Ведомственные строительные нормы ВСН 52-89"Указания по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд"(утв. Минавтодором РСФСР 10 марта 1989 г. N НА-16/117) стр. 8

Гравийное, не│ + │ + │ - │ + │ +
обработанное │ │ │ │ │
вяжущим │ │ │ │ │
─────────────────┼──────┼─────────┼──────────┼─────────────┼─────────────
Щебеночное, не│ - │ + │ - │ + │ +
обработанное │ │ │ │ │
вяжущим, │ │ │ │ │
булыжная │ │ │ │ │
мостовая, │ │ │ │ │
мостовая из│ │ │ │ │
брусчатки и│ │ │ │ │
мозаики │ │ │ │ │
─────────────────┼──────┼─────────┼──────────┼─────────────┼─────────────
Цементогрунтовое│ - │ - │ + │ + │ +
с поверхностной│ │ │ │ │
обработкой и без│ │ │ │ │
нее │ │ │ │ │
─────────────────┼──────┼─────────┼──────────┼─────────────┼─────────────
Из гравийных и│ - │ - │ - │ + │ +
щебеночных │ │ │ │ │
смесей, │ │ │ │ │
обработанных │ │ │ │ │
органическим │ │ │ │ │
вяжущим, │ │ │ │ │
асфальтобетон │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
Если толщина нижнего слоя, не содержащего органическое вяжущее, меньше предусмотренного в табл.5.1, то этот слой должен быть заменен за счет утолщения вышележащего слоя, содержащего органическое вяжущее.
В случае применения в нижнем слое усиления грунта, гравия или щебня, укрепленных неорганическими вяжущими (цементом и др.), во избежание появления большого количества трещин на покрытии, построенном с использованием органического вяжущего, оно должно иметь толщину не менее 12 см. Если при этом по расчету толщина верхних слоев меньше 12 см, то материал, укрепленный неорганическим вяжущим, необходимо заменить материалом верхних слоев путем их соответствующего утолщения.
Материалы, не обработанные вяжущим, можно укладывать в нижнюю часть слоев усиления только в том случае, если под ними расположены слои из водопроницаемого материала (гравия, щебня). В противном случае в этих слоях, оказавшихся между водонепроницаемыми материалами, произойдет влагонакопление, что ускорит их разрушение при промерзании и потерю прочности в расчетный период. Исключение может составить V дорожно-климатическая зона при соответствующей проверке на опытных участках.

5.2. Ограничение движения автомобилей на дорогах в период наибольшего ослабления дорожных конструкций

5.2.1. Ограничение движения транспортных средств всегда требуется на участках автомобильных дорог с недостаточной прочностью дорожной одежды () в случаях: когда по технико-экономическим соображениям устройство слоев усиления не является эффективным мероприятием или когда не имеется возможностей для усиления конструкций в год проведения полевых испытаний.
5.2.2. Движение ограничивается из условия обеспечения работоспособности конструкции в пределах расчетного срока службы дорожной одежды или до планируемого начала производства работ по ее усилению. В данных случаях движение следует ограничивать ежегодно в период наибольшего ослабления дорожной конструкции.
5.2.3. Допустимую интенсивность движения расчетных нагрузок в первый год после проведения полевых испытаний рассчитывают по следующей формуле (для наиболее вероятного закона роста интенсивности движения):
, (5.2)
где - коэффициент, зависящий от типа существующей дорожной одежды (для капитальных одежд = 8,34; для облегченных = 6,77; для переходных - = 5,84);
- интенсивность движения расчетных автомобилей на последний год эксплуатации дорожной конструкции с требуемым модулем упругости , авт./сут;
q - показатель роста интенсивности движения на дороге, определяемый в соответствии с прил.9;
t - время до планируемого начала работ по усилению дорожной одежды или время в пределах оставшегося периода эксплуатации дорожной одежды до ремонта (см. формулу 4.9).
Формула (5.2) справедлива при q > 1 и значениях:
.
При меньших значениях необходимо немедленное усиление конструкций или полное закрытие движения на дороге.
Для определения используют формулы (4.1) и (4.2), принимая:
; ; (5.3)
= 15 лет, 10 лет и 8 лет соответственно для капитальных, облегченных и переходных дорожных одежд.
5.2.4. Допустимая интенсивность движения сопоставляется с фактической интенсивностью расчетного движения в рассматриваемый год после полевых испытаний. Принимая во внимание точность назначения контрольных точек и точность приведения нагрузок при различных состояниях дорожных конструкций, изменение фактической, приведенной к расчетным нагрузкам интенсивности движения учитывается в соответствии с формулой
, (5.4)
где - фактическая приведенная интенсивность движения на полосу в рассматриваемый год после полевых испытаний;
- рассматриваемый год. Принимает значения от 1 (первый год после полевых испытаний) до t (см. формулу 5.2).
Величину рассчитывают по формуле (3.5).
5.2.5. Допустимую интенсивность движения расчетной нагрузки в любой год эксплуатации после проведения полевых испытаний определяют по формуле: