Положение Банка России от 5 ноября 2015 г. N 502-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением ими деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельности стр. 7

допускается капитализация косвенных затрат, если затраты привели к заключению или возобновлению договора, и если представляется возможным определить, какая часть затрат была понесена на заключение или возобновление договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора об обязательном пенсионном страховании. Капитализация прочих косвенных затрат не допускается.
14.4. Методы оценки величины отложенных аквизиционных расходов должны обеспечивать единообразный учет доходов и расходов, признаваемых в бухгалтерском учете фонда организации по договору негосударственного пенсионного обеспечения или договору об обязательном пенсионном страховании и должны быть определены в учетной политике фонда. При этом для оценки отложенных аквизиционных расходов рекомендуется применять предположения, аналогичные тем, которые используются для оценки обязательств по соответствующим договорам, тем самым обеспечивая эквивалентность доходов и расходов, признаваемых по договорам.
Отложенные аквизиционные расходы списываются на расходы фонда в течение срока действия договора об обязательном пенсионном страховании или договора негосударственного пенсионного обеспечения.
В случае неопределенности срока действия договоров негосударственного пенсионного обеспечения фонду необходимо применить профессиональное суждение, основанное, в том числе, на статистических данных сроков действия аналогичных договоров фонда для оценки периода признания доходов по таким договорам, и списывать отложенные аквизиционные расходы на расходы фонда в течение данного срока, чтобы обеспечить единообразный учет доходов и расходов.
14.5. Признание отложенных аквизиционных расходов прекращается по состоянию на наиболее раннюю из дат: дату прекращения соответствующего договора негосударственного пенсионного обеспечения или договора об обязательном пенсионном страховании или дату назначения пенсии (то есть дату наступления пенсионных оснований, определенную в порядке, установленном Федеральным законом о страховых пенсиях) или в порядке, установленном пунктом 17.6 настоящего Положения. При этом сумма отложенных аквизиционных расходов по данному договору списывается в состав расходов.

Глава 15. Порядок учета подлежащего распределению на средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений результата размещения пенсионных резервов и результата инвестирования пенсионных накоплений

15.1. На основании соответствующего решения фонд должен провести распределение положительного (отрицательного) результата размещения пенсионных резервов, результата инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период на средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Распределение результата размещения пенсионных резервов, результата инвестирования средств пенсионных накоплений на индивидуальные счета участников и застрахованных лиц, солидарные счета вкладчиков и другие средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений производится соответствующим органом управления фонда. Распределение положительного (отрицательного) результата размещения пенсионных резервов, инвестирования средств пенсионных накоплений за отчетный период подлежит отражению в отчетности за период, в котором получен результат размещения пенсионных резервов, результат инвестирования средств пенсионных накоплений и в том случае, если решение уполномоченного органа принято после отчетной даты.
15.2. В случае если фонд после даты выпуска бухгалтерской (финансовой) отчетности обнаружил ошибку, в соответствии с МСФО (IAS) 8 фонд должен ретроспективно корректировать существенные ошибки предыдущих периодов в первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной к выпуску, после их обнаружения посредством:
пересчета сравнительных данных за представленные предыдущие периоды, в которых была допущена ошибка; или
пересчета начального сальдо активов, обязательств и капитала за самый ранний из представленных периодов, если ошибка была допущена до самого раннего из представленных периодов.

Глава 16. Порядок учета взносов в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов"

16.1. Фонд осуществляет расчет гарантийных взносов для перечисления в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" в порядке, установленном Федеральным законом о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений. На сумму расчета гарантийных взносов фонд осуществляет бухгалтерские записи для начисления расходов и обязательств.
16.2. Источниками начисления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для фонда являются:
положительный результат инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах пенсионных накоплений;
при недостаточности или отсутствии положительного результата от инвестирования в отчетном году - собственные средства, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах собственных средств;
при недостаточности или отсутствии источников, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, - средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного фонда, в таком случае бухгалтерские записи осуществляются на аналитических счетах пенсионных накоплений.

Раздел VI. Проведение проверки адекватности обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения

Глава 17. Порядок проведения проверки адекватности обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договора негосударственного пенсионного обеспечения

17.1. Фонд должен на конец каждого отчетного периода оценивать, являются ли суммы сформированных пенсионных резервов и пенсионных накоплений за вычетом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании или договорам негосударственного пенсионного обеспечения, созданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не отвечающих требованиям, предъявляемым к обязательствам, установленным настоящим Положением, адекватными, используя текущие расчетные оценки будущих поступлений и выплат денежных средств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании. Для этого фонд проводит проверку адекватности обязательств.
17.2. Проверка адекватности обязательств проводится фондом в отношении действующих на отчетную дату договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров негосударственного пенсионного обеспечения, классифицированных как страховые договоры и инвестиционные договоры с НВПДВ.
17.3. Проверка адекватности обязательств проводится фондом в отдельности по каждому из договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, действующих на отчетную дату.
17.4. В рамках проведения проверки адекватности обязательств фондом производится расчет приведенной стоимости всех будущих поступлений и выплат денежных средств, предусмотренных договором, включая:
будущие поступления в виде взносов и распределения фондом результатов размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
будущие выплаты пенсий, выкупных сумм, а также выплаты наследникам и правопреемникам;
сопутствующие поступления и выплаты денежных средств, таких как прямые расходы фонда по обслуживанию договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании;
поступления и выплаты денежных средств, возникающие по встроенным опционам, гарантиям и НВПДВ.
17.5. При проведении проверки адекватности обязательств:
полученная сумма обязательств должна отражать наилучшую расчетную оценку затрат, необходимых на конец отчетного периода для урегулирования существующего обязательства. Наилучшая расчетная оценка затрат, необходимых для урегулирования существующего обязательства, представляет собой сумму, которую фонду рационально затратить для погашения обязательства на конец отчетного периода или для передачи его третьему лицу в указанное время. Такая оценка, как правило, осуществляется на базе общепризнанных актуарных методов (в том числе, на базе методов, основанных на дисконтировании будущих денежных поступлений и выплат) и актуарных допущений, отражающих наиболее вероятное развитие событий в будущем, с учетом всей информации, доступной на дату проведения оценки;
формирование гипотез развития неопределенности и расчетная оценка ожидаемых финансовых последствий проводятся исходя из суждения руководства фонда, основанного на опыте осуществления аналогичных операций (статистике), и заключения независимых экспертов (актуариев). Рассматриваемые свидетельства должны включать любые дополнительные свидетельства, появившиеся благодаря событиям, имевшим место после окончания отчетного периода, но до даты выпуска бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда. При проведении проверки адекватности обязательств учитываются события после отчетной даты.
17.6. Если полученная в результате проведения проверки адекватности обязательств сумма будет больше балансовой величины сформированных пенсионных резервов и пенсионных накоплений по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения за вычетом пенсионных резервов и пенсионных накоплений, указанных в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Положения, и связанных с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами негосударственного пенсионного обеспечения отложенных затрат на приобретение и нематериальных активов, признанных в результате приобретения портфелей договоров об обязательном пенсионном страховании или договоров негосударственного пенсионного обеспечения, то на сумму разницы следует в первую очередь списать отложенные аквизиционные расходы (если формируются) и нематериальные активы, непосредственно связанные с договорами, в отношении которых проводилась проверка адекватности обязательств, далее оставшуюся сумму разницы следует признать в полном объеме в составе убытка. Если полученная в результате проведения проверки адекватности обязательств сумма окажется меньше балансовой величины пенсионных резервов и пенсионных накоплений по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании за вычетом пенсионных резервов и пенсионных накоплений, указанных в пунктах 8.2, 8.3 настоящего Положения, связанных с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами негосударственного пенсионного обеспечения отложенных затрат на приобретение и нематериальных активов, то корректировка сумм пенсионных резервов либо, соответственно, пенсионных накоплений не производится, а величина обязательств будет равна балансовой величине пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
17.7. Допускается агрегация результатов проведения проверки адекватности обязательств и сравнение агрегированной величины с балансовой стоимостью обязательств по группе договоров, в случае если фонд имеет право использовать средства по одному из договоров группы для выполнения своих обязательств по другому договору группы. В случае назначения застрахованному лицу пожизненной выплаты накопительной пенсии его пенсионные накопления передаются в выплатной резерв и, при этом, могут быть использованы для выполнения фондом своих обязательств не только перед данным застрахованным лицом, но и перед другими застрахованными лицами, которым уже была назначена пожизненная выплата накопительной пенсии.
17.8. Методология проведения проверки адекватности обязательств допускает использование исключительно перспективного метода расчета приведенной стоимости денежных поступлений и выплат, который состоит в оценке разности современной стоимости предстоящих выплат и современной стоимости предстоящих поступлений в фонд по действующим по состоянию на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и об обязательном пенсионном страховании. При использовании перспективного метода предстоящие выплаты (в том числе, негосударственные пенсии, выкупные суммы, выплаты правопреемникам) и поступления (в том числе пенсионные взносы) должны учитывать ожидаемые денежные выплаты расходов, возникающие в течение срока действия договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании после отчетной даты и связанные с обслуживанием договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, действующих на отчетную дату, а также ожидаемые денежные поступления на покрытие таких выплат.
17.9. Необходимость учета предстоящих денежных выплат и ожидаемых поступлений на их покрытие следует из определения проверки адекватности обязательств, которое указывает на то, что должны учитываться все будущие поступления и выплаты денежных средств по действующим на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании, каких-либо изъятий (исключений) в отношении будущих денежных поступлений и выплат не предусматривается. Проверка адекватности обязательств без учета предстоящих денежных выплат и поступлений на их покрытие приведет к тому, что величина обязательств по действующим на отчетную дату договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам об обязательном пенсионном страховании будет представлять финансовое положение фонда недостоверно, так как не позволит формировать суждение о возможности фонда финансировать свои расходы в будущем.

Глава 18. Обременительные договоры

18.1. В целях настоящего Положения под обременительным договором понимается договор, для которого неизбежные затраты на выполнение обязательств по договору превышают ожидаемые от исполнения договора экономические выгоды.
На каждую отчетную дату фонд должен оценить не действующие на отчетную дату, но подписанные или каким-либо другим образом неизбежные для фонда договоры (договоры, которые фонд не может расторгнуть в одностороннем порядке) об обязательном пенсионном страховании или договоры негосударственного пенсионного обеспечения, на соответствие определению обременительного договора согласно МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы" (далее - МСФО (IAS) 37), введенному в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России N 160н*(5).
18.2. Примером неизбежного договора является подписанный, но не вступивший в силу на отчетную дату договор об обязательном пенсионном страховании (в том числе по причине отсутствия на отчетную дату такого договора в реестре, передаваемом фонду Пенсионным фондом Российской Федерации, или по причине отсутствия на отчетную дату взносов по такому договору), поскольку такой договор об обязательном пенсионном страховании не может быть расторгнут фондом в одностороннем порядке. При этом при проведении проверки адекватности обязательств по таким договорам необходимо учитывать требования абзаца второго пункта 17.5 настоящего Положения, согласно которому оценка обязательств проводится исходя из наиболее вероятного по оценке фонда развития событий в будущем. То есть если фонд, несмотря на неизбежность договора об обязательном пенсионном страховании, считает наиболее вероятным сценарий, по которому фонд не получит по такому договору какие-либо взносы, и, соответственно, у него не появятся обязательства осуществить выплаты, то какие-либо денежные поступления и выплаты по такому договору не учитываются при проведении проверки адекватности обязательств.
18.3. Если согласно условиям договор негосударственного пенсионного обеспечения может быть расторгнут по инициативе фонда без выплаты неустоек вкладчику или участнику, обязательства не существует, и такой договор не является неизбежным и обременительным. Другие договоры негосударственного пенсионного обеспечения могут по условиям договора устанавливать не только права, но и обязанности в отношении фонда. Договоры негосударственного пенсионного обеспечения, которые не были учтены в составе средств пенсионных резервов, являются обременительными, если договор является неизбежным (например, когда фонд не может по условиям договора отказаться от исполнения такого договора или должен по условиям договора нести штрафные санкции в результате отказа от договора) и если фонд может нести по такому договору неизбежные затраты на выполнение обязательств, которые превышают ожидаемые от исполнения договора экономические выгоды.
18.4. Договоры об обязательном пенсионном страховании или договоры негосударственного пенсионного обеспечения, которые были включены в состав средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений, не являются обременительными, поскольку в соответствии с пунктом 17.2 настоящего Положения они в обязательном порядке учитываются при проведении проверки адекватности обязательств. Кроме того, в соответствии с МСФО (IAS) 37 договоры об обязательном пенсионном страховании или договоры негосударственного пенсионного обеспечения, которые были включены в состав средств пенсионных резервов или пенсионных накоплений, подпадают под требования МСФО (IFRS) 4 и, соответственно, исключены из сферы применения МСФО (IAS) 37.
18.5. Фонд учитывает не действующие на отчетную дату, но неизбежные договоры об обязательном пенсионном страховании или договоры негосударственного пенсионного обеспечения при проведении проверки адекватности обязательств. В случае выявления в результате проведения проверки адекватности обязательств договоров, по которым неизбежные затраты на выполнение обязательств по договору превышают ожидаемые от исполнения договора экономические выгоды, фонд учитывает результаты в порядке, установленном в пункте 17.6 настоящего Положения.
18.6. В учетной политике фонда необходимо предусмотреть порядок группировки не действующих на отчетную дату, но неизбежных договоров для целей проведения проверки адекватности обязательств. Выбранный подход группировки не действующих на отчетную дату, но неизбежных договоров, необходимо использовать последовательно в различных отчетных периодах.

Глава 19. Актуарные предположения

19.1. Перечень и порядок определения предположений, на основе которых рассчитываются будущие денежные поступления и выплаты, определяются условиями действующих на отчетную дату договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров об обязательном пенсионном страховании, а также практикой работы каждого фонда.
19.2. Актуарные предположения должны представлять собой наилучшую оценку переменных, которые определяют будущие денежные поступления и выплаты. При такой оценке переменных должны учитываться не только факты и обстоятельства, которые имели место до отчетной даты, но и события после отчетной даты.
19.3. При установке актуарных предположений необходимо учитывать возможные корреляционные связи между ними.

Глава 20. Предположение о смертности (таблица смертности), о темпах индексации пенсий, о ставке дисконтирования, о доходности размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений и предположение об ожидаемых денежных выплатах расходов на обслуживание действующих на отчетную дату договоров об обязательном пенсионном страховании и договоров негосударственного пенсионного обеспечения

20.1. Таблица смертности, используемая при проведении проверки адекватности обязательств, должна соответствовать статистике смертей в фонде с учетом возможного изменения показателей смертности в будущем.
20.2. При проведении проверки адекватности обязательств необходимо учитывать не только юридические обязательства по индексации размеров негосударственных пенсий, но и обязательства по индексации, обусловленные сложившейся практикой фонда.
20.3. Ставка дисконтирования должна быть ставкой до учета налогообложения и должна отражать текущие представления рынка о временной стоимости денег и риски, характерные для данного конкретного обязательства. Ставка дисконтирования не должна учитывать риски, на которые уже была внесена поправка в расчетную оценку будущих поступлений и выплат денежных средств.
20.4. При формировании предположения о размере ставки инвестиционной доходности должны учитываться инвестиционная стратегия фонда, прогнозы развития финансового рынка и отдельных его сегментов, текущая структура инвестиционного портфеля фонда, стратегические представления фонда о структуре инвестиционного портфеля в будущем, иные документы и показатели, которые могут оказать существенное влияние на предположение о доходности размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.