СП 140.13330.2012 Городская среда Правила проектирования для маломобильных групп населения стр. 2

для инвалидов с нарушениями зрения и слуха с использованием информационных сигнальных устройств и средств связи, доступных для инвалидов (согласно ГОСТ Р 51671).
4.5 Основу доступной для инвалидов среды жизнедеятельности должен составлять безбарьерный каркас территории реконструируемой застройки, обеспечивающий создание инвалидам условий для самостоятельного осуществления основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей, передвижения с трудовыми и культурно-бытовыми целями, отдыха, занятия спортом и др.
4.6 Принципы формирования безбарьерного каркаса территории должны основываться на принципах универсального дизайна и обеспечивать: равенство в использовании городской среды всеми категориями населения; гибкость в использовании и возможность выбора всеми категориями населения способов передвижения; простоту, легкость и интуитивность понимания предоставляемой о городских объектах и территориях информации, выделение главной информации; возможность восприятия информации и минимальность возникновения опасностей и ошибок восприятия информации.
4.7 Основные элементы безбарьерного каркаса территории:
выделенные посредством информационных, сигнальных устройств и средств связи, доступных для инвалидов, транспортные и пешеходные коммуникации и пространства, организованные по принципам непрерывности и доступности всех основных функциональных зон, зданий и сооружений различного назначения, прежде всего к учреждениям повседневного и периодического обслуживания населения; остановок городского наземного общественного транспорта, станций метрополитена, а также обеспечения комфортабельности и безопасности передвижения инвалидов;
средства визуальной информации и средства дублирования визуальной информации для ориентации - указатели улиц, домовые знаки, печатные носители статической информации (указатели, таблички, вывески, щиты, стенды, аппликации и т.п., в том числе с рельефным или графическим изображением), световые маячки, светофоры на придомовых и городских территориях;
обустройство пандусов и элементов предупреждения и на пересечениях пешеходных коммуникаций безбарьерного каркаса. Системы и средства предупреждения должны обеспечивать инвалидов информацией и сигнализировать об опасности, быть комплексными и предусматривать дублирование визуальной, звуковой и тактильной информации;
наличие сопряжений и подъемных и других устройств различного типа: пандусы, подъемники (лифты), поручни на входах во все жилые здания и здания культурно-бытового назначения;
обеспечение доступности в подвижной состав общественного транспорта. Отметка уровня площадок остановки общественного транспорта должна соответствовать уровню пола подвижного состава городского наземного общественного транспорта;
элементы информационной системы для инвалидов, включая:
точечные (локальные) информационные средства или устройства, устраиваемые у входов в жилые и общественные здания, на ответственных участках путей движения, в зонах нерегулируемого движения;
линейные информационные средства, состоящие из одного или нескольких средств и (или) устройств, размещаемых на протяженных участках путей движения, в крупномасштабных территориях (рекреационных территориях), пространствах (площади перед общественными зданиями) и помещениях с регулируемыми потоками движения;
информационные узлы, размещаемые у входов в здания, сооружения, комплексы, в вестибюлях, в холлах, на пересекающихся путях движения, в специально отведенных зонах и помещениях зданий и сооружений, а также на участках. Это комплексные ориентиры и хранители информации, сочетающие множественные средства и устройства, размещенные компактно или связанно в ограниченном пространстве.
4.8 Основные функциональные и эргономические параметры формирования среды жизнедеятельности для инвалидов и МГН следует принимать в соответствии с требованиями СП 59.13330 и СП 42.13330.
4.9 В процессе реконструкции застройки проведение проектно-организационных решений и мероприятий, направленных на создание для инвалидов доступной городской среды, следует увязывать с программами нового строительства, капитального ремонта и реконструкции существующей жилой, промышленной и общественной застройки и других объектов различного функционального назначения, улично-дорожной сети. Следует обеспечить поэтапное проведение работ по адаптации среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и в зависимости от выделяемого финансирования:
I этап - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оценочных показателей, определяющих минимально необходимые условия доступности среды жизнедеятельности;
II этап - комплекс мероприятий, проведение которых позволяет достичь количественного значения комплексного показателя оценки городской среды, соответствующего ее удовлетворительному состоянию;
III этап - комплекс мероприятий, направленных на приведение городской среды в соответствие с действующими нормами.
Конечной целью является полная реконструкция сложившейся городской среды, всех ее элементов с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
4.10 В зависимости от местных особенностей и условий, численности инвалидов, функционального назначения объекта градостроительного проектирования могут быть применены согласно [5] различные проектно-организационные формы реализации градостроительных решений, вноситься изменения в целевые программы, однако они не должны противоречить направлениям, целям и задачам, определенным статьями 14, 15, 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и должны соответствовать СП 111.13330.

5 Планировка и застройка преобразуемых территорий и зон

5.1 Жилые зоны

5.1.1 Исходным положением является обеспечение возможности проживания инвалидов во всех частях и районах города. При этом следует учитывать особенности градостроительной ситуации и последовательность реконструктивных работ на рассматриваемой территории.
5.1.2 В центральных районах городов в условиях выборочной реконструкции необходимо поэтапно формировать доступную (безбарьерную) среду, предусматривая:
обеспечение удобных и безопасных пересечений транспортных и пешеходных путей, в том числе в разных уровнях;
развитие сферы услуг, предоставляемых учреждениями торговли, общественного питания и досуга, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп;
многообразие жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд инвалидов: отремонтированные дома исторической застройки небольшой этажности, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в доходных домах, новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками.
5.1.3 В исторических зонах городов в процессе реконструкции должны быть обеспечены доступность объектов социальной инфраструктуры для живущих в этом районе инвалидов и маломобильных групп населения, а также доступность памятников истории, культуры и архитектуры, административных и культовых зданий для всех людей, включая инвалидов, в том числе приезжающих из других районов.
5.1.4 В историческую среду жилых зон рекомендуется включать учреждения, предоставляющие услуги как для населения в пределах своей жилой зоны, так и инвалидов и лиц старшего возраста, проживающих на прилегающих территориях (например, центр социального обслуживания, частные пансионаты на 30-50 чел. и др.).
Отдельные жилые дома и общественные здания в исторической застройке, подлежащие реконструкции с отселением, целесообразно полностью или частично (первые этажи) использовать для помещений или учреждений социального обслуживания.
5.1.5 Районы массовой жилой застройки 60-70-х годов, составляющие основу срединных и периферийных зон городов, должны рассматриваться при градостроительном проектировании как территориально-структурный резерв улучшения городской среды, в которых в полном объеме следует реализовать предлагаемые настоящим сводом правил мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов, рисунки В.1, В.2.
В проектах следует предусматривать реконструкцию, сочетающую уплотняющее новое строительство с обновлением (капитальный ремонт, модернизация) существующих зданий, а также поэтапный снос и замену тех зданий, модернизация или реконструкция которых нецелесообразны по ряду критериев. При этом должны решаться вопросы создания удобной среды обитания для инвалидов.
5.1.6 При формировании доступной для инвалидов среды в сложившихся районах массовой жилой застройки следует предусматривать:
возможность обеспечения удовлетворительных экологических условий в сочетании с хорошими условиями транспортной доступности;
нормативную насыщенность учреждениями обслуживания;
возможность в процессе реконструкции переустройства жилищ с учетом потребностей инвалидов;
обеспечение территориальных резервов для специально оборудованных рекреационно-коммуникативных устройств и мест в гаражах-стоянках, зон для парковки автотранспорта инвалидов.
5.1.7 В районах существующей индивидуальной усадебной застройки необходимо предусматривать: рациональное использование земельных участков в соответствии с правилами земплепользования и застройки; упорядочение улично-дорожной сети в связи с делением либо слиянием участков; улучшение или замену покрытий улиц и дорог; размещение малых центров обслуживания; мест приложения труда и мест общения жителей односемейных домов; инженерное обустройство и озеленение территории.
В связи с увеличением в районах малоэтажной усадебной застройки радиусов доступности учреждений обслуживания всех видов (в соответствии с действующими градостроительными нормативами) рекомендуется применение различных форм обслуживания и трудовой занятости инвалидов на дому, обеспечение инвалидов индивидуальными видами транспорта, применение специализированных видов общественного транспорта, размещение малых предприятий (мини-производств), в которых может быть использован труд инвалидов.
Целесообразно размещение в комплексе с общественным центром района индивидуальной застройки центра социального обслуживания с дневным пребыванием инвалидов и пожилых людей.
5.1.8 Жилые районы города и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и МГН с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.
5.1.9 При реконструкции районов с полной или частичной заменой старого жилого фонда рекомендуется выбирать такие типы жилых домов для нового строительства, в которых все квартиры в случае необходимости могут быть переоборудованы с учетом потребностей инвалидов, и размещать эти дома целесообразно вблизи объектов, наиболее посещаемых инвалидами. При превышении нормативной доступности отдельных учреждений обслуживания, они могут быть предусмотрены в жилых домах (например, медпункт, аптечный киоск, стол заказов и др.) согласно СП 136.13330.
5.1.10 Пешеходные пути к объектам повседневного обслуживания инвалидов не должны пересекаться в одном уровне с городскими транспортными магистралями. На районных магистралях и жилых улицах допускается устройство наземных переходов, оборудованных сигнализацией, либо создание перед переходом искусственно неровной дороги (специально созданной на проезжей части дороги искусственной преграды для автомобиля, обозначенной знаком "неровная дорога" и вынуждающей водителя сбавлять скорость до 30 км/ч).
В условиях реконструкции, когда нельзя обеспечить выполнение нормативных радиусов доступности учреждений повседневного обслуживания (низкоплотная малоэтажная усадебная застройка, крутой рельеф и др.), предпочтение должно быть отдано маршруту без препятствий, хотя и более длинному.

5.2 Система общественного обслуживания

5.2.1 При реконструкции застройки следует обеспечить полноту и доступность для инвалидов организаций, учреждений и предприятий обслуживания, а наиболее часто посещаемые объекты - максимально приближать к местам проживания инвалидов, что предполагает использование новых технических средств доставки услуг, строительство специализированных объектов, сокращение нормируемых радиусов доступности.
5.2.2 Согласно СП 59.13330 и ГОСТ Р 52498 организация системы учреждений и предприятий, ориентированных на обслуживание МГН, включая инвалидов, реализуется в двух направлениях:
первое направление - социальное обеспечение инвалидов, пожилых людей и других МГН путем создания специальной сети учреждений, развитием технических средств, строительством социального жилища с объектами обслуживания, предоставлением услуг на дому;
второе направление - самообслуживание МГН, полное или частичное приспособление общегородской сети учреждений для потребностей инвалидов, развитие специальных средств передвижения МГН как по территориям, так и в пределах зданий учреждений обслуживания.
Оба направления должны учитывать, что имеются два типа потребностей населения - стандартные и избирательные, и соответственно два типа сетей учреждений и предприятий.