Автомобиль________________МАЗ-500
┌─────────────────┬──────────┬───────────┬────────┬─────────────────────┐
│ Место │ Дата │Отсчеты по │Прогиб, │ Примечание │
│ расположения │испытаний │индикатору │ l_i, мм│ │
│контрольной точки│ и время ├─────┬─────┤ │ │
│ (км+м) │ суток │ i_0 │ i │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┼─────────────────────┤
│ │28.03.87 │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┼─────────────────────┤
│ Точка N 1│8.27 │ 284 │ 301 │ 0,34 │Состояние погоды, │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤температура воздуха, │
│111 + 000 │ │ │ │ │состояние обочин, │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤откосов, резервов и │
│ Точка N 2│8.34 │ 225 │ 251 │ 0,52 │т.п. │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│114 + 840 │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│ Точка N 3│8.46 │ 273 │ 289 │ 0,32 │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│118 + 000 │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│ Точка N 1│15.18 │ 199 │ 220 │ 0,42 │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│111 + 000 │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│ Точка N 2│15.26 │ 239 │ 271 │ 0,64 │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│114 + 840 │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│ │29.03.87 │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│ Точка N 1│8.20 │ 239 │ 260 │ 0,42 │ │
├─────────────────┼──────────┼─────┼─────┼────────┤ │
│111 + 000 │ │ │ │ │ │
└─────────────────┴──────────┴─────┴─────┴────────┴─────────────────────┘
7. Продвигают автомобиль вперед на расстояние не менее 5 м.
8. Дожидаются пока отсчет по индикатору i после съезда автомобиля с точки измерения в течение 10 с не будет изменяться более чем на 0,005 мм и записывают его в журнал измерений.
9. Удвоенная разница отсчетов по индикатору до съезда автомобиля с точки и после съезда будет соответствовать прогибу покрытия в этой точке l:
. (1)
Закончив измерение прогиба на одной точке, переходят к другой. При переезде с одной контрольной точки на другую прибор можно не переводить в транспортное положение. Следует только снять индикатор и осторожно погрузить прибор в кузов автомобиля либо подвесить его на кронштейны сбоку автомобиля.
2. Передвижная лаборатория модели КП-502 МП для оценки несущей способности автомобильных дорог
Передвижная лаборатория модели КП-502 МП (рис.2) состоит из комплекта приборов и оборудования для испытания дорожных одежд методами статического и кратковременного нагружения (установка динамического нагружения УДН-НК, длиннобазовый прогибомер модели КП-204, прибор для измерения расстояния КП-203, переносные гидравлические весы модели КП-205 и др.).
Установку динамического нагружения УДН-НК (навесную с гибким штампом) монтируют сзади кузова автомобиля (см. рис.2). Особенность ее - передача усилия от падающего груза массой 250 кг через сдвоенные авиационные пневматические колеса, обеспечивающие площадь отпечатка и удельную нагрузку на покрытие эквивалентные отпечатку и нагрузке расчетного автомобиля группы А. Для подъема груза используют электродвигатель мощностью 1 кВт. Регистрацию прогибов осуществляют сейсмоприемником СВ-20. Измерительный датчик смонтирован на специальной тележке и находится между скатами пневматика. Аппаратура для сбора и первичной обработки данных испытаний расположена в кабине водителя. Нагружение дорожной одежды проводят с остановкой лаборатории в каждой точке испытания. Максимальная производительность УДН - до 8 км/ч при 20 испытаниях на 1 км.
В процессе испытаний и при переездах от точки к точке сдвоенные пневматики находятся в контакте с дорожным покрытием. При длительных переездах установку приподнимают в транспортное положение.
Пневматические колеса, играющие роль амортизатора, требуют периодической тарировки - тарировать нужно одновременно оба ската, чтобы осреднить некоторые их деформативные различия в условиях достаточно близких к условиям нагружения на дороге, где усилие также действует сразу на два ската. Покрышки скатов должны находиться в хорошем состоянии и иметь неизношенный протектор (рис.3). Останавливают скаты на гидравлическом прессе (1, 2, 4, 9) с максимальным усилием не менее 100 кН. Скаты закрепляют в специальной обойме (6), разместив их на том же расстоянии один от другого, как и в установке для испытаний. Обойма должна позволять поворачивать колесо (7) относительно его оси, но иметь стопорную чеку (10). Перед началом тарировки давление воздуха в камерах каждого ската должно быть доведено до 0,55 МПа, что соответствует давлению в камерах расчетного автомобиля. В этом случае давление от колес на испытываемую поверхность дороги с учетом жесткости шины составляет примерно 0,6 МПа. Колесо застопоряют тормозящей чекой, чтобы избежать выкатывания его под нагрузкой, и связывают легкой цепью (8) с направляющей пресса. Измеряют расстояния между верхом обоймы и струбцинами (3) и (5) с точностью до 0,1 мм. Включают пресс и плавно сжимают скаты нарастающим усилием до 60 - 65 кН. Поддерживая прессом устойчивую нагрузку, измеряют расстояния от верха обоймы до струбцин. Повторяют нагружение и измерение и . Определяют среднее значение . Вычисляют показатель жесткости пневмоколеса :
, (2)
где М - масса падающего груза УДН-НК, кг;
g - ускорение свободного падения (g = 9,81), ;
- усилие сжатия пневмоколеса, при котором измеряли , Н.
Величину динамического усилия , развиваемого установкой динамического нагружения, определяют по формуле:
, (3)
где - коэффициент потерь энергии ();
Н - высота сбрасывания груза (обычно ~ 1 м), м.
Приложение 3
Состав и оснащение бригады, проводящей полевые испытания. Основные правила техники безопасности
В расчетный период года при проведении испытаний методом статического нагружения колесом автомобиля рекомендована бригада в составе четырех человек.
Одна бригада (при средней продолжительности работ около месяца и восьмичасовом рабочем дне) способна испытать 50 - 60 км дороги.
При проведении линейных испытаний руководитель бригады устанавливает прогибомер на точке измерения и берет отсчеты по индикатору, второй член бригады ведет записи в журнале испытаний, третий переставляет заборчики ограждения с дорожными знаками и регулирует движение в зоне производства работ, четвертый отмеряет расстояние до последующей точки испытаний.
При проведении испытаний на контрольных точках отпадает необходимость в измерении расстояний, поэтому четвертый член бригады отвечает за погрузку и выгрузку прогибомера и заборчиков ограждения в местах измерений. Второй член бригады, кроме ведения записей в журнале испытаний, отвечает за установку колеса автомобиля строго на контрольную точку (в пределах прямоугольника, отмеченного краской на покрытии). Обязанности остальных членов бригады не меняются. Дополнительно в состав бригады включают пятого человека для отрывки и засыпки шурфов, взятия проб грунта и взвешивания их. Испытание дорожных конструкций на контрольных точках в расчетный период года производят через день с 14.00 до 17.00. Остальное время бригада может проводить линейные испытания.
Перечень оборудования, приборов и инвентаря для оснащения бригады:
Груженый автомобиль для создания нагрузки на
дорожную одежду 1 шт.
Легкий автомобиль для членов бригады (не требуется
при использовании лаборатории КП-502МП) 1 шт.
Прогибомер рычажный 2 шт.
Индикатор часового типа (цена деления 0,01 мм) 3 шт.
Прибор для измерения расстояний модели КП-203 или
мерная лента и др. 1 шт.
Ртутный термометр с пределами от -20°С до +50°С 2 шт.
Переносные гидравлические весы модели КП-205 1 шт.
Переносные заборчики и ограждения 2 шт.
Дорожные знаки:
Сужение дороги 1 шт.
Ремонтные работы 1 шт.
Направление объезда препятствия 1 шт.
Милицейский жезл 1 шт.
Краска, миллиметровая бумага, журналы работ, По потреб-
рулетка, бюксы ности
Вопрос о количестве бригад решается в каждом конкретном случае в зависимости от предстоящего объема работ. Например, можно предположить следующую методику расчета.
Количество бригад , выполняющих испытание одежды на контрольных точках, рассчитывают по формуле:
, (1)
где L - длина обследуемого участка дороги, км;
- время, затрачиваемое на испытание одной контрольной точки с учетом взятия проб грунта и взвешивания их, ч;