5.2.3 При формировании системы обслуживания следует учитывать:
требования различных групп инвалидов и МГН;
наличие существующей на территории сети учреждений обслуживания;
ресурсные возможности развития сети и функционирования учреждений;
градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания (первичного, повседневного и периодического пользования);
возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;
наличие у существующих учреждений земельных участков.
5.2.4 Первое направление - организация социального обслуживания маломобильных групп населения реконструируемой территории - включает следующие задачи: 1) определение структуры и объема спроса; 2) определение структуры и типов учреждений, формы включения учреждений в комплексы, центры; 3) градостроительные задачи - размещение объектов, резервирование территорий.
Для решения первой группы задач должны быть учтены демографические и физиологические потребности МГН.
Для решения второй группы задач необходимо:
определить номенклатуру объектов обслуживания стандартного и избирательного типов;
выявить из числа существующих объектов обслуживания на реконструируемой территории те, которые будут приспособлены для доступа инвалидов методом перепрофилирования существующих зданий или встраивания и пристраивания.
Для решения третьей группы задач (по размещению) необходим анализ доступности существующих объектов и предложения по новому строительству. В тех случаях когда в зоне сложившейся застройки возникает необходимость в строительстве новых жилых или общественных зданий, проектные решения таких зданий и прилегающей к ним территории должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области строительства с соблюдением условий доступности их для инвалидов.
5.2.5 Кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность МГН к самообслуживанию. Группы городских МГН по способности к самообслуживанию принимают по таблице 1.
Таблица 1 - Классификация МГН по степени самообслуживания
Индекс | Характеристика МГН по степени самообслуживания | Всего, % к итогу |
пс | Способные к полному самообслуживанию | 55 |
чс | Способные к частичному самообслуживанию | 37 |
нс | Не способные к самообслуживанию(из них - на постельном режиме) | 8 (1,8) |
5.2.6 Маломобильные группы населения по семейному статусу разделяют на две основные группы:
одинокие - МГН, не имеющие родственников или отдельно проживающие;
"семейные" - МГН, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку.
Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно СП 141.13330 можно считать 70% МГН в городских поселениях.
5.2.7 Предлагается принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100%-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50%-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50%-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц.
С учетом перечисленных выше условий численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100%-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1 тыс. МГН, приведена в таблице 2. При этом базовую обеспеченность социальным обслуживанием следует принимать не менее 20%.
Таблица 2 - Доля МГН в городских поселениях, обеспечиваемая социальным обслуживанием (базовая и полная обеспеченность)
Базовая обеспеченность | Полная обеспеченность | ||
% охвата | чел. | % охвата | чел. |
20 | 140 | 100 | 700 |
5.2.8 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения МГН учреждениями социального обслуживания. При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100%-ную обеспеченность.
5.2.9 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1 тыс. МГН. Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений МГН, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
5.2.10 Для расчета учреждений социального обслуживания МГН требуются следующие исходные материалы:
удельный вес МГН от численности населения для принятия решения о соотношении надомных и дневных нестационарных форм обслуживания (представляют органы статистики);
группировка МГН по способности самообслуживания и семейному статусу для определения приоритетов форм обслуживания (органы здравоохранения и соцзащиты);
сведения о МГН, проживающих на прилегающих (к расчетной) территориях для обеспечения полноты расчета учреждений (органы архитектуры и статистики);
перечень и перспективы сохранения и использования существующих учреждений, состав оказываемых ими услуг и штатные расписания для установления эффективности сети учреждений социального обслуживания (органы соцзащиты);
территориальная дислокация учреждений социального обслуживания, удаленность от жилых комплексов, от остановок общественного транспорта и улично-дорожной сети для соблюдения их доступности (органы соцзащиты и архитектуры);
величина доходов МГН для установления соотношения платных и бесплатных услуг (органы экономики);
объемы ежегодных вводов учреждений за последние пять лет для принятия тактики обеспечения МГН учреждениями социального обслуживания (органы бюджетной политики).
5.2.11 Вне зависимости от типов реконструируемой городской застройки применяется последовательно два метода расчета сети учреждений социального обслуживания.
метод сетевого расчета - определение полной (расчетной) вместимости учреждений;
метод пообъектного расчета - определение полного перечня и размещение учреждений.
5.2.12 При сетевом расчете определяется потребность по следующим видам обслуживания:
социально-бытовое и социально-медицинское;
медико-социальное обслуживание (на базе системы здравоохранения);
социально-реабилитационное (включая абилитацию), оздоровительное и досуговое;
социально-консультативное;
специальное жилище;
специализированное (для лиц без определенного места жительства).
После расчета сети целесообразно сгруппировать часть учреждений в:
1) геронтологические, гериатрические, социально-оздоровительные центры на базе стационарных учреждений;
2) центры территориального (дневного) социального обслуживания МГН и комплексные центры (обслуживание всех нуждающихся в социальной поддержке слоев населения) на базе нестационарных учреждений;
3) другие здания и центры с учетом СП 118.13330 и СП 141.13330.
5.2.13 Для городских районов различной величины число центров социального обслуживания составляет:
малые районы (до 50 тыс. чел.) 1-3