ГОСТ 31385-2016 Резервуары вертикальные цилиндрические стальные для нефти и нефтепродуктов. Общие технические условия стр. 27

9.1.7 Коэффициент формы наплавленного шва (прохода) должен быть в пределах от 1,3 до 2,0.
Допускается выполнение прерывистых сварных швов за один проход в нерасчетных соединениях элементов резервуаров, не оказывающих влияния на их герметичность.
9.1.8 Временные технологические детали, привариваемые к резервуару при изготовлении элементов и монтаже и подлежащие удалению, должны быть удалены без ударного воздействия на элементы резервуара, а остатки сварных швов - зачищены заподлицо с основным металлом и проконтролированы.

9.2 Рекомендуемые способы сварки

9.2.1 Применяемые способы и технология сварки металлоконструкций резервуара должны обеспечивать:
- высокую производительность и экономическую эффективность сварочных процессов с учетом объемов выполнения сварки;
- высокий уровень однородности и сплошности металла сварных соединений с учетом конкретных условий и требуемого уровня комплекса механических свойств: прочности, пластичности, твердости, ударной вязкости и хладостойкости;
- минимальный уровень деформаций свариваемых металлоконструкций резервуара.
9.2.2 При заводском изготовлении металлоконструкций резервуара основными способами сварки являются автоматическая сварка под флюсом для листовых конструкций, механизированная сварка в углекислом газе или в смеси газов на основе аргона и механизированная сварка порошковой проволокой.
9.2.3 Рекомендуемые способы сварки для различных типов сварных соединений при сооружении резервуаров из рулонных заготовок, а также резервуаров, монтируемых полистовым методом, приведены в таблице 29 настоящего стандарта.
Таблица 29 - Рекомендуемые способы монтажной сварки резервуаров
Сварное соединение
Рекомендуемый способ сварки
1 Стыковые соединения окраек днища1.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).1.2 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).1.3 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП)
2 Соединения элементов центральной части днища2.1 Автоматическая сварка под флюсом (АФ).2.2 Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитного газа (АПГ, ААДП).2.3 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).2.4 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).2.5 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП)
3 Монтажные стыки стенки из рулонированных полотнищ3.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).3.2 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).3.3 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ)
4 Вертикальные соединения стенки полистовой сборки4.1 Автоматическая сварка с принудительным формированием шва порошковой или активированной проволокой.4.2 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП)
5 Горизонтальные соединения стенки полистовой сборки5.1 Автоматическая сварка под флюсом (АФ).5.2 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).5.3 Сварка порошковой проволокой с полупринудительным формированием шва
6 Уторные швы в сопряжении стенки и днища6.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).6.2 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).6.3 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).6.4 Автоматическая сварка под флюсом (АФ)
7 Сварные соединения каркаса крыши при укрупнении в блоки7.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).7.2 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).7.3 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).7.4 Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (РАД).7.5 Ручная дуговая сварка (РД)
8 Соединения люков, патрубков, усиливающих листов на стенке и на крыше8.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).8.2 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).8.3 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).8.4 Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (РАД).8.5 Ручная дуговая сварка (РД)
9 Сварные соединения опорных узлов в сопряжении крыши со стенкой и колец жесткости9.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).9.2 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).9.3 Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (РАД).9.4 Ручная дуговая сварка (РД)
10 Сварные соединения настила крыши10.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).10.2 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).10.3 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).10.4 Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (РАД).10.5 Ручная дуговая сварка (РД)
11 Сварные соединения понтонов или плавающих крыш11.1 Механизированная сварка в углекислом газе и его смесях (МП).11.2 Механизированная сварка порошковой проволокой (МПС, МПГ).11.3 Механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом (МАДП).11.4 Автоматическая сварка под флюсом (АФ).11.5 Автоматическая сварка проволокой сплошного сечения в среде защитного газа (АПГ; ААДП).11.6 Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом (РАД).11.7 Ручная дуговая сварка (РД)
Примечания1 Условные обозначения:- ААДП - автоматическая аргонодуговая сварка плавящимся электродом;- АПГ - автоматическая сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;- АФ - автоматическая сварка под флюсом;- МАДП - механизированная аргонодуговая сварка плавящимся электродом;- МП - механизированная сварка плавящимся электродом в среде активных газов и смесях;- МПГ - механизированная сварка порошковой проволокой в среде активных газов и смесях;- МПС - механизированная сварка самозащитной порошковой проволокой;- РАД - ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом;- РД - ручная дуговая сварка покрытыми электродами.2 Сварку в смеси углекислого газа с аргоном (до 25%) допускается рассматривать как сварку в углекислом газе (МП).3 Механизированную сварку в смеси аргона с углекислым газом (до 25%) и/или с кислородом (до 5%) допускается рассматривать как аргонодуговую сварку (МАДП).4 При сварке в защитных газах в условиях ветра рекомендуется применять технологию, обеспечивающую повышение устойчивости защитной струи газа и стойкости к порообразованию, или применять заграждения от ветра.5 Для всех типов сварных соединений возможно применение ручной дуговой сварки.6 Допускается применение иных аттестованных способов сварки.

9.3 Требования к механическим свойствам и геометрическим параметрам сварных соединений

9.3.1 Механические свойства (кроме твердости) металла угловых, нахлесточных и тавровых соединений определяют на образцах, вырезанных из стыковых сварных соединений-прототипов. Стыковые соединения-прототипы следует выполнять с использованием марок сталей, сварочных материалов и оборудования, предназначенных для сварки указанных выше типов соединений.
9.3.2 Требования к прочностным характеристикам
Металл сварных соединений должен быть равнопрочен основному металлу. Испытания следует проводить на трех образцах типа XII или XIII по ГОСТ 6996. К металлу сварного шва сопряжения стенки с днищем (уторного шва) предъявляют дополнительное требование равнопрочности с основным металлом по нормативному значению предела текучести.
9.3.3 Требования к ударной вязкости сварных соединений
Ударная вязкость при установленной температуре испытаний должна быть не менее значений, указанных в 6.2.3.
Температуру испытаний устанавливают в соответствии с требованиями 6.2.3.2.
Испытания на ударный изгиб (ударную вязкость) следует проводить для металла сварного шва и зоны термического влияния стыковых соединений элементов групп А и Б. При этом определяют ударную вязкость металла шва и зоны термического влияния (ЗТВ) на трех поперечных образцах (по шву - три образца; по ЗТВ - три образца) с острым надрезом типа IX (для толщины основного металла 11 мм и более) и типа X (для толщины основного металла менее 11 мм) по ГОСТ 6996.
9.3.4 Требования к технологическим испытаниям на изгиб сварных соединений
При испытаниях сварных соединений на статический изгиб среднеарифметическое значение угла изгиба шести поперечных образцов (тип XXVII по ГОСТ 6996) должно быть не менее 120°, а минимальное значение угла изгиба одного образца - не ниже 100°. При толщине основного металла до 12 мм включительно испытания проводят изгибом образца с корнем шва внутрь (на трех образцах) и корнем шва наружу (на трех образцах), а при толщине основного металла более 12 мм - изгибом образцов "на ребро" (на шести образцах).
9.3.5 По внешнему виду сварные швы должны соответствовать следующим требованиям:
- металл шва должен иметь плавное сопряжение с основным металлом;
- швы не должны иметь следующих дефектов: трещин любых видов и размеров, несплавлений, грубой чешуйчатости, наружных пор и цепочек пор, прожогов и свищей.
9.3.6 Значения подрезов основного металла не должны превышать значений, указанных в таблице 30.
Таблица 30 - Допускаемое значение подреза основного металла в стыковом шве
Наименование сварного соединения
Допускаемое значение подреза при классе ответственности резервуара
КС-2б
КС-2а
КС-3а, КС-3б
Вертикальные поясные швы и соединение стенки с днищем
5% толщины, но не более 0,5 мм
Не более 0,5 мм
Не более 0,3 мм
Горизонтальные соединения стенки
5% толщины, но не более 0,8 мм
5% толщины, но не более 0,6 мм
5% толщины, но не более 0,5 мм
Прочие соединения
5% толщины, но не более 0,8 мм
5% толщины, но не более 0,6 мм
5% толщины, но не более 0,6 мм
Примечание - Длина подреза не должна превышать 10% длины шва в пределах листа.
9.3.7 Выпуклость швов стыковых соединений стенки резервуара не должна превышать значений, указанных в таблице 31.
Таблица 31 - Выпуклость стыковых сварных швов стенки
Размеры в миллиметрах
Толщина листов
Максимальное значение выпуклости
Вертикальные соединения
Горизонтальные соединения
До 12 включительно
1,5
2,0
Св. 12
2,0
3,0
9.3.8 Для стыковых соединений деталей резервуара одной толщины допускается смещение свариваемых кромок относительно друг друга не более:
- для деталей толщиной не более 10 мм - 1,0 мм;
- для деталей толщиной более 10 мм - 10% толщины, но не более 3 мм.
9.3.9 Максимальные катеты угловых сварных швов не должны превышать 1,2 толщины более тонкой детали в соединении.
Для деталей толщиной 4-5 мм катет углового сварного шва должен быть равен 4 мм. Для деталей большей толщины катет углового шва должен определяться расчетом или конструктивно, но быть не менее 5 мм. Данное требование не распространяется на размер шва приварки настила легкосбрасываемой крыши к верхнему кольцевому элементу стенки.
9.3.10 Выпуклость или вогнутость углового шва не должна превышать более чем на 20% значение катета шва.
9.3.11 Допускается уменьшение катета углового шва не более чем на 1 мм. Увеличение катета углового шва допускается не более чем на:
- 1,0 мм - для катетов до 5 мм;
- 2,0 мм - для катетов свыше 5 мм.
9.3.12 Нахлесточное соединение, сваренное сплошным швом с одной стороны, допускается только для соединений днища и настила стационарной каркасной крыши; значение нахлеста должно быть не менее 60 мм для соединений полотнищ днища и не менее 30 мм - для соединений листов крыши и днища, но не менее пяти толщин наиболее тонкого листа в соединении.

9.4 Контроль качества сварных соединений

9.4.1 Контроль качества сварных соединений в процессе строительства резервуаров должен предусматривать:
- применение способов сварки, методов и объемов контроля сварных швов, адекватных уровню ответственности резервуара;
- применение оптимальных технологических сварочных процедур и материалов в соответствии с требованиями проектов КМ и ППР;
- осуществление строительного контроля и авторского надзора.
9.4.2 Применяют следующие виды контроля качества сварных соединений:
- визуально-измерительный контроль всех сварных соединений резервуара;
- контроль герметичности (непроницаемости) сварных швов;