрова и перемещение его в отвалы на участки за пределы территории, затронутой планировкой;
планировка откосов и территории карьера бульдозером;
перемещение слоя растительности из временного отвала и распределение его на поверхности рекультивируемых участков и откосов;
нанесение заготовленной торфо-грунтовой смеси на оставшиеся участки;
посадка быстрорастущих видов трав или посадка кустарников.
9.39. Уклоны откосов карьера в северных районах определяют в зависимости от целей дальнейшего рационального использования территории карьера и мерзлотно-грунтовых условий:
для рекреакции на льдистых участках - 1:20;
для создания сельхозугодий - 1:20;
для прохода и выпаса хавогных # - 1:10;
для создания водоема - 1:5 - 1:10.
9.40. Рекультивацию на территории временных поселков производят в приведенной последовательности:
уборка строительного мусора и вывоз бытовых отходов для утилизации или захоронения;
выдергивание металлических и срезка бетонных свай до уровня грунта;
планировка территории поселка;
планировка откосов насыпей до уклонов 1:10 - 1:20;
покрытие территории торфо-грунтовой смесью;
биологическая рекультивация (посадка трав).

10. Мероприятия по охране природы при сооружении объектов нефтяной и газовой промышленности для добычи и транспортировки продуктов, содержащих токсические вещества

10.1. Категорически запрещается закрепление перевеиваемых песков сырой нефтью, содержащей сероводородные соединения.
10.2. Для уменьшения коррозии, создающий условия для разрыва трубопровода и аварийного выброса содержащей сероводород нефти следует:
применять надземную прокладку трубопровода при прохождении солончаков;
предотвращать застаивание влаги, увеличение увлажненности грунтов в солянковых и полынно-солянковых пустынях путем заглубления трубопровода, послестроительной планировки, строительства водопропускных объектов на руслах пересыхающих водотоков.
10.3. Вблизи населенных пунктов, дорог, временных и постоянных водотоков необходимо создать изолированную от гидрографической сети систему котлованов-приемников, обеспечивающих сбор сероводородной нефти при аварийных выбросах; широко применять способ прокладки трубопровода "труба в трубе".
10.4. Необходимо проводить обваловку трубопроводов на участках возможного попадания нефти в сеть местных временных и постоянных водотоков.
10.5. Необходимо организовать службу сбора, вывозки и захоронения загрязненных вод, грунтов нефтью, содержащей сероводород, из зоны распространения нагонных явлений с Каспийского моря. Для этого:
при невозможности откачки нефти или загрязненных вод и вывозки их в автоцистернах производить обваловку бульдозерами участков разлива нефти;
производить погрузку загрязненного грунта ковшовыми экскаваторами и вывозить автотранспортом в места захоронения;
в качестве мест захоронения должны быть выбраны солончаковые впадины, не связанные с грунтовыми водами и лишенные стока.
10.6. При сооружении дамбы, препятствующей распространению нагонных явлений в глубь побережья на Тенгизском месторождении, для предотвращения катастрофических последствий аварийного вторжения моря через дамбу, сбор и вывоз загрязненных грунтов и вод за пределы зоны нагонных явлений должен осуществляться так же, как и при отсутствии дамбы.

11. Управление охраной природы и послепроектный экологический анализ

11.1. С целью оценки техногенного воздействия намечаемого строительства нефтегазовых объектов на окружающую среду заказчик производит комплексную социально-экономико-экологическую оценку предполагаемого воздействия сооружения на состояние природной среды на весь период строительства и эксплуатации объекта по альтернативным вариантам.
11.2. Проектная организация (заказчик) несет ответственность за научную обоснованность и достоверность в проектных решениях прогнозной оценки воздействия нефтегазовых объектов на окружающую среду.
11.3. Строительная организация (подрядчик) обязана обеспечить полное и безусловное выполнение проектных решений по охране окружающей среды и несет ответственность за невыполнение проектных решений или отступление от них.
11.4. Для определения экологической обоснованности намеченных проектных решений органами Госкомприроды СССР проводится экологическая экспертиза, предшествующая началу строительства нефтегазовых объектов.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Госкомприродой СССР.
11.5. Строительная организация осуществляет постоянный экологический контроль за выполнением технологических операций и соблюдением природоохранных требований, предусмотренных проектно-сметной документацией.
Контроль за правильностью выполнения природоохранных мероприятий возлагается на территориальные инспекции по качеству строительства и службу охраны окружающей среды министерства, осуществляющего подрядную деятельность.
Затраты на содержание службы, занятой технологическим контролем выполнения природоохранных мероприятий, предусматриваются в смете сооружаемого объекта.
11.6. Для проведения работ по технической и биологической рекультивации территорий, нарушенных при строительстве, строительные организации создают специализированные строительные подразделения по выполнению природоохранных работ.
11.7. Для контроля качества природной среды заказчик создает службу мониторинга, в задачи которой входят:
сбор уточненных данных о состоянии природной среды и тенденциях ее изменения;
контроль за выполнением проектных решений при строительстве;
оперативный контроль за возникавшими неблагоприятными природными процессами (оползни, эрозия и т.п.) и другими крупными нарушениями природной среды;
долговременный контроль за постепенно накапливавшимися загрязнениями природной среды;
прогнозирование возможных изменений природной среды.
11.8. Основными документами, которыми должна руководствоваться служба мониторинга (контроля) природной среды, являются:
проект объекта с пояснительной запиской;
проект производства работ;