- средняя скорость движения автомобиля при переездах от одной контрольной точки к другой, км/ч;
l* - среднее расстояние между контрольными точками в пределах рассматриваемого участка дороги длиной L, км;
- время испытания всех контрольных точек на рассматриваемом участке дороги, ч (рекомендуется принимать не более 2 ч).
Количество бригад, проводящих линейные испытания дорожной одежды , определяют по формуле:
, (2)
где - продолжительность расчетного периода, дни;
- длина полосы проезжей части, обследуемой одной контрольной бригадой за день, км/день (как правило, = 2 км/день);
- длина полосы проезжей части, обследуемой в день одной линейной бригадой, км/день (в среднем в зависимости от погодных условий, интенсивности движения транспорта, состояния покрытия, квалификации членов бригады = 5-6 км/день).
В случае, если линейные испытания проводят методом кратковременного нагружения с использованием установки динамического нагружения УДН-НК, входящей в комплект передвижной дорожной лаборатории модели КП-502 МП, то длина полосы проезжей части, обследуемой за один восьмичасовой рабочий день, может достигать в среднем - 24 км/день при проведении испытаний через 50 м.
Расчет бригад по формулам (1) и (2) проводят подбором в следующей последовательности: задаются длиной участка L; определяют среднее расстояние между контрольными точками l*; по формуле (1) вычисляют количество бригад . В случае получения дробного числа расчет повторяют при новой длине L.
По формуле (2) определяют количество линейных бригад . В случае получения дробного числа расчет по формулам (1) и (2) повторяют при новой длине L.
При проведении испытаний в нерасчетный период года методом статического нагружения колесом автомобиля рекомендуемый состав бригады составляет шесть человек. Бригада выполняет как линейные испытания, так и испытания на контрольных точках. Четыре члена бригады выполняют работы по испытанию дорожных конструкций так же, как в расчетный период года. Два других выполняют отрывку и засыпку шурфов, берут пробы грунта и взвешивают их, контролируют температуру покрытия. За один восьмичасовой день бригада может обследовать 4 км дороги.
Все работы необходимо согласовать с дорожными организациями, обслуживающими намеченные к обследованию участки дороги, а также с организациями, отвечающими за безопасность движения на дороге.
В целях безопасности передвижная лаборатория КП-502 МП должна быть оборудована проблесковым маячком желтого цвета и при необходимости дополнительным световым табло ВНИМАНИЕ. Сзади автомобильной установки должен быть укреплен предписывающий дорожный знак "Направление объезда препятствия и предупреждающий знак "Прочие опасности". Последний размещают впереди лаборатории при проведении работ на двухполосных и других дорогах без разделительной полосы, включая при этом фары ближнего света. При осуществлении испытаний на контрольных точках или линейных испытаний методом нагружения колесом автомобиля в зоне производства измерений необходимо устанавливать переносные ограждения с укрепленными на них дорожными знаками (рис.1).
Личный состав бригады и водитель автомобиля, под колесом которого измеряют прогиб, должны быть проинструктированы руководителем испытаний. В процессе испытаний водитель обязан выполнять только сигналы руководителя бригады. Устанавливать прогибомер под колесом автомобиля можно только тогда, когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и автомобиль поставлен на тормоза.
Приложение 4
Особенности построения графика прогиб - время
Построение графика прогиб - время (рис.1) следует выполнять в дискретном масштабе (по оси прогибов) исходя из точности повторных измерений прогибов на контрольных точках +-5%. При этом следует иметь в виду, что с уменьшением абсолютной величины прогиба точность измерений становится соизмеримой и даже выше точности использованного в испытаниях измерительного прибора. Учитывая это, в зоне малых осадок сетку дискретного масштаба более правильно выбирать, ориентируясь на точность использованного прогибомера.
Например, при использовании длиннобазового прогибомера модели КП-204 рекомендуется выбирать дискретный масштаб в соответствии с табл.1.
Таблица 1
───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────
Конструкция │Дискретный ряд прогибов (величина прогибов, мм)
прогибомера │
├────────────────────────┬────────────────────────
│ зона I │ зона II
───────────────────────┼────────────────────────┼────────────────────────
Длиннобазовый модели │ 0,00 0,02 0,04 0,06 │ 0,24 0,27 0,30 0,33
КП-204 │ │
│ │
│ 0,08 0,10 0,12 0,14 │ 0,36 0,40 0,44 0,48
│ │
│ 0,16 0,18 0,20 0,22 │ 0,53 0,58 0,64 0,70
│ │
│ │ 0,77 0,85 0,93 1,02
│ │
│ │ 1,12 1,23 1,35 1,49
│ │
│ │ 1,64 1,80 1,98 2,18
│ │
│ │ 2,40 2,64 2,80 3,08
│ │
│ │ 3,39 3,73
│ │
Примечание. Точность длиннобазового прогибомера мм.
Построение графика прогиб - время следует осуществлять в следующей последовательности.
Прежде всего масштаб графиков выбирают из такого расчета, чтобы в их пределах могли уместиться все наблюдаемые значения прогибов на контрольных точках. При этом на ось абсцисс наносят непрерывный масштаб времени в сутках и часах (удобно наносить границы суток).
Через точки оси ординат, соответствующие дискретному ряду прогибов (см. табл.1), проводят горизонтальные сплошные линии дискретного масштаба.
Из середины полученных отрезков на оси ординат проводят дополнительные штрих-пунктирные линии, ограничивающие зону влияния значений дискретного масштаба.
Затем наносят на график результаты измерения прогибов на контрольных точках, пользуясь непрерывным масштабом по оси ординат (рис.1, а). Последовательно соединяют полученные точки пунктирными линиями и получают фактическую закономерность изменения обратимого прогиба во времени.
Полученную закономерность преобразуют, принимая во внимание, что в пределах зоны влияния дискретного масштаба изменение прогибов не существенно. Для этого из точки пересечения штрих-пунктирной линии с фактической закономерностью проводят вертикаль до пересечения с соседними линиями дискретного масштаба (рис.1, б).